You have no items in your cart.
«Посвящение. К 100-летию Д.Д. Шостаковича» (2006)
«Посвящение» — второе коллективное сочинение в истории «Музыкального обозрения». Идея нового коллективного опуса появилась в 2004, после исполнения в 20 городах России Концерта для оркестра «Десять взглядов на десять заповедей», авторами которого стали 10 мастеров среднего и старшего поколений: Андрей Эшпай, Михаил Броннер, Роман Леденев, Александр Чайковский, Александр Вустин, Рустэм Сабитов, Юрий Воронцов, Сергей Жуков, Сергей Павленко, Ефрем Подгайц — маститые известные авторы.
Тогда же возник замысел концерта, в котором прозвучали бы три коллективных произведения:
«Десять взглядов на десять заповедей»;
«Вариации на темы 16-й симфонии Мясковского», которые написали 11 профессоров и педагогов Московской консерватории в 1966 к 100-летию вуза: Михаил Чулаки, Анатолий Александров, Евгений Голубев, Сергей Баласанян, Владимир Фере, Дмитрий Кабалевский, Альфред Шнитке, Алексей Николаев, Николай Сидельников, Андрей Эшпай, Родион Щедрин; сочинение молодых авторов.
Редакция «МО» обратилась к трем профессорам кафедры композиции Московской консерватории — А. Чайковскому, Ю. Воронцову и В. Тарнопольскому — с просьбой назвать наиболее интересных, на их взгляд, молодых композиторов. Тех, чьи имена назывались чаще других, пригласили в новый проект. Их оказалось семеро: Ольга Алюшина, Кузьма Бодров, Ольга Бочихина, Антон Буканов, Артем Васильев, Татьяна Новикова, Алексей Сюмак. Их средний возраст на тот момент был около 30 лет.
В поисках единства
На первой встрече в июле 2006 мы обсудили конструкцию сочинения, его сюжет, сценарий. Определились со временем звучания (15–17 минут), с составом оркестра.
Сразу стало ясно, что «общий», скрепляющий композиционный элемент, как это было в «Десяти взглядах…» (тема-звукоряд, составленная из 10 звуков-букв: B – C – A – G – D – Es – E – C – D – A — по одной от фамилии или имени каждого автора), найти будет сложно.
Стали искать идеи, связанные с цифрой 7. Вспоминали устойчивые выражения, понятия, поговорки: Москва — на семи холмах, семь глав у Собора Василия Блаженного, семь дней недели, семь футов под килем, семь-я, семь бед — один ответ, за семью печатями, у семи нянек дитя без глазу, 7-40, агент 007, семь пятниц на неделе, семь дней творения…
Семь смертных грехов… (Сладострастие/похоть. Гнев. Зависть. Чревоугодие. Уныние/лень. Гордыня. Алчность).
Семь слов Спасителя нашего Иисуса Христа на Кресте.
7 нот — каждому по ноте в качестве основного тона. 7 планет. 7 интервалов — каждый пишет свой фрагмент на основе одного выбранного интервала…
Решили встретиться через месяц, чтобы принять единые для всех условия создания произведения. А до этого — продолжили общение в интернете.
«Место гения занято»
На встрече 6 августа мы пытались найти объединяющее начало сочинения. Обсуждение шло непросто. Никто из молодых композиторов не соглашался «ущемлять» свое творческое «я», которое в каждом было выражено столь ярко, темпераментно, увлекательно, интересно и убедительно, что приходила мысль: а не наступил ли конец коллективного творчества в композиторской практике? Может быть, это сочинение и будет последним коллективным произведением?..
В какой-то момент, когда обсуждение, казалось, зашло в тупик, я сказал: «Через месяц 100 лет со дня рождения Шостаковича. Давайте писать на D-S-C-H». «А может быть, без D-S-C-H?» — отреагировал кто-то. В итоге появилась идея: исключить из 12-тонового звукоряда D-S-C-H, а из оставшихся восьми звуков каждому было предложено создать motto. Договорились, что на конкурсной основе будет выбран один отрывок из семи — он и станет motto (эпиграфом, девизом) произведения.
Варианты motto были готовы к третьей встрече (26 августа).
На четвертой (8 сентября) был определен «победитель» — Татьяна Новикова — и сформулированы условия сочинения.
Каждый автор должен написать свой фрагмент протяженностью около двух минут, в который включается motto (звучанием не более 15 секунд): оно может находиться в любом месте, свободно гармонизовано, оркестровано и ритмически оформлено, но последовательность звуков остается неизменной.
Также в любом месте отрывка можно использовать motto частично.
Других условий не было, кроме одного: каждый автор подразумевает, что его фрагмент — часть целого, и что у сочинения есть подзаголовок: «К 100-летию со дня рождения Д.Д. Шостаковича».
К 11 ноября были готовы все партитуры. После этого был определен порядок следования фрагментов: О. Алюшина, А. Васильев, А. Сюмак, А. Буканов, Т. Новикова, О. Бочихина, К. Бодров.
Говорят авторы
О. Алюшина: «Сочинение построено по принципу разрастающегося звукового пространства, начинаясь от унисона тона «ля» в нижнем регистре и приходя в завершении к уплотненному объемному звучанию. Восходящие и нисходящие интонации секунды, из которых соткана вся композиция, позволяют провести аналогии с интонационной структурой мотива «DSCH». Звуковая волна, как один большой вдох, обрывается на пике своего развития, застывая в высоком регистре на тоне «соль». Вырастающее из него motto «оглушает» своей прозрачностью и хрупкостью».
А. Васильев: «Ритмическим стержнем моей части «Посвящения» послужило остинато ударных из Четвертой симфонии Шостаковича, которое неизменно повторяется на всем протяжении двухминутного фрагмента. На этом фоне, постепенно ускоряясь, 9 раз звучит последовательность из 5 аккордов, каждый из которых короче предыдущего на 1/3.
Таким образом, я добиваюсь эффекта раскручивающейся спирали. Слушатель может ассоциировать этот процесс, например, с ощущением движения времени. Центром остается почти незаметная цитата из Шостаковича, символизируя его незримое влияние на музыкальный процесс в этом сочинении (и, в более широком смысле, на музыку ХХ века).
Последние 15 секунд кульминации нарушают развитие по спирали, возвращают нас к объединяющей мелодической идее всего сочинения и являются моим музыкальным комментарием к этой идее».
Т. Новикова: «Для меня появление нашего сочинения явилось актом сакральным, неизбежным, поскольку каждый из семи авторов в какой-то момент смог почувствовать себя частью единого организма, душой которого и стал Д.Д. Шостакович. Я верю, что с рождением этого опуса в мире появится чуть больше любви и желания принять непохожего, как близкого, бесценного. Высший смысл явления всегда сокрыт, но путь к нему всегда — путь света!»
О. Бочихина: «Мое посвящение Шостаковичу – это посвящение-прощание, хорал. Точнее, хоральная прелюдия на тему «Шостакович». Но темы, как и автора в сочинении нет (последовательность d-es-c-h изначально отсутствовала в предложенном звукоряде); есть лишь аккордовый комментарий, который все время ускользает, как и сама «тема»: ускользает от точного воспроизведения, от обозначенных границ начала или конца, просто парит во времени».
К. Бодров: «Главная объединяющая мысль всего сочинения — индивидуальный взгляд на музыку Д.Д. Шостаковича. Именно эта идея позволила сосуществовать в одном сочинении совершенно полярным стилям разных композиторов. В моем фрагменте нет прямых цитат или аллюзий, связанных с Д.Д. Шостаковичем. Это музыка, посвященная великому художнику ХХ века».
Беспрецедентный концерт
Замысел нового коллективного опуса реализовался в сотрудничестве с симфоническим оркестром Москвы «Русская филармония», который в то время осуществлял проект «Молодые композиторы Москвы — любимой столице».
Премьера «Посвящения» состоялась в концерте «Три коллективных сочинения» 5 декабря 2006 в Московском Доме музыки в исполнении оркестра «Русская филармония» под управлением Владимира Зивы. Впервые в истории программу одного концерта составили три коллективных опуса. Они были созданы на протяжении 40 лет (1966 – 2004 – 2006).
Звучала музыка 27 композиторов, самый старший из которых — Анатолий Александров — родился в XIX веке (1888), а скончался в 1982, когда самым младшим из авторов «Посвящения» — Ольге Бочихиной и Кузьме Бодрову — было только 2 года.
Андрей Эшпай участвовал в двух сочинениях: «Вариациях…» и «Десяти взглядах…».
«Вариации на темы 16-й симфонии Мясковского» звучали во второй раз. Первое и до той поры единственное их исполнение состоялось на юбилейном концерте МГК в 1966 (запись этого концерта показали по каналу «Культура» в 2016 к 150-летию Московской консерватории). Партитуру сочинения не нашли, но благодаря усилиям проректора Е.Г. Сорокиной ее удалось восстановить по партиям, сохранившимся в Научной библиотеке МГК им. С.И. Танеева.
«Десять взглядов на десять заповедей» прозвучали в 22-й раз.
Завершила концерт мировая премьера «Посвящения».
Второе исполнение прошло 9 октября 2011 на фестивале «Кружева» в Вологде: играл Ярославский симфонический оркестр под управлением Мурада Аннамамедова.
1 октября 2014 «Посвящение» прозвучало на юбилейном концерте «Музыкальное обозрение – opus 25» в Москве, в Зале им. Чайковского. Оркестром Московской филармонии дирижировал Юрий Симонов.
Новое исполнение — в Саратове 16 сентября 2021 — будет посвящено 115-летию со дня рождения Д.Д. Шостаковича (25 сентября).
Исполнители — АСО Саратовской филармонии, дирижер Илья Дербилов.
Андрей УСТИНОВ