«Лебединое озеро» Анжелена Прельжокажа — впервые в Санкт-Петербурге и Москве (ноябрь 2021)

«Лебединое озеро» Анжелена Прельжокажа — впервые в Санкт-Петербурге и Москве (ноябрь 2021)
Фото Jean-Claude Carbonne

Балет «Лебединое озеро» Анжелена Прельжокажа, мировая премьера которого состоялась в октябре 2020 в La Comédie de Clermont-Ferrand, в 2021 представлен в программах двух крупных международных фестивалей: «Дягилев. P.S.» (Санкт-Петербург) и Dance Inversion (Москва). 11 и 12 ноября спектакль можно будет увидеть на сцене Театра-фестиваля «Балтийский дом» (российская премьера), а 16-17 ноября – на Новой сцене Большого театра.

Музыка П. И. Чайковского и группы 79D. Художник по костюмам – Игорь Чапурин. Художник по свету – Эрик Сойер. Видеодизайн Бориса Лаббе.

«Я остановил выбор на “Лебедином озере”, поскольку уверен, что в современном контексте этот балет будет максимально созвучен нашему времени. “Лебединое озеро” – это очень современная история. Образ лебедя вызвал у меня огромное желание затронуть вопросы сохранения природы, экологические аспекты, поговорить о том, какие угрозы жизни на планете есть сегодня и как мы можем уменьшить экологические риски. Лебеди обитают в водной стихии, вода – один из важнейших элементов поддержания жизни на планете. Из-за экологических проблем, связанных с изменениями климата, многие виды животных и птиц оказались под угрозой исчезновения. И я решил выстроить концепцию своего “Лебединого озера” вокруг этой острой темы, которая сегодня волнует человечество. Если для кого-то из зрителей эта тема до сих пор казалась неким абстрактным, отвлеченным сюжетом, не имеющим прямого отношения к его жизни, я вижу свою задачу в том, чтобы человек ощутил эту связь, прочувствовал, что каждый из нас – часть единого природного организма и несет свою долю ответственности за его здоровье»сказал Анжелен Прельжокаж в интервью «Ведомостям».

В другом интервью, опубликованном на сайте Dance Inversion, Прельжокаж говорит о внесенных им в «Лебединое озеро» изменениях: «Наиболее важные <…> касаются родителей героев. В большинстве версий “Лебединого озера” это довольно бесцветные персонажи. Их роли банальны, у них мало танцевальных партий. В моей версии они выходят на передний план: много танцуют, оказывают большое влияние на судьбу главных героев».

На вопрос, сохранил ли он оригинальную музыку Чайковского, Прельжокаж отвечает, что сохранил на 90%: «Причем 90 процентов из этих девяноста взяты из “Лебединого озера”, а остальные десять – из других его произведений. Оригинальная партитура звучит три часа, так что я не мог оставить ее полностью. А так как я хотел затронуть темы, отсутствовавшие в оригинальной версии балета, мне пришлось подыскать подходящую музыку среди других работ Чайковского, таким образом, заново открыв для себя его творчество».

Прельжокаж также подчеркнул, что в постановке «Лебединого озера» ему интересно использовать некоторые хореографические находки Льва Иванова и Мариуса Петипа, но – «выстраивая мою собственную хореографию вокруг них»: «Как если бы я пришел на античные развалины и решил построить поверх них новый город».