Конкурсные танцы в чумные времена

Завершился Второй Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов
Конкурсные танцы в чумные времена
Свинко Елена, Болсуновский Георгий - лауреаты I премии в Старшей группе.

В Детском музыкальном театре имени Н.И. Сац с 7 по 12 ноября 2020 проходил Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов. Конкурс был учрежден Правительством и Министерством культуры РФ в 2013. Его организатор — ФГБУК «РОСКОНЦЕРТ».

Четырехлетний цикл Конкурса состоит из четырех этапов: в первый год соревнование проходит по специальности «хореографы», профиль второго — «характерный и народно-сценический танец», третьего — «современный танец в музыкальном театре» и четвертого — «классический танец». Первый конкурс проходил с 2013 по 2016, второй — с 2017 по 2020.

В этом году участники состязались по специальности «классический танец». Победители-2020 без отборочного тура автоматически стали участниками Международного конкурса артистов балета и хореографов, который, согласно планам, состоится на сцене Большого театра в 2021.

Территория

Первые конкурсы, начиная с 2013, проходили на сцене Театра имени Н.И. Сац, однако, по замыслу организаторов, смотр должен курсировать по разным городам России. Так, в прошлом году форум проходил в Ярославле и стал на самом деле в большей степени форумом, нежели просто конкурсом: для участников устраивались мастер-классы, читались лекции, проходили круглые столы. Учитывая удачный опыт Ярославля, его хотели сделать конкурсным городом и в 2020, но из-за неблагополучной эпидемиологической ситуации смотр «перевезли» в Москву, где он и состоялся в спокойной обстановке удаленного от центра театра.

В Москве добавилось одно важное новшество. Все мероприятия форума — конкурсные показы, гала-концерт победителей, интереснейшие лаборатории классического танца профессора АРБ и руководителя балетной студии DanceSecret Ильи Кузнецова (так прихотливо назвали мастер-классы одного из лучших преподавателей мужского танца в мире; Кузнецов учился у великого мэтра Петра Пестова в МГАХ, а в 2019 в соавторстве со своим сокурсником Н. Цискаридзе написал книгу «Шесть экзаменационных уроков классического танца П.А. Пестова», осмысляющую наследие уникального учителя ) — транслировались онлайн на портале www.культура.рф (есть вероятность, что эти раритетные записи еще какое-то время будут храниться на портале в разделе live Архив, и их можно будет посмотреть как минимум до конца 2020).

Кроме того, во время конкурса культура.рф показал в онлайн-формате премьеру «Бахчисарайского фонтана» Б. Асафьева в постановке Константина Иванова (Марийский театр оперы и балета), транслировал Вечер балета от АРБ и спектакль Георгия Ковтуна «Стойкий оловянный солдатик» из театра им. Н.И. Сац. Вход на офлайн-мероприятия конкурса был бесплатный.

Тринадцать городов

В состязании участвовали 54 танцовщика из 13 городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Екатеринбурга, Челябинска, Уфы, Красноярска, Краснодара, Красногорска, Улан-Уде, Ростова-на-Дону, Якутска и Тулы. Отборочный тур по видео прошло гораздо большее число соискателей, но не все смогли приехать и выступить по понятным причинам, связанным со здоровьем. Географию балетного конкурса в СССР и теперь в России всегда определяет наличие хореографического училища, колледжа или вуза в том или ином городе и регионе. Традиционно на конкурсах, предполагающих состязание также и в младшей группе, собираются студенты из Санкт-Петербурга, Москвы, Перми, Казани, Уфы, Красноярска, Воронежа, Йошкар-Олы (артисты балетных театров этих же городов участвуют в состязаниях в старшей группе). География расширяется, как только конкурсного возраста достигают ученики новых хореографических колледжей. Всероссийский конкурс, который является удобным трамплином для готовящихся к Международному конкурсу россиян, как раз и фиксирует хореографическую ситуацию во всей России на данный момент.

Платформа

Трудно скрыть тот факт, что балетные конкурсы теряют значимость, авторитетность, престижность и у нас, и в мире (про мир мы понимаем, когда почти не видим среди участников Международного конкурса в Москве подданных Франции, Дании, Великобритании, США и других балетных держав, хотя на первые смотры они охотно приезжали и уезжали с наградами). Тем не менее, в России конкурсы важны и нужны, хотя бы для того, чтобы молодые и креативные солисты ведущих российских театров (не Большого, Мариинского, Пермского, Екатеринбургского или Казанского, а следующих за ними в табели о рангах) шлифовали свое мастерство к смотру под руководством хороших педагогов, привозили в театр медали и повышали престижность и конкурентоспособность своей компании внутри региона. А конкурс в младшей группе — это всегда платформа для открытия новых имен, в том числе и из городов, где только недавно начали или вот-вот начнут выпускать артистов балета и танца. Без Всероссийского конкурса, участвовать в котором все-таки проще, чем в международном, у провинциальных студентов нет вообще никакой возможности быть увиденными.

С другой стороны, проходит телевизионный конкурс «Большой балет», но к участию в нем не допускаются «темные лошадки», то есть те, кто еще никак не проявил себя. Поэтому самый лучший способ для балетных (и тех, кто занимается т.н. современным танцем) людей выделиться внутри России — следить за новостями www.balletcontest.ru, посылать запись со своим выступлением и искать хорошего педагога для подготовки: даже если не получишь медаль и денежное вознаграждение, навыки останутся и помогут двигаться в танцевальной вселенной дальше.

Детали

Яркими лидерами этого конкурса в старшей группе стали артисты Красноярского балета, ведомого экс-солистом Большого театра, хореографом и оперным режиссером Сергеем Бобровым. Блестяще выступила Елена Свинко, которую москвичи помнят по предыдущим международным конкурсам, где она неплохо показалась, но не дотянула до высших наград. Ее выход на данном конкурсе — тот самый карьерный взлет, результат работы над собой и неравнодушие к репутации родной труппы, выходящей внутри сибирского региона на достойный уровень, готовой состязаться за первенство с более известным, но хиреющим на глазах из-за скандального директора Новосибирским балетом.

На конкурсе в Москве неожиданно «возник» потерянный в 2017 молодой человек из Сыктывкара, тот самый юный Иван Сорокин с мягкими стопами, кошачьей пластикой и ангельской улыбкой, который, не надеясь пройти в III тур Международного конкурса и не заготовив для него третью классическую вариацию, сел на поезд и уехал домой. Информацию о прохождении в III тур мальчик получил в дороге.

Впоследствии Сорокин и его родители пересмотрели отношение к образованию, приехали в Москву, и с 2019 Иван учится в МГАХ под присмотром Валерия Анисимова. Ему еще не исполнилось 19 лет, поэтому он соревновался в младшей группе и победил с большим отрывом от остальных участников. Чтобы рассчитывать на победу в летнем международном смотре, ему придется усиленно заниматься оставшиеся до июля месяцы — техника студента пока остается несовершенной: ему удаются разного рода прыжки и полеты (врожденное), также пируэты, но туры еще предстоит «точить» и «точить». Ему повезло с хореографом: специальный номер для Сорокина поставил британец из труппы Татарского театра оперы и балета Алессандро Каггеджи. Номер сам по себе не удивил оригинальностью хореографического языка, но выгодно подчеркнул гуттаперчевую пластику будущего лауреата и его музыкальность.

Так вышло, что Всероссийский конкурс, проходящий офлайн, несмотря на трудную эпидемиологическую ситуацию, начался буквально через несколько дней после окончания пермского конкурса «Арабеск», перенесенного на осень с весны 2020 (конкурс проходил офлайн, жюри находилось в театре, а зрители следили за прямыми трансляциями онлайн), и некоторые участники приехали в Москву сразу после выступления в Перми. В том числе Иван Сорокин, завоевавший на «Арабеске» вторую премию и специальный приз от Дома Дягилева «Надежда России».

Неплохие результаты на последних конкурсах демонстрируют студенты хореографического училища при МГАТТ «Гжель», что понятно, так как им руководит ведущий педагог Большого театра, народный артист СССР Борис Акимов. Ярко о себе заявляют и студенты Академии танца Бориса Эйфмана.

Удиви меня!

Слабым звеном всех многочисленных конкурсов балета и танца в целом и данного смотра в частности остается современная хореография. С одной стороны, смотр, особенно международный, призван привлекать хореографов со всего мира (победа в конкурсе приносит солидное денежное вознаграждение, дает путевку в жизнь, по крайней мере, в России, надежду на ангажементы). С другой стороны, конкурсы, все еще затрудняющиеся прописать условия и требования для так называемого современного хореографа, открывают дорогу самоуверенным неучам, которые умеют соединить несколько танцевальных пассажей с катаниями и валяниями по полу, йоговскими позами или цирковыми трюками. Сегодня почти любой артист уверен, что он может поставить «что-то современное» для себя или коллег. Как выходить из трудной ситуации подмены понятий, пока не ясно, так как далеко не всегда хорошего хореографа выпускает вуз. И откуда вообще брать хореографов при таком крошечном количестве имеющихся профессионалов и подрастающих реальных талантов в этой сфере, и таком сумасшедшем спросе на них в музтеатре, драмтеатре и собственно на конкурсах? Вот и продолжают жюри премировать «условных» хореографов, полагаясь на собственный вкус и опыт. Больше всего в этих постановщиках «современных номеров» раздражает неумение работать с музыкой: из конкурса в конкурс кочуют хиты Дж. Соллимы, М. Рихтера, Ф. Гласса, Э. Сати, причем одни и те же. Хитами становятся и названия номеров — вот четыре запомнившиеся работы с нынешнего конкурса: «Реальность пронзает меня ножом», «Вместо письма», «Путь к себе», «В порту Амстердама».

Тем не менее, мы продолжаем ждать чуда, повторяя про себя, когда показывают очередную новинку от автора современной хореографии, дягилевское «Удиви меня!»

Лауреаты

Младшая группа (14–18 лет)

Юноши:

I премия (170 тыс. руб.) —
Сорокин Иван (Москва, учащийся МГАХ).

II премия (130 тыс. руб.) —
Плешаков
Богдан (Москва, учащийся МГАХ),

III премия (100 тыс. руб.) —
Одинцов Иван (Якутск, учащийся Якутской балетной школы им. Посельских);
Рачин Егор (Санкт-Петербург, студент Академии танца Б. Эйфмана).

Девушки:

II премия (130 тыс. руб.) —
Васильченко
Ульяна (Москва, студентка МГАТТ «Гжель»).

III премия (100 тыс. руб.) —
Чугунова Дарья (Пермь, учащаяся Пермского хореографического училища).

Старшая группа (19–35 лет включительно)

Мужчины:

I премия (200 тыс. руб.) —
Болсуновский Георгий (Красноярск, ведущий солист Театра оперы и балета),

II премия (170 тыс. руб.) —
Аракелян Арутюн (Москва, мастер сцены в театре «Русский балет»);
Дымчиков Тимур (Улан-Удэ, солист Бурятского театра оперы и балета).

III премия (140 тыс. руб.) —
Карацев Олег
(Москва, артист театра «Русский балет»).

Женщины:

I премия (200 тыс. руб.) — Свинко Елена
(Красноярск, ведущая солистка Красноярского театра оперы и балета),

II премия (170 тыс. руб.) —
Криса Александра (Москва, прима-балерина театра «Кремлевский балет»).

III премия (140 тыс. руб.) —

Лазарева Алеся (Москва, студентка МГАТТ «Гжель»);
Орел Ксения (Москва, мастер сцены театра «Русский балет»).

Специальные премии

«За лучшую хореографию номеров, специально поставленных для конкурса»:

Алессандро Каггеджи (Казань),
Юлия Репицына (Челябинск)..

«За успешную подготовку участника»:

Валерий Анисимов и Жанна Богородицкая (Москва),
Александр Куимов и Вера Суровцева (Красноярск)..

«За партнерство»:

Юрий Выборнов (Москва),
Марчелло Пелиццони (Красноярск).

Екатерина БЕЛЯЕВА