20 декабря 2019. Москва. Зарядье. Юбилейный концерт «Музыкальное обозрение — 30». Eadem mutata Resurgo / «Измененный, я вновь воскресаю»

<strong>20 декабря 2019. Москва. Зарядье. Юбилейный концерт «Музыкальное обозрение — 30». Eadem mutata Resurgo / «Измененный, я вновь воскресаю»</strong>
20 декабря 2019, пятница, 19.00
Москва, Концертный зал «Зарядье»
(ул. Варварка, дом 6, стр. 4)
«МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБОЗРЕНИЕ» — 30
Андрей УСТИНОВ — 60
Павел РАЙГОРОДСКИЙ — 60
Eadem mutata resurgo /
«Изменяясь, я вновь воскресаю»

Первое отделение

Петр ЧАЙКОВСКИЙ (1840–1893) – Сергей АБИР (1944)
«Детский альбом» ор. 39 (1878 / 2018)
Фортепианный цикл в новой оркестровой версии
Мировая премьера

  1. Утренняя молитва
  2. Мама
  3. Марш деревянных солдатиков
  4. Новая кукла
  5. Вальс

Номера пьес даются по автографу П.И. Чайковского

Рихард ШТРАУС (1864–1949)
«Так говорил Заратустра»,
симфоническая поэма ор. 30 (1896)

  1. Предисловие, или Восход
  2. О людях потустороннего мира
  3. О великом томлении
  4. О радостях и страстях
  5. Погребальная песнь
  6. О науке
  7. Выздоравливающий
  8. Танцевальная песнь
  9. Песня ночного странника

Второе отделение

Петр ЧАЙКОВСКИЙ – Сергей АБИР
«Детский альбом»

  1. Мазурка
  2. Мужик на гармонике играет
  3. Немецкая песенка
  4. Сладкая греза
  5. Шарманщик поет

Коллективное сочинение
Сергей НЕВСКИЙ (1972), Алексей СЮМАК (1976),
Дмитрий КУРЛЯНДСКИЙ (1976), Александр ХУБЕЕВ (1986),
Николай ПОПОВ (1986)
«Liberta/MO/Opus 30/2019»
Concerto grosso
для симфонического оркестра,
солирующих арфы, флейты, альта, контрабаса,
баяна и электроники
Мировая премьера
Солисты:
Оксана СИДЯГИНА (арфа), Иван БУШУЕВ (флейта),
Сергей ПОЛТАВСКИЙ (альт), Григорий КРОТЕНКО (контрабас),
Иосиф ПУРИЦ (баян)

Сергей ПРОКОФЬЕВ (1891–1953)
«Здравица»,
кантата для смешанного хора и симфонического оркестра ор. 85,
слова народные (1939)

Чарльз Эдвард АЙВЗ (1874–1954)
«Вопрос, оставшийся без ответа» (1935)

Государственная академическая симфоническая капелла России
Художественный руководитель и главный дирижер —
Валерий ПОЛЯНСКИЙ

При поддержке:

Петр Чайковский – Сергей Абир. «Детский альбом».
Мировая премьера новой оркестровой версии

Кликните, чтобы увеличить
Петр ЧАЙКОВСКИЙ
Сергей АБИР

Если бы Петр Ильич написал свой «Детский альбом» не для фортепиано, а для симфонического оркестра, то это произведение звучало бы именно так, как прозвучит 20 декабря в «Зарядье».

Автор оркестровой версии Сергей Абир (Рыцарев) — блестящий знаток оркестра, признанный мастер оркестровки, музыковед, написавший единственную в СССР книгу о К.В. Глюке — великом оперном реформаторе XVIII века. «Времена года» Чайковского в инструментовке Абира входят в репертуар оркестров мира (записаны Василием Петренко с Ливерпульским оркестром). Его оркестровые переложения встают в один ряд с Пассакалией Баха – Веберна, «Картинками с выставки» Мусоргского – Равеля, симфониями Бетховена – Малера.

«Мы все родом из детства», «Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит», — скажет через 64 года после создания Чайковским «Детского альбома» Антуан де Сент-Экзюпери. Много открытий ждет и нас в этом произведении. «Детский альбом» — что это? Мир глазами ребенка или взгляд взрослого на мир детства?

«Между прозрачной фактурой нотных строк и знаков ребячьего мира прочитываются ровно те же пропорции, страсти и сам жизненный круг, что и в мире взрослых.

Без опасений за психику ребенка, П.И. Ч. ведет его сквозь праздник жизни к ее закату. Вначале девочка хоронила куклу, а под конец кто-то хоронит уже ее. Композитор прививает своим молодым слушателям философскую мысль о бытии и делает это на поднебесном уровне, с полной отдачей и средствами серьезного музыкального языка, в котором слышатся цитаты и аллюзии из его опер и симфоний». (Сергей Абир)

Здесь жизненный путь, здесь масштаб и пространство, буря эмоций, веселье и грусть, игры и мечтания, а в немецких, французских, итальянских, польских и русских танцах и песенках, если хотите — предвидение Объединенной Европы. Считал ли Чайковский — человек с европейским менталитетом, проведший за границей чуть ли не половину жизни — Россию частью этой Европы?

«Финал цикла являет ребенку неожиданно серьезную символику конца жизни (в мрачнейшем церковном хорале) и ее вечную цикличную природу: смерть и возрождение как символы вечного Времени, Хроноса, облеченного в незатейливую песенку шарманщика, крутящего свою музыкальною игрушку с ее неизменной мелодией изо дня в день, из года в год, из поколения в поколение». (Марина Рыцарева)

Рихард Штраус. «Так говорил Заратустра»

Кликните, чтобы увеличить

А как говорил Заратустра? Что говорил Заратустра? С кем говорил Заратустра?

Мы услышим это в симфонической поэме опус 30 Рихарда Штрауса. Ее первые звуки уже 44 года открывают программу «Что? Где? Когда?», хотя впервые огласили они мир в 1896 году. Грандиозная поэма Штрауса, написанная для четверного состава симфонического оркестра с шестью валторнами, двумя тубами и органом по роману Фридриха Ницше, уже более 120 лет входит в репертуар выдающихся оркестров и дирижеров мира.

«Когда Заратустре исполнилось 30 лет, покинул он свою родину и озеро своей родины … в одно утро поднялся он с зарею, стал перед солнцем и так говорил к нему: “Великое светило! К чему свелось бы твое счастье, если б не было у тебя тех, кому ты светишь!”»

Так начинается роман Ницше.

Штраус обозначил свое произведение опусом 30.

Звучит поэма Штрауса в нашем концерте, посвященном 30-летию газеты.

Коллективное сочинение
Сергей Невский, Дмитрий Курляндский, Алексей Сюмак, Николай Попов, Александр Хубеев
Concerto grosso «Liberta/MO/Opus 30/2019»
Мировая премьера

Кликните, чтобы увеличить

Какая музыка из нашего времени будет звучать в будущем?

Пусть это будет новое сочинение, мировая премьера которого состоится на юбилейном концерте: Сoncerto grosso «Liberta/MO/Opus 30/2019» для симфонического оркестра, 5 солирующих инструментов и электроники.

Его написали культовые композиторы наших дней Сергей Невский, Дмитрий Курляндский, Алексей Сюмак, Николай Попов, Александр Хубеев. Все они —постоянные участники проектов газеты последних лет, как и солисты, представители нового поколения исполнителей: альтист Сергей Полтавский, контрабасист Григорий Кротенко, флейтист Иван Бушуев, арфистка Оксана Сидягина, баянист Иосиф Пуриц.

Это третий коллективный опус, инициированный газетой «Музыкальное обозрение». Первый — Концерт для оркестра «Десять взглядов на десять заповедей» — был создан в 2004 году к 15-летию «МО» 10 композиторами (Михаил Броннер, Юрий Воронцов, Александр Вустин, Сергей Жуков, Роман Леденев, Сергей Павленко, Ефрем Подгайц, Рустэм Сабитов, Александр Чайковский, Андрей Эшпай). Осенью 2004 года «Десять взглядов…» исполнили 20 оркестров России 22 раза. Московская премьера была показана всей стране по каналу «Культура». И это стало историческим событием.

Второй коллективный проект «МО» — «Посвящение». К 100-летию Д.Д. Шостаковича — в 2006 году написали семь, тогда молодых, композиторов: Ольга Алюшина, Кузьма Бодров, Антон Буканов, Ольга Бочихина, Артем Васильев, Татьяна Новикова, Алексей Сюмак.

И вот новый проект, мировая премьера которого состоится 20 декабря в «Зарядье». Concerto grosso «Liberta/MO/Opus 30/2019/» .

Сергей Прокофьев. «Здравица»

Кликните, чтобы увеличить
Сергей ПРОКОФЬЕВ

Нет в истории более гениального величального музыкального произведения, посвященного тирану, чем кантата «Здравица», написанная Сергеем Прокофьевым к 60-летию Сталина и впервые прозвучавшая в день его юбилея 21 декабря 1939 года, ровно 80 лет назад.

Вправе ли сегодня мы, знающие правду о том страшном времени, исполнять музыку, посвященную тирану и диктатору (слово «Сталин» звучит в ней 13 раз)? Можем ли мы «смеясь, расстаться с таким прошлым»? Мы еще раз ставим эти вопросы и будем искать на них ответы.

«Покаяние — одноразовое и символическое действо. Осмысление прошлого — это постоянная и упорная работа. Ее нельзя сделать один раз и навсегда. Каждое новое поколение должно вновь и вновь осмысливать и переосмысливать прошлое, в особенности его горькие и страшные страницы, и это будет вновь и вновь пробуждать гражданскую активность и волю, чтобы подобное не повторилось». (Арсений Рогинский)

Чарльз Айвз. «Вопрос, оставшийся без ответа»

Кликните, чтобы увеличить

Музыка может изобразить гнев, любовь, смех.

Американский композитор Чарльз Айвз смог музыкой поставить Вопрос (?). В 1935 году он написал произведение «Вопрос, оставшийся без ответа». Это сочинение прозвучит в завершение юбилейного концерта.

Вся наша жизнь состоит из вопросов и поиска ответов на них.

Любит — не любит?

Что делать?

Кто виноват?

Быть или не быть?

В чем смысл жизни?

Что есть истина?

Какие мы есть?

Какими мы будем?

Что ждет нас впереди?

Валерий ПОЛЯНСКИЙ
Ольга СИДЯГИНА
Иван БУШУЕВ
Сергей ПОЛТАВСКИЙ
Григорий КРОТЕНКО
Иосиф ПУРИЦ

«Музыкальное обозрение» – 30

Первый номер «МО» вышел в 1989 году, еще в Советском Союзе. За 30 лет жизнь менялась фактически каждый год, а порой и каждый день.

Сегодня мы живем в другой стране, в другом времени, в другую эпоху, общаемся при помощи совершенно иных средств коммуникации. Газета тоже менялась и меняется вместе с реальностью, которую она не только фиксирует и отражает, но и формирует и организует, инициируя и воплощая в жизнь культурные и музыкальные проекты.

Газета создает реальную картину, энциклопедию музыкальной жизни рубежа веков и тысячелетий, стараясь акцентировать ее важнейшие вехи и события.

В программе, которая прозвучит 20 декабря в «Зарядье», сходятся многие векторы истории и современной жизни «МО».

В честь 30-летия газеты в программу включены сочинения из эксклюзивного проекта «МО» OPUS 30. «OPUS 30» — это и Всероссийский фестиваль, концерты которого в течение юбилейного года проходят в десятках городов страны.

Главный редактор — Андрей УСТИНОВ.

Заместитель главного редактора — Павел РАЙГОРОДСКИЙ.

Кликните, чтобы увеличить