Кирилл Серебренников: «Сегодня современный театр — это не просто важнейшее, передовое, а значит — мощное, влиятельное, смыслообразующее искусство, но и — опасное»

Кирилл Серебренников: «Сегодня современный театр — это не просто важнейшее, передовое, а значит — мощное, влиятельное, смыслообразующее искусство, но и — опасное»

Кирилл Серебренников, один из основателей Международного фестиваля-школы современного искусства «ТERRИТОRИЯ», направил обращение к  участникам и слушателям нынешнего фестиваля. Фрагмент из его обращения зачитал на пресс-конференции, посвященной открытию XII фестиваля «ТERRИТОRИЯ», один из руководителей форума, художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов. Полностью текст обращения опубликван на сайте фестиваля.

Обращение Кирилла Серебренникова к студентам фестиваля-школы “Территория”

“Привет.

Друзья, коллеги,
вы приехали на фестиваль-школу «Территория» — и у вас в голове, наверняка, есть несколько мыслей:

  • Прогуляться в Москву;
  • Наладить связь с коллегами, которые могут помочь в будущем;
  • Себя показать, а вдруг понравлюсь, и будет работа;
  • Посмотреть это странное искусство, которое показывают на этой Территории.

Все мысли, в принципе, правильные, но я бы хотел, чтобы к ним добавилось еще одно соображение:

Эти несколько суперинтенсивных по программе дней, которые вы проведете в Москве, посещая спектакли, мастер-классы и лекции, могут стать определяющими для вашей дальнейшей творческой жизни.

Все, что вы тут увидите и услышите, будет вам непривычно. А все непривычное заставляет организм защищаться,
искать способы выживания и адаптации. Вот несколько пунктов того, что в данной ситуации делать не надо:

  • Вам не надо трудиться искать аргументы, чтобы разоблачить современный театр и
    очередной стотысячный раз повторить — только классика, только традиция, только то, что было. Это уже много раз сделали за вас.
  • Вам не надо искать в арсенале ваших знаний слова, чтобы как-то объяснить себе или другим то, что вы видите.
  • У вас нет этих слов, этих знаний, этого инструментария. Иначе зачем вы приехали?
  • Вам не надо доказывать всем, что то, что вам показывают и рассказывают и так уже давно вам хорошо известно, что вы это уже давно освоили и что «я тоже так могу», даже если это и так, стоит интеллигентно промолчать и загадочно улыбнуться.

Что стоит делать за эти несколько дней, которые вы проведете на фестивале «Территория»?

  • Слушать то, что говорят;
  • Делать то, что просят;
  • Смотреть то, что показывают;

А потом уже — после окончания фестиваля — сесть и ответить на несколько вопросов.

  • Какую пользу из всего, что я видел и слышал, я могу извлечь?
  • Тот путь в искусстве, который мне предлагает фестиваль, он мне подходит или нет? Это — мое или не мое?
  • Кто я вообще такой и чем в это жизни я хочу заниматься?

Честные ответы на эти вопросы могут изменить вашу жизнь кардинально или, наоборот, смогут показать вам,
что то, что вы делали до фестиваля — это и есть ваш путь, и никакого современного театра вам и близко не надо.

Согласитесь, и то, и другое — хороший результат, он стоит всех усилий.

Главное, будьте честными и искренними перед собой — это необходимо для любого типа искусства.

И помните еще одну важную вещь:

Сегодня современный театр не просто важнейшее, передовое, а значит мощное, влиятельное, смыслообразующее искусство, но и — опасное.

Таким, каким оно стало сегодня в России, он не был практически нигде и никогда. Так что подумайте над этим тоже.

И — за работу!!!!!!

Кирилл Серебренников

TERRITORIЯ — международный фестиваль-школа современного искусства. Существует с 2006 года под руководством арт-дирекции: Евгений Миронов, Роман Должанский, Чулпан Хаматова, Теодор Курентзис, Кирилл Серебренников, Андрей Ураев и Василий Церетели (с 2014 года).

Это первый фестиваль в России, который, совместно со смотром, становится школой актуального искусства. Ежегодно молодые актёры и режиссёры отправляют свои заявки, чтобы стать студентом школы и присутствовать на мастер-классах и лекциях ведущих актёров, режиссёров, сценографов из разных стран.