Юбилей Марты Аргерих

Юбилей Марты Аргерих
Фото Facebook

5 июня 2021 – юбилейная дата Марты Аргерих, великой пианистки, родившейся в Буэнос-Айресе, довольно быстро ставшей музыкальной гордостью Европы и остающейся таковой: Аргерих в прекрасной пианистической форме.

Плюс – умение кардинально менять исполняемых композиторов, что представляется нам по меньшей мере важным, а в сочетании с уникальным исполнительским темпераментом Аргерих и ее безусловной женственностью еще и замечательным. Рахманинов Аргерих – это Рахманинов Аргерих, и дело не в том, нравится ли кому-то автор Второго и Третьего фортепианных концертов или не нравится, а в самой проблематике: исполнитель – единственно «проводник авторской воли»? Или – «соавтор»? Кажется, Аргерих склоняется ко второму.

В чем-то ее позиция видится (автору этого текста) соразмерной позиции Глена Гульда, записавшего, в частности, Третью сонату Шопена в «баховском» стиле, и такого Шопена очевидно больше нет и не будет ни у кого. Гульдовский Шопен – неотменим (к телесной дрожи негодующих шопенистов, можно полагать). Неотменим и Шопен Аргерих. Ее Равель, Прокофьев, Чайковский (истрепанный от многократного употребления Первый фортепианный поражает в исполнении Аргерих своей новизной), etc.

Отчасти проводимы параллели между Мартой Аргерих и Михаилом Плетневым: неслучайно они играли вместе и вместе же получили Grammy в 2005 – как раз за камерную музыку Прокофьева и Равеля (в Монтре был записан диск с «Золушкой», в плетневском переложении для двух фортепиано, и «Моей матушкой-гусыней» для фортепиано в четыре руки).

Концертный репертуар Аргерих, как и многих других «звездных» исполнителей, в заметной степени ограничен. Однако в этом ограниченном репертуаре она, в отличие от целого ряда «звезд», остается и сегодня настоящим, ищущим и действительно великим музыкантом.

Антон ДУБИН, «МО»