Юбилей Чечилии Бартоли

Юбилей Чечилии Бартоли
Фото Facebook

Чечилия Бартоли принадлежит к тем персонам, артистам, которые при жизни становятся легендами. Она дебютировала на большой оперной сцене в 21 год. За прошедшие три с лишним десятилетия сменилось не одно поколение оперных примадонн и див, но донна Чечилия по-прежнему уникальна, неподражаема и недосягаема.

Чечилия Бартоли родилась 4 июня 1966 в Риме. И хотя ее родители были профессиональными певцами, а сама она впервые вышла на сцену в 10 лет в роли Пастушка в «Тоске», Чечилия вполне могла избрать и другую музыкальную профессию – весьма экзотическую для девушки: в Высшей школе музыки в Риме она училась вовсе не вокалу, а игре на тромбоне. Но все же гены и страсть к пению взяли верх. Возможно, мир потерял хорошую тромбонистку – зато обрел потрясающую певицу.

В 1986 Чечилия выступила в телевизионном шоу Fantastico, исполнив дуэт из оперы Россини «Севильский цирюльник» с Лео Нуччи и получив восторженные отзывы. Шоу увидел маэстро Риккардо Мути, художественный руководитель театра Ла Скала, и пригласил Бартоли на прослушивание. В 1987 она триумфально дебютировала в театре Арена ди Верона в партии Розины в «Севильском цирюльнике». На молодую певицу обратили внимание и пригласили к совместной работе Даниэль Баренбойм, Герберт фон Караян, Николаус Арнонкур. В 1988 Бартоли подписала эксклюзивный контракт с лейблом Decca.

На то, чтобы завоевать мировую славу и очаровать публику в ведущих театрах и концертных залах, на самых престижных фестивалях, девушке понадобились считанные годы. В начале 1990-х Бартоли дебютировала в парижской Опера Бастий и в Ла Скала, на Моцартовском фестивале в Нью-Йорке и Гайдновском – в Музее искусств «Метрополитен», также в Нью-Йорке, на Зальцбургском фестивале и фестивале «Флорентийский музыкальный май», в лондонском Барбикан-холле, в театре Лисеу в Барселоне и венском Ан дер Вин, театрах Неаполя, Рима, Цюриха, Лиона, Болоньи, Гамбурга, Хьюстона.

Накануне 30-летия, 2 марта 1996, Бартоли впервые выступила в Метрополитен Опера, спев партию Деспины в опере Моцарта «Так поступают все». Затем последовали дебюты в Дойче Опер и Ковент-Гардене. Сегодня она – желанная гостья в амстердамском Концертгебау, венском Музикферайне, концертных залах Парижской и Берлинской филармоний, Эльбской филармонии в Гамбурге…

Репертуарные пристрастия певицы определились с самого начала карьеры: барокко, классика, бельканто. Поначалу это были партии, главным образом, в операх Моцарта и Россини. Позже к ним добавились Гендель, Вивальди, А. Скарлатти и их современники, а также Глюк, Гайдн, Сальери, Беллини, Доницетти.

Сегодня Бартоли – самая именитая, самая титулованная, самая востребованная и, по некоторым сведениям, самая высокооплачиваемая певица в мире. Обладая, возможно, не самым большим и мощным, но необыкновенно гибким голосом, певица покоряет своим артистизмом, сценической пластикой, выразительнейшей мимикой и жестикуляцией, исключительным темпераментом и мастерством в создании образа – будь то роль комическая, лирическая или драматическая.

Популярность Чечилии Бартоли невероятна. Известно, что за все годы ее выступлений распродано более 12 миллионов экземпляров альбомов с ее видео- и аудиозаписями.

Бартоли – кавалер Ордена литературы и искусств Франции, Ордена заслуг Монако, Ордена заслуг Италии, пятикратный лауреат премии «Грэмми», неоднократная обладательница премий ECHO Klassik.Удостоена престижнейших премий и призов в области классической музыки: Classical BRIT Awards, Polar Music Prize, Léonie-Sonning-Music Prize, Herbert von Karajan Prize. В 2012 введена в Зал славы журнала Gramophone.

С 2012 Чечилия Бартоли является художественным руководителем Троицына фестиваля в Зальцбурге: ее контракт действует до 2026. В этом году фестиваль прошел с 21 по 24 мая. Программа фестиваля носила название “Roma Aeterna” – «Вечный Рим». Главным событием стала премьера оратории Генделя «Триумф Времени и Бесчувствия». Режиссер спектакля – Роберт Карсен, дирижер – Джанлука Капуано. Чечилия Бартоли исполнила партию Удовольствия.

Также состоялись концертные представления опер «Тоска» Пуччини (дирижер Зубин Мета, в главных партиях Анна Нетребко, Йонас Кайфман и Лука Сальси, а Чечилия Бартоли исполнила партию Пастушка), «Милосердие Тита» Моцарта, в которой Бартоли спела партию Секста (дирижер Джанлука Капуано) и оратории Алессандро Скарлатти «Каин, или Первое убийство» в исполнении ансамбля «Артаксеркс» (Ensemble Artaserse) под управлением Филиппа Жарусски.

В программе фестиваля были концерты Orchestra del Maggio Musicale Fiorentino под управлением Зубина Меты, солист Максим Венгеров (Мендельсон: Концерт для скрипки с оркестром и «Итальянская» симфония; Респиги: «Пинии Рима»), и ансамбля Les Musiciens du Prince-Monaco, основанного в 2016 по инициативе Чечилии Бартоли. В исполнении примадонны и ансамбля под руководством Джанлуки Капуано прозвучали арии и оркестровые фрагменты из опер и ораторий Генделя, Хассе, Порпоры, Телемана, Вивальди.

В январе 2023 Чечилия Бартоли займет пост директора Оперы Монте-Карло и станет первой женщиной-директором в истории этого театра.

Павел РАЙГОРОДСКИЙ, «МО»

«МО»