Юбилей Ларисы Кириллиной

Юбилей Ларисы Кириллиной
Фото Московская консерватория, официальный сайт

4 января 2024 отмечает юбилейный день рождения Лариса Валентиновна Кириллина: музыковед, доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории.

Лариса Кириллина — авторитетный ученый, ее труды популярны и востребованы в России и за рубежом. Основной круг ее научных интересов — немецкая музыка XVIII – начала XIX  веков: прежде всего, творчество Генделя, Глюка, Бетховена. В музыке этих композиторов, казалось бы, изученной до последней ноты, Лариса Кириллина постоянно находит новое, еще неизвестное и неизведанное. Ее монографии: «Классический стиль в музыке XVIII – начала XIX вв.: самосознание эпохи и музыкальная практика» (1996), «Классический стиль в музыке XVIII – начала XIX вв. Часть II: Музыкальный язык и принципы музыкальной композиции» (2007), «Классический стиль в музыке XVIII – начала XIX вв. Часть III: Поэтика и стилистика» (2007), «Реформаторские оперы Глюка» (2006), «Бетховен. Жизнь и творчество»: в 2-х томах (2009), «Театральное призвание Георга Фридриха Генделя» (2019), «Бетховен и русские меценаты» (2022), новое издание 4-томника «Писем Бетховена»; книги о Бетховене, Глюке и Генделе» из серии «ЖЗЛ», как и многочисленные статьи и рецензии — бесценный вклад в изучение западноевропейской музыки эпохи барокко и классицизма и творчества великих музыкантов того времени.

Другая область интересов профессора Кириллиной — итальянская музыка от ренессанса до наших дней. Она — редактор-составитель и один из авторов  уникального издания «Италия-Россия: четыре века музыки» (2017), подготовленного по инициативе Посольства Италии в России в сотрудничестве с Московской консерваторией. Также Л.В. Кириллиной принадлежит монография «Итальянская опера первой половины XX в.» (1996), статьи о творчестве Луиджи Ноно, Луиджи Даллапикколы; под ее руководством защищено несколько дипломных и работ и диссертаций, посвященных этим мастерам итальянской музыки ХХ века.

Лариса Кириллина в 1980 окончила Музыкальное училище при Московской консерватории, в 1985 — теоретико-композиторский факультет Московской консерватории (научный руководитель Ю.Н. Холопов), занималась также по классу органа у Б.А. Романова.

В 1991 защитила диссертацию на соискание степени кандидата искусствознания «Бетховен и теория музыки XVIII — начала XIX в.». В 1996 — диссертацию на соискание степени доктора искусствознания «Классический стиль в музыке XVIII — начала XIX века: Самосознание эпохи и музыкальная практика».

Сотрудничала с выдающимся ученым Н.Л. Фишманом, под руководством которого изучала бетховенистику и участвовала в выпуске издания «Письма Бетховена: 1817–1822» (сост., коммент., вступ. статья. М.: Музыка, 1986).

С 1992 преподает историю музыки в Московской консерватории; с 2000 г. — доцент кафедры истории зарубежной музыки, с 2002 — профессор (ученое звание присвоено в 2010).

Вела спецкурсы в РАМ им. Гнесиных (1992–1998), Музыкальной академии г. Ловран в Хорватии (1995), в Итальянском научно-учебном центре при РГГУ.

Член диссертационного совета Московской консерватории.

С 1986 работает в Государственном институте искусствознания (до 1999 в секторе Современного искусства Запада, затем в секторе Классического искусства Запада).

Автор монографий, более 100 статей в научных сборниках, альманахах, журналах, энциклопедиях, словарях и справочниках, глав и разделов в учебниках и коллективных трудах.

Лариса Кириллина — постоянный автор «Музыкального обозрения». Ее рецензии на оперные премьеры и концертные программы неоднократно публиковались в газете и на сайте muzobozrenie.ru. Статья о выступлении ансамбля Les Arts Florissants в ноябре 2017 в Концертном зале им. П.И. Чайковского опубликована во втором томе сборника «Оркестр», выпущенного в 2022–2023 издательством «Музыкальное обозрение».

Дважды называлась «Персоной года» и лауреатом газеты (в 2009 — за книгу «Бетховен. Жизнь и творчество», в 2017 — за книгу «Италия – Россия: четыре века музыки»).

Выступает с лекциями, пишет стихи и художественную прозу. В 2020 в издательстве «Композитор» вышел ее детективный роман (историческая фантазия) «Мистер Смит и примадонна», посвященный музыкальной жизни Венеции середины XVIII века. Стихи Л.В. Кириллиной можно прочитать в интернете (на https://www.stihi.ru/avtor/leonore).

«МО»


Дорогие наши читатели, коллеги, друзья!
Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах.
Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения».
Также вы можете поддержать наше издание финансово.
«Музыкальное обозрение» в социальных сетях