Генрих Нейгауз – 135 лет со дня рождения

Генрих Нейгауз – 135 лет со дня рождения
Генрих Нейгауз. Архивное фото

«Что для него было характерно? Во-первых, абсолютная свобода, свобода упоительная, пьянящая. Он иногда поднимал руки вверх и с решительностью опускался на аккорды, причем все это было очень романтично, взволнованно и производило колоссальное впечатление. Иногда он приставал, добиваясь большей силы в кульминации. Оказалось потом, что у него маленькие руки, и он даже в своей книге пишет, как ему приходилось долго тренироваться, чтобы точно попадать сверху. А вот стиль экономного, заготовленного попадания был ему чужд». (Лев Наумов в книге «Под знаком Нейгауза», выпущенной «Музыкальным обозрением»)

12 апреля 2023 – 135 лет со дня рождения Генриха Густавовича Нейгауза (1888-1964), выдающегося пианиста, педагога. Репрессированного музыканта.

Среди его учеников – Святослав Рихтер, Анатолий Ведерников, Олег Янченко, Вера Горностаева, Алексей Любимов и – Лев Наумов (Алексей Борисович Любимов, лауреат Премии «МО» 2021, напомним, учился и у Льва Николаевича Наумова).

«И хотя [Генрих Густавович] ворчал, что у него маленькие пальцы и костлявые руки, этими небольшими руками он творил нечто бесподобное, покорявшее публику. В чем же секрет его божественного звука? По-моему, в низкой кисти, что давало возможность более глубокого, разнообразного касания клавиши пальцем, подобным гибкому и упругому рычагу». (Здесь и далее – вновь – цитаты из упомянутой выше книги)

«Вот у него “лозунг” был такой: если первый палец правой руки положить на левую ладонь и другими пальцами делать круговые движения (слева – пятый палец или четвертый, справа – второй; а первый палец при переменах нужно все время удерживать, как своего рода рычаг), то это и есть самое трудное и полезное упражнение».

«Он играл на четыре piano и говорил:

– Слышите? Вот это еще не звук.

Играл чуть громче и наслаждался:

– Это – уже звук, который относится к категории художественного звука, а не к шуму.

Дальше начинал crescendo:

– А это уже не звук!

Потом был увлечен формулой, учитывающей массу, высоту падения и скорость, с которой опускается рука на клавиатуру. Так, высота может быть от нуля и до определенной высоты; то же связано и со скоростью. Если они зашкаливали, Нейгауз кричал:

– Это Мосэстрада! Зачем это нужно?»

Антон ДУБИН, «МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм