Фанатичная преданность своему делу. К юбилею Валентины Холоповой

Фанатичная преданность своему делу. К юбилею Валентины Холоповой

14 декабря Московская консерватория, многочисленные ученики, коллеги и друзья отметили юбилей известного профессора Валентины Николаевны Холоповой — доктора искусствоведения, заслуженного деятеля искусств России, заслуженного деятеля науки и образования, лауреата Премии Правительства России и других престижных премий, кавалера Ордена Дружбы, академика РАЕ, заведующей ею же созданной кафедры (1991) Междисциплинарных специализаций музыковедов.

Научные труды В.Н. Холоповой уже давно вошли в золотой фонд отечественного музыкознания, стали общепризнанными, классическими, на них выросли несколько поколений музыкантов, их изучают не только в нашей стране, но и за рубежом. Многие из них переведены на иностранные языки и изданы в Германии, Италии, Франции, Англии, Швейцарии, Венгрии, Польше, Чехословакии, Китае, США, странах ближнего зарубежья.

В.Н. Холопова — автор 30 книг и свыше 500 научных статей. На сегодняшний день общий объем опубликованных работ составляет более 1000 п.л.

«Крещендирующая» логика творческой эволюции В.Н. Холоповой, помноженная на изначально присущие ей потрясающее трудолюбие и фанатичную преданность своему делу, приняла форму книг и статей, исчисляемых соответственно десятками и сотнями. К наиболее известным исследованиям относятся:

«Вопросы ритма в творчестве композиторов XX века» (1971; перевод на венгерский яз. — 1975; перевод фрагмента книги на китайский яз. — 1991; премия им. Б. Бартока, Венгрия — 1981),

«Русская музыкальная ритмика» (1983; премия Министерства Высшего образования СССР — 1980),

«Антон Веберн. Жизнь и творчество», книга первая (совместно с Ю.Н. Холоповым, 1984; перевод на немецкий яз. — 1989; перевод на итальянский яз. — 1990),

«Музыка Веберна», книга вторая (совместно с Ю.Н. Холоповым, 1999).

Две книги о Веберне являются фундаментальным трудом, который практически не имеет аналогов ни в российском, ни в западном музыкознании. Авторы исследуют проблемы эстетики, философии, музыкального языка и композиции классика австрийской музыки XX века.

Блестящие монографические исследования: «Альфред Шнитке» (совместно с Е.И. Чигаревой — 1990; перевод на немецкий яз. фрагмента книги — 1988);

«Композитор Альфред Шнитке» (в 3-х изданиях — 2003, 2008, 2010);

«София Губайдулина. С интервью Энцо Рестаньо — София Губайдулина» (в 4-х изданиях на русском яз. — 1996, 2008, 2011, 2020; перевод на итальянский яз. — 1991);

«Путь по центру. Композитор Родион Щедрин» (2000; перевод на немецкий яз. — 2002);

«Путь артиста. Владимир Спиваков» (2013);

«Алексей Любимов» (2009).

В 1999 году был выпущен труд «Формы музыкальных произведений», ставший результатом 30-летнего опыта преподавания В.Н. Холоповой одной из ведущих учебных дисциплин — «Анализа музыкальных произведений». Этот всеобъемлющий труд можно заслуженно считать энциклопедией музыкальных форм: в нем рассматриваются музыкальные формы от эпохи Средневековья (григорианский хорал, знаменный распев) до конца XX века.

В.Н. Холоповой разработаны три новых научных направления:

– Теория и история музыкальной ритмики;

– Теория музыкального содержания;

– Теория музыкальных эмоций.

Валентина Николаевна является автором уникального, не имеющего аналога ни в отечественном, ни в мировом музыковедении курса «Музыка как вид искусства». Его идеи и структура, оттачиваемые на протяжении многих лет, воплотились в учебном пособии «Музыка как вид искусства», выдержавшего уже пять изданий. Книга «Музыкальные эмоции» (2010) также стала учебным пособием к курсам «Теория музыкального содержания», «Музыка как вид искусства», «Музыкальная семантика». В этом исследовании излагаются основы теории музыкальных эмоций, рассмотрены главные научные категории, выдержан исторический ракурс в связи с обзором важнейших тенденций музыкального искусства различных эпох: Возрождения, барокко, венского классицизма, романтизма, искусства XX века.

Еще одно исследование — «Феномен музыки» (2014) — явилось продолжением направленности книги «Музыка как вид искусства». В «Феномене музыки» обстоятельно изложено само понятие музыки в его историческом, эстетическом, философском, религиозном аспектах, уделено внимание музыкальным эмоциям, музыкальной интонации, обоснованы разработанные автором теоретические понятия – специальное и неспециальное музыкальное содержание, обсуждается проблема эстетики и психологии музыкальной композиции. Данный капитальный труд, воплотивший в себе весь предшествующий опыт музыканта-мыслителя, явился своего рода обобщением сделанного: это взгляд с горней вершины, благодаря которому сущностные тенденции музыкального искусства различных эпох и художественных направлений, корреспондирующие с другими видами художественного творчества и смежными науками, выстраиваются в некую целостность. В этой книге представлено многовековое историческое развитие академической музыки, ее философско-эстетические, психологические и содержательные свойства. Автор демонстрирует эвристические методы музыкального анализа. Феномен музыкального произведения предстает в неожиданном ракурсе: открывается глубинный содержательный пласт, являющийся по сути основополагающим в том или ином музыкальном произведении-шедевре.

Научная школа В.Н. Холоповой очень велика. Индивидуальный класс профессора на сегодняшний день окончили 42 дипломника, 27 человек защитили кандидатские диссертации, 5 человек — докторские.

Среди авторов работ, выполненных под ее руководством, известные музыковеды — доктора наук: И. Стоянова, Д.К. Кирнарская, Т.В. Франтова, О.В. Комарницкая, Б.Г. Гнилов, Е.Н. Дулова, Э. Бабаев, Н.О. Власова;

кандидаты искусствоведения: О.И Захарова, М.Н. Лобанова, О.А. Левко, А.Ю. Кудряшов, И.Е. Лозовая, Л.А. Ладыгин, Н.О. Баркалая, Е.А. Михалченкова-Спирина, Р.Р. Султанова, Ю. Галиева-Соколаи, Е.В. Ферапонтова, А.А. Ровнер и другие.

Время неумолимо движется вперед. В ногу со временем, как всегда, идет и Валентина Николаевна, постигая новые области музыкального искусства. Один из таких типов творчества получил название «мультимедиа». Это понятие в XX-XXI веках подразумевает синтез многих компонентов в искусстве. С ним связаны и светомузыка Скрябина, и музыкальная драма с цветом «Счастливая рука» Шенберга, и музыкально-технические изобретения – терменвокс Л. Термена (1920), «рисованный звук» российских изобретателей 1930-х годов, синтезатор АНС Е. Мурзина (1958). На Четвертом конгрессе ОТМ в Казани (2019) В.Н. Холопова выступила с докладом «Понятие “мультимедиа” в творчестве Игоря Кефалиди».

Творчество В.Н. Холоповой многогранно. Приятно сознавать, что ее вклад в науку России и мира, в музыкальную педагогику получил общественное признание. В 2012 году В.Н. Холопова получила Diploma di Merito и золотую медаль Европейской научно-промышленной палаты, в 2013-м удостоена Ордена Милия Балакирева, в 2014-м награждена Орденом Primus inter pares («Первый среди равных») Европейского научно-промышленного консорциума. Московская консерватория, в которой Валентина Николаевна работает уже 60 лет, наградила ее Золотой медалью Н. Рубинштейна (2018). А в 2019-м она стала лауреатом премии национальной газеты «Музыкальное обозрение».

Хочется пожелать Валентине Николаевне крепкого здоровья, которое является непременным залогом жизнедеятельности и творчества, вдохновения, по-прежнему неиссякаемой энергии и поиска в постижении тайны музыки как искусства. И конечно же – ощущения радости созидания, радости Бытия!

С юбилеем, дорогая Валентина Николаевна! Многая и благая лета!

От имени коллектива кафедры МСМ
профессор О.В. Комарницкая