Впервые «Маска» надела маску

Объявлением лауреатов в онлайн-формате завершился фестиваль «Золотая Маска»
Впервые «Маска» надела маску

Фестиваль «Золотая маска-2020» (театральный сезон 2018/2019) по понятным причинам проходил в два этапа — часть (чуть больше трети) московских и немосковских спектаклей успели показать в столице до начала карантина, вторую часть афиши по мере возможности зрители и жюри увидели в течение трех осенних месяцев. Впервые в истории фестиваля церемония награждения лауреатов проходила онлайн. Вслед за ней на традиционной пресс-конференции были объявлены номинанты следующего года и новый экспертный совет.

Современный танец

В музыкальном театре (сезон был полномасштабным, эксперты номинировали около 40 опер, балетов, мюзиклов и танцевальных перформансов) самым удачливым жанром оказался современный танец, так как почти все спектакли игрались друг за другом в октябре (кроме двух — «Шопен. Haute Couture» омского Театра танца в хореографии Ольги Горобчук и «Шопен. Carte blanche» екатеринбургского Театра танца в постановке француженки Кристин Ассид, показанных сепаратно в начале и конце феста), и получилось истинное соревнование старых и новых лидеров российского contemporary dance, в котором с большим отрывом победило новое поколение перформеров.

Лучшим спектаклем современного танца стала «Лилит» (Танцевальный проект «Солянка», Киров; хореограф Анна Щеклеина, исполнительница Полина Глухих). Лилит известна из еврейской мифологии первого тысячелетия нашей эры как первая жена Адама, она сотворена из глины и неподотчетна мужчине. Лилит вступает в связь со змеем, она опасная соблазнительница, воплощает в себе три гипертрофированных образа чувственности. Хореограф использует многоликую Лилит, чтобы рассказать о том, как женщина воспринимается в традиционном мире с мужской оптикой, перекочевавшей в наше время из XIX века. Она выбирает три знаменитых и самых показательных образа женщины-демона: это певица-гаврош французского шансона (здесь могла бы быть Эдит Пиаф, но Полине Глухих ближе Патрисия Каас), Мерилин Монро с ее знаменитым поздравлением президенту и Кармен. Исторически женщине навязывался, с одной стороны, образ сексуального объекта, и с другой, она является символом чего-то опасного, которое нужно стегать хлыстом, как дикого зверя на арене, или укрывать паранджой (в мусульманской культуре).

Самое ценное в этом спектакле — то, как танец работает с женским телом. Продуманы нюансы и детали соскальзывания, отслоения пресловутой, стереотипной, но по своему уютной, организующей образности: как шкурка падает с артистки леопардовое платьице, оставляя ее наедине со своим телом, которое и для нее самой загадка — нечто нескоординированное, хаотическое, мотающееся из стороны в сторону. Полина Глухих исполняет строгую танцевальную партитуру, ее движения размечены музыкой, тем не менее импровизация неожиданно случается на каждом спектакле за счет нарастающей раскованности, новой телесной свободы совсем еще юной танцовщицы. И еще одна работа из сферы «современного танца» была отмечена специальной премией жюри – «Ударница» хореографа и танцовщицы Татьяны Чижиковой и драматурга Анны Семеновой-Ганц. В «Ударнице», которую можно отнести к направлению «не танец», Чижикова осмысляет опыт «пятерочниц» в балете, спорте и на  производстве (накрутить 33 фуэте, поднять рекордный вес, прибежать первой, и так далее), отвергает его и выходит за пределы себя и жанра.

Классический балет

В балете приз достался спектаклю Большого театра «Артефакт-сюита» в хореографии Уильяма Форсайта (отмечено качество исполнения сложного разнокалиберного текста с разной музыкой и неувядающая мощь хореографии американского гения). До Москвы из-за болезни артистов так и не доехал хит афиши-2020 — «Приказ короля» Анатолия Королева в постановке Вячеслава Самодурова. В списке номинантов это был единственный полностью оригинальный балет (новые музыка, хореография, либретто, оформление), который имел все шансы на победу, но в силу форсмажора не мог быть награжден как спектакль. Тем не менее премию дали хореографу. Сюжетный балет по Шекспиру «Зимнюю сказку» Джоби Тэлбота (Большой театр) отметили двумя призами, которые достались харизматичному премьеру Артему Овчаренко и дирижеру Антону Гришанину (за виртуозную работу над современной партитурой). За пермской «Баядеркой» (перенос и адаптация Алексеем Мирошниченко редакции Мариинского театра с новой авторской сценографией Алены Пикаловой и восстановленными Т. Ногиновой по эскизам Е. Пономарева костюмами) жюри ездило в Пермь и рассмотрело исполнительницу заглавной роли Полину Булдакову, которую по праву сегодня можно назвать одной из лучших балерин мира с безупречной техникой и актерским дарованием (премия за лучшую женскую роль в балете).

Опера

Главная премия в опере досталась бесспорному лидеру — екатеринбургским «Трем сестрам» Петера Этвёша и их режиссеру Кристоферу Олдену (в спектакле работают два оркестра — в яме и на сцене, и два дирижера). Актерские номинации по справедливости «ушли» в «Стасик» – исполнителям главных ролей в опере «Влюбленный дьявол» Дарье Тереховой и Антону Росицкому. На масочный показ не смог приехать Владимир Юровский, но его успешно заменил Дмитрий Матвиенко, работавший ассистентом маэстро с первых постановочных репетиций и также являющийся дирижером этой оперы.
Спектакль выглядел по премьерному собранным и аккуратным, чего не скажешь о грандиозном «Путешествии в Реймс» Дамиано Микьелетто — на масочном показе пазлы предложенной режиссером концепции (собирание огромного музейного полотна из многочисленных персонажей оперы) не сложились, к тому же заболела и не смогла спеть в Москве Альбина Шагимуратова. В итоге сильный и конкурентоспособный спектакль, хотя и не оригинальный (перенос) для Большого театра, остался без наград.

В композиторской номинации премия была присуждена Александру Вустину, ее передали вдове композитора, умершего весной 2020 от коронавируса. «Влюбленный дьявол» в память о композиторе с В. Юровским за пультом будет в последний раз показан в апреле 2021.

Лучшим дирижером в опере стал рижанин Айнарс Рубикис, который вместе с Тимофеем Кулябиным поставил в Большом театре оперу «Русалка». Поклонники запрещенного новосибирского «Тангейзера» смогли оценить профессиональный рост и новый масштаб мышления дирижера, ныне возглавляющего берлинскую «Комише опер». Красноярский театр оперы и балета и творческий коллектив спектакля «Груди Терезия» получили  спецпремию «За новый взгляд на оперный жанр в новом театральном пространстве». Речь идет о заводском лофте-блэкбоксе «Квадрат», в котором уже два года проходят премьеры современных опер или другие оригинальные постановки, не вписывающие в формат академического театра.

Немного о легком жанре

Победителем в жанре «оперетта/мюзикл» стал «Винил» пермского Театр-Театра. Спектакль поставлен с использованием нового оборудования театра, поэтому он невыездной. Пока пространство «доделывалось», заказанная Евгению Заготу партитура успела дебютировать в других театрах, однако премьера полной оригинальной версии состоялась в Перми. Алексей Франдетти стал лучшим постановщиком за шлягерный мюзикл «Стиляги» в Театре Наций.

Любопытно, что в номинации «Эксперимент» победили «Хорошо темперированные грамоты» Дмитрия Волкострелова («театр post, Санкт-Петербург), которые тоже в какой-то мере являются, как и многие другие опусы режиссера, нового руководителя московского ЦИМа, музыкальным спектаклем.

Екатерина БЕЛЯЕВА
член жюри в категории «Музыкальный театр»

Жюри 2020

Юлия Бедерова, музыковед, музыкальный критик (председатель)
Лариса Барыкина, музыкальный критик
Екатерина Беляева, балетный критик
Владимир Варнава, хореограф
Екатерина Василева, режиссер оперы
Виктор Герасименко, художник-сценограф
Ян Годовский, солист балета Большого театра
Елена Ионова, солистка Московского театра оперетты
Артем Макаров, главный дирижер Башкирского театра оперы и балета
Владимир Раннев, композитор
Ольга Цветкова, хореограф
Ирина Яськевич, музыковед, музыкальный критик

Лауреаты

Большой театр
«Русалка»
Айнарс Рубикис (Опера/работа дирижера)
Галя Солодовникова (Работа художника по костюмам в музыкальном театре)

«Артефакт-сюита» (Балет/спектакль)
«Зимняя сказка»
Антон Гришанин (Балет/работа дирижера)
Артем Овчаренко (Балет–современный танец/мужская роль)

Урал Опера Балет
«Три сестры» (Опера/спектакль)

Кристофер Олден («Три сестры», Опера/работа режиссера)

«Приказ короля»
Вячеслав Самодуров (Балет–современный танец/работа балетмейстера-хореографа)
Алексей Кондратьев (Работа художника в музыкальном театре)

МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко
«Влюбленный дьявол»
Александр Вустин (Работа композитора в музыкальном театре, посмертно).
Антон Росицкий (Опера/мужская роль)
Дарья Терехова (Опера/женская роль)

Пермский театр оперы и балета
«Баядерка»
Полина Булдакова (Балет–современный танец/женская роль)

«Шахерезада»
Алексей Хорошев (Работа художника по свету в музыкальном театре)

Специальные премии жюри

хореограф Татьяна Чижикова и драматург Анна Семенова-Ганц — «За поиск нового художественного языка в спектакле “Ударница”»;

Красноярский театр оперы и балета и творческий коллектив спектакля «Груди Терезия» — «За новый взгляд на оперный жанр в новом театральном пространстве».

Премии «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» Герард Васильев, солист театра «Московская оперетта», народный артист РСФСР

Роксана Сац-Карпова, зав. литературно-педагогической частью Детского музыкального театра имени Н.И Сац

Николай Фадеечев (1933–2020), солист и педагог Большого театра, народный артист СССР

*****

«Золотая Маска» 2021 (итоги сезона 2019/20)

Экспертный совет в категории «Музыкальный театр»

Илья Кухаренко, театровед, музыкальный критик (председатель)
Кей Бабурина, музыкальный критик, зав. литературно-музыкальной частью Самарского театра оперы и балета
Татьяна Белова, руководитель литературно-издательского отдела Большого театра
Татьяна Боева, балетный критик
Наталия Звенигородская, балетный критик
Татьяна Ильина, музыковед, музыкальный критик
Вероника Кулагина, балетный критик
Надежда Маркарян, музыковед, музыкальный критик
Любовь Овэс, театровед
Наталия Сурнина, музыковед, музыкальный критик

Объявлены лауреаты специальной премии «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства». В их числе:

Игорь Желтоухов — артист-вокалист Хабаровского музыкального театра, народный артист РСФСР;

Михаил Лавровский — солист балета Большого театра, балетмейстер, педагог, народный артист СССР;

Людмила Филатова — солистка оперы Мариинского театра, профессор Санкт-Петербургской консерватории, народная артистка СССР;

выдающиеся театральные режиссеры Алексей Бородин, Кама Гинкас, Ефим Звеняцкий, Генриетта Яновская;

актеры Андрей Мягков, Ольга Яковлева.

«МО»