Юбилей, которого нет… Или краткая история изучения Антонио Сальери в России

Юбилей, которого нет… Или краткая история изучения Антонио Сальери в России
Антонио Сальери, портрет работы Ф. Реберга, 1821

«…Сальери был умен и обладал разнообразными знаниями. Он был любезным и имел характер, созданный для общества; он очаровывал все компании, в которых бывал, своей пикантной манерой рассказывать анекдоты. Его язык, представлявший собой смесь итальянского¸ французского и немецкого, забавлял его слушателей…»

(Феликс Клеман, автор книги «Знаменитые композиторы с XVI века до наших дней»)

Судьба героя нашей статьи представляет собой тот случай, когда всего одно событие в жизни запускает цепочку последствий, приводящих к неожиданному результату.

Антонио Сальери (1750-1825) был очень успешным композитором, чьи оперы исполнялись по всей Европе, авторитетным педагогом, счастливым человеком в семейной жизни. Член Шведской Академии наук, почетный член Миланской консерватории, кавалер Ордена Почетного Легиона, член королевской Академии изящных искусств, учредитель Венской Певческой школы, которая впоследствии стала знаменитой Венской консерваторией – вот самые известные награды, полученные им при жизни.

Однако 5 декабря 1791 года случается то, что в итоге превращает его судьбу в единственное в своем роде явление. Трагическая смерть В.А. Моцарта вызвала множество слухов о причастности Сальери к отравлению гения. Эти слухи еще больше активизировались после того, как распространилась молва, что Сальери на смертном одре якобы признался в преступлении. А.С. Пушкин (1799-1837) воплотил их в «маленькой трагедии» (1830). В 1897 на свет появилась опера Н.А. Римского-Корсакова (1844-1908), в 1979-м – пьеса «Амадей» П. Шеффера (1926-2016), в 1984-м на ее основе — «оскароносный» фильм М. Формана (1932-2018): все эти произведения продолжили начатую великим русским поэтом тему. Вот что написал об этом профессор Питтсбургского университета Борис Кушнер (род. 1941): «… мы имеем дело с уникальной ситуацией, когда искусство на протяжении уже нескольких поколений используется для разрушения репутации доброго, ни в чем не повинного человека, вдобавок выдающегося артиста и музыкального деятеля».

В 2020 году отмечаются две памятные даты Антонио Сальери: 270-летие со дня его рождения и 195-летие со дня смерти. Однако российское музыкальное сообщество почти полностью оставило Сальери без внимания, за исключением нескольких статей и концертов. Отметим, например, публикацию на сайте «Музыкальное обозрение» (https://muzobozrenie.ru/antonio-saleri-270-let-so-dnya-rozhdeniya/);

концерт «Сальери и Бетховен», прошедший 30 августа этого года в Царицыно, с участием лауреатов международных конкурсов Рустама Яваева (контртенор) и Виктора Рябчикова (фортепиано); концерт студии камерной музыки «Simple Music Ensemble» 21 февраля 2020 года, в котором были исполнены инструментальные серенады Моцарта и Сальери.

Основная причина такого отношения кроется, конечно, в сложившейся «антиславе» композитора как завистника и посредственного музыканта, устранившего своего соперника. Другая возможная причина – это юбилеи других композиторов, затмивших Сальери и при жизни, и ныне: в частности, с размахом отмечаемое в России и в мире 250-летие со дня рождения Людвига ван Бетховена, считавшего себя учеником Сальери.

Период обучения Бетховена у Сальери длился, как отмечает Борис Кушнер, с 1793 по 1809 годы. Взаимоотношения композиторов не всегда были ровными, однако это не мешало их взаимному уважению. Известен, например, следующий интересный факт. В 1813 году Антонио Сальери принял участие в грандиозном исполнении симфонической пьесы Бетховена «Битва при Виктории» («Победа Веллингтона»), руководя группой ударных (в числе участников которой были И.Н. Гуммель (1778-1837), И. Мошелес (1794-1870), Дж. Мейербер (1791-1864)).

Более того, Сальери, как и Бетховен, высоко оценил изобретение немецкого механика Иоганна Непомука Мельцеля (1772-1838) – метронома, и в 1818 году в Вене было опубликовано их совместное письмо в поддержку нового устройства. Как отмечает Борис Кушнер, «Сальери не только поставил метрономические обозначения в свои работы, но и снабдил ими по памяти оперы Глюка и оратории Гайдна, которыми дирижировал в присутствии авторов». Несмотря на то, что в процессе обучения временами возникали разногласия, Бетховен был очень признателен своему учителю за проведенные уроки и посвятил ему три скрипичные сонаты ор.12. Кроме того, в марте 1799 года Бетховен опубликовал 10 фортепианных вариаций на тему дуэта из оперы Сальери «Фальстаф» “La stessa, la stessissima”.

Музыковеды (в частности, моцартоведы), литературоведы и историки неоднократно заявляли о непричастности Сальери к смерти Моцарта. Тем не менее, миф об Антонио Сальери — «отравителе Моцарта» — в значительной мере повлиял на процесс изучения жизни и творчества композитора в нашей стране. До сих пор Сальери остается некой «запретной территорией», вступить на которую осмеливаются лишь немногие (это касается и зарубежных ученых).

Во второй половине 20 века советский музыковед Борис Штейнпресс (1908-1986) опубликовал несколько статей, посвященных Антонио Сальери. Впоследствии они были включены в сборник «Очерки и этюды», изданный в 1980 году. В этих нескольких очерках ученый не только убедительно доказывает, что существующий миф не имеет отношения к реальному, историческому Сальери, но и приводит воспоминания современников композитора, которые показывают иного Сальери, нежели изображенного Пушкиным.

Последняя статья Бориса Штейнпресса, посвященная композитору, относится к 1985 году, и только через 15 лет вышли в свет два новых исследования, написанные известным отечественным музыковедом Ларисой Кириллиной. Обе статьи были опубликованы в 2000 году к 250-летию со дня рождения Антонио Сальери. Первая из них – «Пасынок истории» (в журнале «Музыкальная академия») – охватывает сразу несколько важных моментов: это и краткая биография композитора, и анализ мифа с выяснением причины его возникновения, а также некоторые особенности оперного творчества с акцентом на самые известные сочинения этого жанра («Данаиды», «Тарар», «Фальстаф» и другие). Как отмечает автор: «…Сальери можно охарактеризовать как человека, для которого слова долг, благодарность, порядочность, профессиональная солидарность и помощь нуждающимся не были пустыми понятиями…».

Вторая статья (напечатанная в журнале «Старинная музыка») называется «Бетховен и Сальери» и затрагивает преподавательскую сферу деятельности Антонио Сальери на примере его гениального ученика.

В 2012 году мною была написана книга «Антонио Сальери и его опера «Данаиды» (выпущена издательством Lambert Academic Publishing). Первая часть сосредоточена на максимально подробном описании жизненного и творческого пути композитора с опорой на монографию немецкого исследователя Вольмара Браунберенса (р. 1941) «Оклеветанный мастер. Подлинная история Антонио Сальери» (V. Braunbehrens. Maligned Master: The real story of Antonio Salieri), который известен как исследователь жизни и творчества В.А. Моцарта. Во второй же части проводится анализ одного из самых известных произведений Сальери – оперы «Данаиды».

В том же году в № 1 журнала «Проблемы музыкальной науки» вышла моя статья «Антонио Сальери в Вене: становление мастера», которая концентрируется на «венском» периоде творческого пути композитора. Известно, что именно Вена стала родным городом для композитора, так и не сумевшего до конца освоить немецкий язык и разговаривавший, как отмечали его современники, на невероятной смеси языков.

2014 год ознаменовался выходом в свет книги писателя и историка Сергея Нечаева (род. 1957) «Сальери», опубликованной издательством «Молодая гвардия» в рамках серии «ЖЗЛ-Малая серия».  В книге собран большой фактологический материал, основанный как на отечественных источниках, так и на зарубежных, поэтому, несомненно, будет интересна всем любителям музыки, желающим поближе ознакомиться с жизнью этого талантливого итальянского композитора. Как написал сам автор, им «…была предпринята скромная попытка объединить и проанализировать все то, что было написано о Сальери. Исключительно ради того, чтобы доказать тот факт, что Сальери, безусловно, заслуживает того, чтобы вспоминать о нем не только в связи с пушкинским мифом».

Последующие попытки изучения жизни и творчества Антонио Сальери были предприняты мною в статьях, посвященных опере «Тарар» («Бомарше и Сальери: от «Тарара» к «Аксуру» и «Тарар» Сальери-Бомарше: некоторые особенности жанра») и преподавательской деятельности музыканта («Нестор среди композиторов»: Антонио Сальери и его ученики). Они были напечатаны в журналах «Проблемы музыкальной науки» (№ 3, 2014 год), «Музыкальный журнал Европейского Севера» (№ 4, 2015 год) и «Музыковедение» (№ 2, 2015 год) соответственно.

В 2018 году московский музыковед Ольга Порошенкова обратила внимание на одну из самых известных комических опер композитора в своей статье ««Пещера Трофония» А. Сальери на либретто Дж. Касти: о разуме и чувстве в просветительскую эпоху». А в 2019 году было издано ее же исследование «Фальстаф» А. Сальери: особенности музыкальной драматургии».

Не очень активна в этом направлении и зарубежная наука. В последние годы появилось несколько диссертаций: в частности, работа доктора философии Джессики Аббацио «Опера А. Сальери La calamita de’cuori»: источники, форма, содержание» (Мэриленд, 2016 год). В 2019 году немецкий дирижер и музыковед Т.Й. Херрманн (род. 1978) опубликовал биографию Антонио Сальери.

Несколько ранее издательство «Da Vinci» приступило к изданию полного собрания сочинений композитора (https://davinci-edition.com/scores/series-complete-editions/salieri-edition/).

В XXI веке в разных странах все чаще исполняются оперы Сальери. Так, 7 декабря 2004 года театр La Scala открылся после трехлетней реконструкции оперой Сальери «Узнанная Европа» Сальери (в 1778 году именно этим произведением театр начал свою деятельность).

27 ноября 2013 года в Париже ансамбль «Les Talens Lyriques» под управлением дирижера и клавесиниста Кристофа Руссе исполнил одну из лучших опер композитора – «лирическую трагедию» «Данаиды». 28 ноября 2018 года в столице Франции в исполнении ансамбля «Les Talens Lyriques» прозвучала другая известная опера Антонио Сальери — «Тарар».

Музыка Сальери достигла Южной Америки. В сентябре 2017 года в Монтевидео (Уругвай) была поставлена комическая опера «Школа ревнивых». Эту же оперу в январе 2020 года поставили в Боготе (Колумбия).

В ХХI веке оперы Сальери начинают привлекать внимание отечественных музыкантов. В августе 2000 года в театре Шереметева (Москва) состоялось концертное исполнение «Данаид». В ноябре 2010-го одноактная опера «Сначала музыка, а потом слова» была поставлена в Санкт-Петербурге — в Доме Кочневой на Фонтанке, в подлинных интерьерах XVIII века; в 2017 году к этому произведению обратился театр Алексея Рыбникова.ыРыРыап Из последних постановок отмечу современную интерпретацию оперы «Сначала музыка, а потом слова», состоявшуюся 15 мая 2019 года силами оперной студии Новосибирской консерватории.

Виктор ХАЙРУЛЛАЕВ