Элисо Вирсаладзе – к 80-летию со дня рождения Мариса Янсонса (29 января 2023, Санкт-Петербургская филармония)

Элисо Вирсаладзе – к 80-летию со дня рождения Мариса Янсонса (29 января 2023, Санкт-Петербургская филармония)
Элисо Вирсаладзе. Фото предоставлено пресс-службой Санкт-Петербургской филармонии

Пианистка Элисо Вирсаладзе посвятит свой сольный концерт 29 января 2023 в Санкт-Петербургской филармонии 80-летию со дня рождения дирижера Мариса Янсонса.

В программе:

В. А. МОЦАРТ
Фантазия до минор, KV 396
Вариации на тему “Lison dormait”
Рондо ля минор

Ф. ШОПЕН
Вальс ля минор, соч. 34 № 2
Баллада № 2 фа мажор, соч. 38 (посвящается Р. Шуману)

В. А. МОЦАРТ
Фантазия до минор, KV 475
Соната до минор, KV 457

Ф. ШОПЕН
Два ноктюрна, соч. 27. № 1, № 2
Баллада № 3 ля-бемоль мажор, соч. 47

Фото © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В Большом зале Ленинградской – Петербургской филармонии с оркестрами под управлением Мариса Янсонса Элисо Вирсаладзе выступала четыре раза: впервые 25 декабря 1976, в последний раз – 14 декабря 2013 на Гала-концерте к юбилею Юрия Темирканова.

В Ленинграде Марис Янсонс жил с 13 лет (отец, дирижер Арвид Янсонс, перевез семью из Риги в 1956), учился в ССМШ при Ленинградской консерватории (на скрипке – у Григория Гинзбурга, на альте – у Абрама Сосина, факультативно – у хорового дирижера Владимира Шипулина), затем в самой консерватории (у В. Г. Шипулина – на факультете хорового дирижирования, у Николая Рабиновича – на факультете оперно-симфонического дирижирования). В 1971, после победы в Конкурсе Герберта фон Караяна, был приглашен Евгением Мравинским в оркестр Ленинградской филармонии: сперва – стажером. В 1973 Марис Янсонс занял в «оркестре Мравинского» должность дирижера-ассистента, а в 1985 стал вторым дирижером Заслуженного коллектива (здесь – внушительный список концертов Мариса Янсонса на сцене Ленинградской / Петербургской филармонии).

«Марис Янсонс останется в истории и в памяти музыкантов как великий представитель великой Ленинградской – Санкт-Петербургской дирижерской школы, продолжатель традиций своих учителей и старших друзей: Мравинского, Мусина, Зандерлинга, Рабиновича, Элиасберга, своего отца Арвида Янсонса. <…> Исключительно принципиальный и щепетильный во всем, что касается творчества и отношений между людьми, человек и художник, Янсонс своим искусством символизировал противостояние халтуре, мимолетности, неразборчивости, нетребовательности, “целям, оправдывающим средства”. Марис Янсонс был первым советским дирижером, возглавившим ведущие, а затем и лучшие оркестры Европы и мира. У него были многочисленные звания, награды, в том числе и советские, и российские. Но главной наградой для него была удовлетворенность результатом собственного труда». (Из текста главного редактора «Музыкального обозрения» Андрея Устинова памяти Мариса Янсонса)

Фото © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

«МО»

Памяти Мариса Янсонса

Андрей УСТИНОВ | МО № 7 (463) 2020

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм