Эконом-базис культ-надстройки

Доходы руководителей федеральных учреждений культуры за 2015 год
Эконом-базис культ-надстройки

На сайте опубликован фрагмент статьи. Полностью статью читайте в бумажной версии газеты МО № 7 (400) 2016.
Дорогие друзья! Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
До конца подписки осталось полтора месяца!
Поддержите газету!

В конце творческого сезона 2015—2016 Министерство культуры РФ опубликовало на своем сайте документ под названием «Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих отдельные должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Минкультуры России, их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей за период с 1 января 2015 по 31 декабря 2015 г. ». Документ фиксирует доходы руководителей государственных федеральных учреждений культуры и членов их семей (супругов и несовершеннолетних детей) за 2015. Это уже третий по счету подобный документ: список публиковался в 2013 и 2014.

«Двенадцать»

Самый высокий доход в сфере культуры — у заместителя директора ГМИИ им. Пушкина по капитальному строительству Игоря Погребинского — 229 804 330 р. Ему принадлежат три квартиры (172,5; 51,4 и 35 кв. м.), земельный участок в России 5960 кв. м., земельный участок во Франции 2500 кв. м. в общей совместной собственности, два жилых дома (761,3 и 159,3 кв. м.), жилой дом в общей совместной собственности 325,3 кв. м., нежилое помещение 238,6 кв. м., а/м Mercedes-Bens.

Валерий Гергиев, художественный руководитель — директор Мариинского театра, возглавлявший список в 2014 году, в 2015 только на втором месте — 130 216 902 р. Доходы маэстро значительно снизились — в прошлом году он заработал 339 млн. руб., в позапрошлом — 164 млн. Дирижер владеет тремя земельными участками (29215 кв. м., 1780 кв. м. и 1200 кв. м.); 5 квартирами общей площадью 906 кв. м. (плюс одна квартира 90 кв. м. в долевой собственности), дачей площадью 710 кв. м., двумя личными автомобилями (Toyota Land Cruiser и Lexus). Супруга и трое несовершеннолетних детей В. Гергиева имеют в долевой собственности квартиру площадью 230 кв. м. Доходы ближайших помощников Гергиева: заместители директора А. Кучерова — 4 949 667 р. (в 2014–6 292 305 р.), С. Банников — 8 543 586 р. (в 2014–8 239 930 р.), И. Ткаченко — 1 913 005 р., главный бухгалтер М. Бабушкина — 7 672 312 р. (в 2014–8 040 335 р).

Третья позиция у Юрия Темирканова, художественного руководителя Санкт-Петербургской филармонии им. Шостаковича, худрука и главного дирижера ЗКР АСО Санкт-Петербургской филармонии — 74 491 119 р. (в 2014–42 074 726 р.). В собственности — квартира площадью 230,5 кв. м. и квартира в общей долевой собственности площадью 32,78 кв. м.

Художественный руководитель — директор МХТ им. Чехова Олег Табаков заработал 70 114 277 р. (в 2014–48 297 861 р); доход его супруги, актрисы МХТ Марины Зудиной — 7 260 763 р. (в 2014–7 003 084 р.). В собственности Олега Павловича три квартиры (116,3, 164,3 и 68,3 кв. м.), земельный участок 3000 кв. м., а/м Subaru. Марина Вячеславовна владеет двумя квартирами (42 и 236,6 кв. м.).

Денежные доходы Владимира Спивакова, художественного руководителя НФОР, составили 65 367 548 р. (в 2014 – 57 048 604 р., в 2013 на 1 млн. больше). Спиваков также руководит оркестром «Виртуозы Москвы» и является президентом Московского международного Дома музыки. В его собственности два земельных участка 2030 и 2000 кв. м., квартира 76,8 кв. м., квартира во Франции 360 кв. м. в общей совместной собственности с супругой Сати Спиваковой. Известная телеведущая заработала в минувшем году 5 434 072 р. (в 2014–4 711 066 р.). Она владеет двумя квартирами — 367,2 кв. м. в России и 75 кв.м в Испании.

Директор Государственного музея-усадьбы «Архангельское» Вадим Задорожный, сменивший 3.06.2015 на этом посту Андрея Бусыгина, заработал в минувшем году 37 677 906 р. Он также возглавляет крупнейший отечественный частный Музей техники. В индивидуальной собственности Задорожного — 13 земельных участков общей площадью 1 906 491 кв. м.; 4 дома общей площадью 408,5 кв. м.; 26/100 доли в доме 262,4 кв. м.; 5 квартир общей площадью 610,7 кв. м.; 10 нежилых помещений общей площадью 5722,2 кв. м. В пользовании: 9 земельных участков общей площадью 415 531 кв. м.

В. Задорожному принадлежат легковые автомобили Land Rover Range Rover, Mersedes-Benz, Chevrolet Chevy Van G30, MG MGA, Delahaye 175, BMW 320, BMW 327, ЗИЛ‑41047, ЗИЛ‑117, Triumph Roadster, катер Silver Eagle‑47, самолеты North American SNJ‑4, Ш‑2 (амфибия), два По‑2 А («Кукурузник»), истребители — два МиГ‑3, Fokker DR.1, И‑16, И‑153 «Чайка», И‑15 бис, ДИТ.

Доход зам. директора Государственного академического русского народного ансамбля «Россия» им. Зыкиной Сергея Филина (не путать с бывшим худруком балета Большого театра) составил 30 407 530 р. (в 2014 — 35 565 200 р.).

Известный филолог и литературный критик, директор Государственного литературного музея Дмитрий Бак задекларировал доход 29 322 995 р.

Владимир Юровский, худрук Госоркестра России им. Светланова, заработал в 2015 29 116 182 р. (в 2014 – 25 449 316 р.), имеет в пользовании квартиру в Германии площадью 238,1 кв. м. (в долях с супругой и несовершеннолетним ребенком), а/м Volvo. 28 603 425 р. — доход директора Московского государственного академического художественного училища памяти 1905 года Алексея Морозова.

Лев Додин, худрук Академического Малого драматического театра — Театра Европы, заработал 26 499 621 р. (в 2014 – 26 107 785,52 р.). В его собственности две квартиры (31,2 и 113,4 кв. м.), дачный участок 8001 кв. м., садовый участок 600 кв. м., нежилой дом 64 кв. м. и нежилая дача 52,9 кв. м., а также квартира во Франции 78 кв. м. в общей совместной собственности с супругой.

На 12‑м месте Светлана Мельникова, всю жизнь проработавшая в Государственном Владимиро-Суздальском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике (одном из крупнейших и прибыльных), 6 лет в должности директора, получила 26 178 674 р. 17.06.2016 Минкульт назначил на эту должность Игоря Конышева.

В документе Минкульта указаны доходы супругов, чья деятельность не связана со сферой культуры. Некоторые из них достойны войти в «топ». Доход 211 990 222 р. задекларировал супруг директора Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства Елены Титовой, уполномоченный при президенте России по правам предпринимателей Борис Титов. Генеральный директор Малого театра и проректор по организационно-творческой работе Училища им. Щепкина Тамара Михайлова заработала 5 700 229 р., доход ее супруга Сергея Михайлова, председателя директоров ЗАО «Группа КапиталЪ», члена Совета директоров «Лукойл» составил 98 556 775 р. Супруг замдиректора ГМИИ им. Пушкина Марии Салиной, один из основателей аптечной сети «36,6», коллекционер Сергей Кривошеев заработал 31 306 301 р.

По-прежнему лидерство в списке наивысших зарплат удерживают музыканты (в «топ‑12» их пятеро). Значительно продвинулась вперед музейная сфера — в список вошли четверо. Доходы других руководителей федеральных музыкальных учреждений (в частности, вузов) и музеев значительно скромнее, хотя тоже внушают уважение к профессии.

На сайте опубликован фрагмент статьи. Полностью статью читайте в бумажной версии газеты МО № 7 (400) 2016.
Дорогие друзья! Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
До конца подписки осталось полтора месяца!
Поддержите газету!

Что за цифрами?

В России издревле считалось дурным тоном быть богатым, жить в роскоши. Наше кредо — как-нибудь перетерпим, лишь бы не было войны. Нищих, блаженных всегда привечали, ставили в пример: и в сказках, и в жизни. В то же время и заглянуть в чужой карман и залезть в него, посчитать чужие деньги и имущество «богатеев», «мироедов» — хоть и стыдно, и боязно, но хочется… И не без последствий. Недаром у нас во все времена так сильны были настроения в духе «отнять и поделить», «пустить красного петуха» богатому соседу, «сделать революцию, чтобы не было богатых» (как в известном анекдоте), «раскулачить» и т. д.

В постсоветскую эпоху, когда имущественное расслоение стало вопиющим, сведения о доходах высоких должностных лиц, чиновников, депутатов, руководителей высшего звена (в т. ч. и учреждений культуры), а также олигархов, высокооплачиваемых спортсменов, телеведущих, звезд эстрады вызывают у большинства населения (особенно у тех, кто вынужден сводить концы с концами) зависть и даже ненависть. А те, чьи доходы законодательно подлежат обнародованию, всеми правдами и неправдами пытаются их скрыть, «увести» куда-нибудь подальше, переписать на членов семьи (предварительно оформив фиктивный развод) и т. п. Но закон предписывает отчитываться, и закон нужно исполнять.

С другой стороны, что плохого в том, что люди зарабатывают приличные деньги? Кто-то больше, кто-то меньше. Можно не сомневаться, что каждая копейка из этих миллионов заработана тяжелым трудом. Да и почему, собственно, большие артисты или ответственные работники, в чьем подчинении сотни человек, не имеют права на большие заработки?

Конечно, заглянуть в замочную скважину и посчитать деньги в кармане артиста всем интересно. И документ, опубликованный на сайте МК РФ, читается с невероятным любопытством, особенно поначалу, и прежде всего те его страницы, где речь идет об известных деятелях культуры. Но наступает момент, когда чтение начинает утомлять, появляется ощущение некой брезгливости от того, что делаешь что-то непристойное.

К тому же возникает понимание неполноценности представленной картины. А вслед за этим много вопросов: зачем все это придумано? Что за этим стоит? Все ли в этих цифрах учтено? Каково их происхождение? Как их можно прокомментировать? Все ли заработки фиксируются в отчетах? Из чего они складываются?

Не секрет, что многие выдающиеся артисты, которые занимают руководящие посты, основную часть своих доходов имеют от творческой деятельности, в т. ч. за рубежом: В. Гергиев, Ю. Башмет, Ю. Темирканов, В. Юровский, О. Табаков, Е. Миронов… Их гонорары невозможно ограничить. Но какова их доля в представленных цифрах, все ли гонорары здесь зафиксированы — не ясно. Тот же Юровский дирижирует по всему миру, возглавляет, кроме Госоркестра, оркестры в Лондоне и Берлине…

И если доход руководителя равен, как следует из документа, 70–75 млн. руб. в год — значит ли это, что его зарплата от Минкультуры равна 6 млн. в месяц? Или в эту цифру входит не только зарплата?

Фиксируются ли доходы от коммерческой деятельности? Ведь в списке немало тех, кто имеет свой бизнес. Например, известный директор театра оперы и балета — компанию по торговле фруктами. Или зам. директора ГМИИ им. Пушкина И. Погребинский, которому, согласно базе данных «СПАРК-Интерфакс», принадлежит 47% ООО «Творческие мастерские», 25% ООО «Фалкондейл» (сдача внаем недвижимого имущества) и 30% ООО «Фитнес стиль» (сеть фитнес-клубов Dr. Looder); ранее он возглавлял Творческий центр им. Мейерхольда.

По сообщениям РБК, базовая зарплата зам. директора ГМИИ — 60 000 руб. Очевидно, что его основной доход получен от иной деятельности. К слову, директор ГМИИ М. Лошак задекларировала доход почти в 100 раз меньше своего зама (2,9 млн. руб.).

Директор Музея-усадьбы «Архангельское» В. Задорожный — владелец уникальным частным Музеем техники в том же Архангельском. Но не только. Задорожный — по образованию учитель истории — президент Русской гильдии антикваров, владелец уникальной коллекции ретро-автомобилей, и пр. и пр.

А как посчитаны доходы В. Гергиева? Известно, что в управлении маэстро —огромные капиталы. Он находится в центре колоссальных финансовых потоков. Сегодня он руководит «Мариинской империей» от Санкт-Петербурга до Владивостока с бюджетом около 5 млрд. руб. Является художественным руководителем дюжины фестивалей. Дает от 250 до 300 концертов и спектаклей в год во всех уголках земного шара. Возглавляет Мюнхенский филармонический оркестр (а до этого сезона — Лондонский симфонический). Руководит благотворительным фондом. Но из сухих цифр доклада невозможно понять, каковы реальные доходы Гергиева от концертной деятельности, от коммерческой деятельности и какова его официальная зарплата как художественного руководителя-директора Мариинского театра.

У О. Табакова, чьи доходы вдвое меньше, в подчинении два театра (МХТ и «Табакерка»), он постоянно занят в спектаклях, преподает, время от времени снимается в кино, занимается режиссурой.

Входит ли в отчет В. Спивакова его зарплата как президента ММДМ — муниципального учреждения культуры? Или только руководителя федерального НФОР? Он еще и известный коллекционер живописи…

Доход зам. директора Государственного академического русского народного ансамбля «Россия» им. Зыкиной С. Филина (в 7–8-10 раз выше стандартного дохода ректора консерватории или института культуры. Почему? Что, у него больше ответственности? Или больше подчиненных? Возможно, у С. Филина тоже есть легальный бизнес, или он осуществил крупную сделку с недвижимостью или антиквариатом?

А как соотносятся зарплаты руководителей с зарплатами подчиненных — тоже актуальный вопрос (по закону, они не могут разниться более чем в 8 раз, но это по закону…)?

И публикуют ли подобные отчеты ведомства культуры в регионах? Наверняка где-нибудь найдутся руководители, чьи доходы превосходят доходы «федералов». Подобных вопросов — множество. Собственно, отсюда и такой интерес к обычной, в общем-то, статистике. Но когда этой статистике не хватает прозрачности, а некоторые декларации похожи на отписку — тогда возникают и вопросы, и желание заглянуть поглубже в карманы знаменитостей. А оркестрант или артист оперного театра где-то в глубинке, познакомившись с этими цифрами, почувствует разницу: кто-то зарабатывает в месяц 15 миллионов, а кто-то — 15 тысяч.

На сайте опубликован фрагмент статьи. Полностью статью читайте в бумажной версии газеты МО № 7 (400) 2016.
Дорогие друзья! Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
До конца подписки осталось полтора месяца!
Поддержите газету!