Любимый ученик Шостаковича

Любимый ученик Шостаковича

Мемориальный сборник статей вышел в свет в 100-летнюю годовщину со дня рождения Вениамина Иосифовича Флейшмана (20.07 / 2.08 1913 — сентябрь 1941). О нем известно очень немногое: любимый ученик Шостаковича, яркий талант из российской глубинки. Жизнь Флейшмана оборвала война, когда ему не исполнилось еще и тридцати лет. Единственное дошедшее до нас произведение композитора — камерная опера «Скрипка Ротшильда», написанная по одноименному рассказу А. Чехова (либретто А. Прейса).

Памяти композитора Вениамина Флейшмана. К 100-летию со дня рождения.
Сборник статей. Ред.-сост. Нина Дроздецкая. – Тверь: «ГИД», 2013. – 88с.: ил. Тираж 500 экз.

Талант из Тверского края

Вениамин Флейшман родился в Бежецке — маленьком старинном городе Тверской губернии. Музыкант-самоучка, он играл на скрипке в самодеятельном музыкальном ансамбле, руководимом учителем химии В.М. Переслегиным. Тот был кларнетистом-любителем и сам делал аранжировки популярных произведений музыкальной классики. Ансамбль, в шутку называемый в Бежецке ПерСимфАнсом, исполнял танцы из оперы Глинки «Иван Сусанин», «Чардаш» Монти… По воспоминаниям старшей сестры Дины, тоже участницы ансамбля, Вениамин начал сочинять музыку в 16 лет.

Исполняя желание родителей, Вениамин поступает в Ленинградский индустриальный институт. Но музыка властно звала к себе, и он становится студентом 1-го музыкального техникума (класс композиции М. Юдина). В 1937 Флейшман поступает в Ленинградскую консерваторию в класс проф. Д. Шостаковича.

Вениамин Флейшман трудился над «Скрипкой Ротшильда» несколько лет, упорно оттачивая и совершенствуя интонационный пласт оперы. Уходя добровольцем на фронт, так и не завершил свой опус. Рукопись оперы — клавир и незаконченная партитура — были сданы им в фонд Ленинградского отделения Союза композиторов.

Д.Д. Шостакович счел своим долгом сохранить для потомков детище ученика. Он завершил и дооркестровал оперу Флейшмана, активно способствовал ее исполнению в 1960. Тогда же была сделана запись «Скрипки Ротшильда» на Всесоюзном радио п/у Г.Н. Рождественского.

Класс Д.Д. Шостаковича. Третий слева — Вениамин Флейшман

Недолгий век и долгая память

Идея создания сборника памяти В. Флейшмана исходила от Бежецкого краеведческого общества и его председателя Анны Ивановны Таранич, известного в городе педагога. В Бежецкой библиотеке им. В.Я. Шишкова состоялся вечер памяти Вениамина Флейшмана. Библиотечный зал был полон — оказалось, что бежечанам дорога память о земляке. Материалы для сборника собирались всем миром. В домашних фотоальбомах бежечан нашлись уникальные фотографии родителей Вениамина — дантиста Иосифа Ароновича и его жены, учительницы Рахили Моисеевны Флейшман. Обнаружилась переписка Дины Флейшман (1910–1989) с бежецким краеведом Борисом Тарасовым, содержащая бесценную информацию о детстве и юности Вениамина.

Стремлением собрать воедино весь исследовательский и мемуарный материал руководствовались создатели сборника. В него вошли семь статей, посвященных жизни и творчеству В. Флейшмана. Среди них особую значимость имеет работа молодого музыковеда Елены Силиной, исследующая период учебы Флейшмана в Ленинградской консерватории (защита ее диплома «Вениамин Флейшман — ученик Шостаковича», написанного под руководством проф. Л.Г. Ковнацкой, состоялась в 1999).

Автор статьи внимательно изучила стенограммы и протоколы заседаний кафедры композиции, которые фиксировали обсуждения новых работ молодых композиторов. Активную полемику вызвала опера В. Флейшмана «Скрипка Ротшильда». Подробные цитаты из протоколов обсуждения сегодня читаются с захватывающим интересом — они характеризуют тот духовный мир, в котором жили Вениамин и его современники.

…Обсуждение своего произведения Флейшман предварил характеристикой главного героя оперы, скрипача Якова Бронзы — он безусловно мелочный и угрюмый человек. В то же время Бронза является художником — он оставляет после себя мелодию. В предчувствии близкой смерти Яков дарит свою скрипку флейтисту Ротшильду — в знак примирения после ссоры.

После прослушивания музыки оперы развернулась бурная дискуссия, участники которой высказали композитору ряд критических замечаний (В. Дешевов, М. Чулаки, П. Серебряков, М. Гнесин, Б. Клюзнер), суть которых сводилась к тому, что мрачный чеховский сюжет вынуждает Флейшмана обращаться только к черным краскам, а необходимо научиться писать светлую, понятную, мелодическую музыку. В опере совсем отсутствует идея народности; кроме того, молодой композитор слишком долго работает над одним сочинением — это может тормозить его профессиональный рост.

Ответное выступление Вениамина поразило присутствующих резкостью и страстностью, с которыми он защищал свой композиторский выбор как литературного текста, так и музыкальных средств. Флейшман обрушился на «патентованный и казенный оптимизм», защищая право художника на нестандартное осуществление замысла…

В мемориальный сборник вошли также три ранее опубликованные статьи о В. Флейшмане — Г. Головинского, Е. Брусковой и А. Лившица. Работа Г. Головинского «С любовью к человеку» была опубликована в журнале «Советская музыка» (1962, № 5). Автор подробно анализирует воплощение композиторского замысла в опере, определяя его как «пробуждение человеческого в человеке». Статьи А. Лившица и Е. Брусковой являются монографическими и сообщают ряд неизвестных фактов из жизни композитора. Так, на основании воспоминаний однокурсника Флейшмана, композитора И. Доброго Лившицу удалось установить дату гибели В. Флейшмана в бою за Красное Село под Ленинградом.

Когда мемориальный сборник уже был подготовлен к печати, в Архиве Дмитрия Шостаковича обнаружился интереснейший документ — письма и воспоминания Константина Манжина, сельского учителя и друга юности Вениамина. Автор характеризует В. Флейшмана как человека будущего времени: «Вся молодежь относилась к Вене очень хорошо. Да и как плохо можно относиться к человеку, который ко всем потоварищески расположен, делится всем, чем может! Помню, весной одному парню-бедняку Веня отдал свою лучшую рубаху и костюм, чтобы тот мог идти на гулянье в соседнюю деревню!»

Новые данные опубликованных материалов позволили уточнить и дополнить биографию В. Флейшмана, краткое жизнеописание которого помещено в заключение сборника.

Музыкальный финал оперы, начинающийся мелодией скрипки и оркестрованный Д. Шостаковичем, записан на компакт-диск в исполнении оркестра п/у Г.Н. Рождественского; он завершает издание.

Сборник, посвященный композитору Вениамину Флейшману, будет познавателен и интересен широкому кругу читателей: краеведам, музыкантам, историкам.