Эхо «Голосов незримого»

Эхо «Голосов незримого»

Книгу об истории фестиваля «Сакро-Арт» в Локкуме читаешь взахлеб, пролистывая одни страницы и задерживаясь на других. И, только дочитав и отложив ее, понимаешь, какая это грустная — хотя и необходимая — книга. В ней собраны материалы по истории фестиваля «Сакро-Арт», проходившего с 1995 по 2004 в немецкой деревне Локкум, расположенной в 50 км от Ганновера.

Главная достопримечательность Локкума — бывший цистерцианский монастырь, основанный в 1163. В 1946 здесь была основана Евангелическая Академия, цель работы которой — изучение вызовов современного мира с точки зрения Евангелия, исследование важных религиозных, этических и общественных вопросов.

Sacro Art – Сакро-Арт. 1995–2004.
Составление и редакция Алексея Парина. – М., «Аграф». – 800 стр., илл. – На рус. и нем. яз. Тираж 1000 экз.

Академия проводит конференции, семинары, симпозиумы, всего до 80 мероприятий в год; в сферу ее изучения входят церковь и общество, религия и теология, межкультурный и межрелигиозный диалог, духовность и медитация, государство и общество, военные и гражданские конфликты, международные отношения, право, политика, миграция, вопросы экономической и социальной политики, здравоохранение, образование, наука, экология и, конечно, культура во всем ее многообразии.

Под эгидой Академии и проходил фестиваль «Сакро-Арт». C первого до последнего года его возглавляли культуролог Ханс-Петер Бурмайстер, умерший 11 лет назад (издание посвящено его памяти), и Алексей Парин, по приглашению Бурмайстера ставший художественным руководителем форума. Именно Парин выступил инициатором, составителем и редактором книги, посвященной фестивалю. Его идею он формулирует так: «искусство нашего времени, включенное в контекст эпохи… которое передавало бы тем или иным способом размышления и чувствования художников на тему спиритуального, духовного, религиозного восприятия мира». И с самого же начала предполагалось, что акцент в программе фестиваля будет сделан на русскую культуру и участие артистов из России.

В программу фестиваля входили не только концерты и оперы (в том числе мировые премьеры опер «Благовещение», «Слепая ласточка» и «Бестиарий» Александра Щетинского, «Моисей», «Н.Ф.Б.» и «Молодой Давид» Владимира Кобекина, «Ева» Иосифа Барданашвили, Щетинского, «Мистерия апостола Павла» Николая Каретникова, «Отец Сергий» Василия Лобанова, «Упражнения и танцы Гвидо» Владимира Мартынова, ряда инструментальных сочинений); были и выставки, и поэтические чтения, и доклады, и круглые столы. Среди участников — Валерий Гергиев, Марк Пекарский, Василий Лобанов, Юрий Полубелов, Важа Чачава, Ольга Гурякова, Алиса Гицба, Наталья Загоринская, Татьяна Куинджи, Олег Танцов, Марк Лубоцкий, Теодор Курентзис и другие лучшие российские музыканты. В книге собраны полные программы всех девяти фестивалей, тексты некоторых докладов («Духовность классического балета» Любови Серебряковой, «Сакральное в современном европейском танце» Хельмута Шайера, «Григорий Сковорода, странствующий пророк» Людвига Венцлера, «Пророчество в эпоху модерна. Бунт и обращение в метафизическом романе Достоевского» Марии Депперман, «Происхождение музыки и человеческого пения» Лоренца Вилькенса и другие) и либретто («Слепая ласточка», «Мистерия апостола Павла»), отзывы российской и европейской прессы.

Содержание полностью дублируется на русском и немецком языках: Парин объясняет это и посвящением Бурмайстеру, и тем, что фестиваль финансировался исключительно немецкой стороной, тогда как Россия в финансировании не участвовала вовсе. Казалось бы, подобная толстая книга сегодня непрактична. Однако Парин мечтал именно о книге; 10 лет истории «Сакро-Арт», вероятно, тот предел, в рамках которого она еще возможна. Проживи фестиваль дольше, выросли бы объем текстов, количество и качество фотоматериалов, концерты и спектакли оказались бы профессионально записаны: книгу было бы впору делать в двух томах с приложением CD и DVD. Однако фестиваль закончился именно тогда, когда цифровые камеры и DVD перестали быть роскошью, а потому почти целиком вместился в книгу.

Статья опубликована в сокращенном виде. Полный вариант статьи читайте в бумажной версии газеты “Музыкальное обозрение”.