Большой театр объявил планы на 243-й сезон

Большой театр объявил планы на 243-й сезон
З мая в Красном фойе Большого театра состоялась пресс-конференция руководителей Большого театра, посвященная планам театра на 243-й сезон (2018-2019).

В пресс-конференции участвовали генеральный директор Большого театра Владимир Урин, главный дирижер – музыкальный руководитель театра Туган Сохиев, руководитель балетной труппы ГАБТ Махар Вазиев.

Предваряя рассказ о следующем сезоне, Владимир Урин упомянул о том, что предстоит театру в уходящем сезоне. Это продолжение празднования 200-летия со дня рождения Мариуса Петипа и возобновление его балета «Дочь фараона» в июле, Гала-концерт звезд мирового балета (31 мая), премьера оперы Пуччини «Богема» (24-29 июля), гастроли оперной труппы в Китае, балетной труппы — в Корее.

Затем В. Урин предоставил слово Тугану Сохиеву, который рассказал об оперных премьерах и о событиях, связанных с концертной деятельностью коллективов Большого театра.

Опера

Оперных премьер будет четыре.

3 ноября 2018 на Новой сцене — «Севильский цирюльник» Россини, не шедший в ГАБТе с 1995 года. Дирижер — итальянский маэстро Пьер Джорджо Моранди, режиссер Евгений Писарев, три года назад с успехом поставивший в Большом театре «Свадьбу Фигаро» Моцарта.

12 декабря 2018 на Исторической сцене — еще одна опера Россини, «Путешествие в Реймс» Россини (режиссер Евгений Арье, дирижер Туган Сохиев), которая ранее была в репертуаре Большого театра в концертной версии.

7 марта 2019 на Новой сцене — премьера «Русалки» Дворжака. Ставить редко идущую в России оперу великого чешского композитора будут постановщики спектакля «Тангейзер» в Новосибирском театре оперы и балета: дирижер Айнарс Рубикис, режиссер Тимофей Кулябин (в Большом театре поставил в 2016 году оперу Доницетти «Дон Паскуале»).

28 мая 2018 на исторической сцене — новая постановка «Евгения Онегина» Чайковского. Ее осуществят Туган Сохиев и израильский режиссер Евгений Арье, в 2017 году поставивший в Большом театре оперу Вайнберга «Идиот».

29 и 30 сентября 2018 в театрально-концертном исполнении прозвучит мюзикл Леонарда Бернстайна «Кандид» (к 100-летию композитора): режиссер Алексей Франдетти, дирижер Туган Сохиев.

Балет

Также предстоят четыре балетные премьеры, о которых рассказал Махар Вазиев.

«Первой премьерой следующего сезона станет вечер одноактных балетов на Новой сцене 20 ноября — «Артефакт» Уильяма Форсайта и «Петрушка» Эдвина Клюга.

Следующая премьера — 4 апреля 2018: «Зимняя сказка» Кристофера Уилдона, хореографа, который сегодня очень востребован в мире. Она пройдет на Исторической сцене.

13 июня на Новой сцене пройдет дабл-билл: восстановление балета Джорджа Баланчина «Симфония До мажор» на музыку Бизе и премьера балета Мориса Бежара «Парижское веселье» на музыку Оффенбаха. Две разноплановые работы, в которых можно будет продемонстрировать все ресурсы нашей балетной труппы.

И в завершение сезона 19 июля — мировая премьера балета Вячеслава Самодурова на музыку оригинальную музыку Юрия Красавина, который так и называется: «Красавин — Самодуров».

Концерты

Туган Сохиев: «В новом сезоне у оркестра появится абонемент в Зале им. Чайковского. Первый концерт — 6 декабря: 2-й скрипичный концерт Прокофьева (солист Вадим Репин) и 8-я симфония Шостаковича. Наш оркестр прекрасно справился с «Катериной Измайловой» и, уверен, сможет осилить 8-ю симфонию.

Второй концерт (4 февраля) пройдет с участием хора. Программа— «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» кантата «Весна» и 2-я симфония Рахманинова.

Через полтора месяца после этого концерта мы выступим с той же программой в Парижской филармонии. В рамках нашего с ними соглашения мы фактически являемся резидент-коллективом Парижской филармонии. В 2017 мы дали в концертном исполнении «Орлеанскую деву». В будущем году исполним, помимо программы из сочинений Бородина и Рахманинова, «Псковитянку» Римского-Корсакова. Эта опера не звучала в Париже с 1911, когда ее в столицу Франции привез Дягилев, и шла под названием «Иван Грозный». Мы же поставим на афишу два названия: “Ivan the Terrible” и в скобках “Pskovityanka”».

Т. Сохиев рассказал о концертах в Бетховенском зале.

«Программы Бетховенского зала становятся все насыщеннее и разнообразнее. Главную роль в них играет камерный оркестр Большого театра, которым руководит наш концертмейстер Михаил Цинман. Камерный оркестр и различные ансамбли дают около 40 концертов в сезон.

В новом сезоне слушателей ждут новые интересные проекты. В программах — Бах и Бетховен, Гайдн и Шуберт, квартеты Брамса, Дворжака, Бородина, Рославца, Шостаковича, кларнетовые квинтеты Моцарта и Брамса, фортепианные трио русских композиторов (Рахманинов, Аренский, Чайковский), французская и русская музыка ХХ века, юбилейные и тематические концерты, многое другое.

Проект, который уже стал постоянным — «“Петя и волк” и другие музыкальные истории» для детей в исполнении Камерного оркестра п/у М. Цинмана (режиссер А. Франдетти)».

Рассказ о программе Бетховенского зала вызвал достаточно оживленную дискуссию. В. Урин добавил, что многие концертные проекты повторяются по 2–3 раза за сезон.

Худрук Молодежной оперной программы Дмитрий Вдовин отметил, что главная особенность нового концертного сезона МОП — «сотрудничество с выдающимися пианистами-аккомпаниаторами. В новом сезоне пройдет цикл «Антология русского классического романса», концерты итальянской, французской, немецкой вокальной музыки, венской оперетты с участием таких мастеров, как профессор Высшей школы музыки им. Г. Эйслера в Берлине Семен Скигин, профессор Эстонской консерватории Ивари Илья, пианист-концертмейстер Большого театра Любовь Орфенова, коуч Парижской национальной оперы Ирэна Кудела, коуч Гамбургской оперы Иоханнес Харнайт, Алессандро Аморетти (Италия)».

Особые проекты Большого театра

«Как всегда, мы отметим юбилеи и памятные даты наших артистов, — рассказал Т. Сохиев. — 11 ноября пройдет вечер к 70-летию Владимира Маторина. 20 ноября спектакль «Пиковая дама» на Исторической сцене посвятим памяти великого тенора Зураба Соткилавы.

В сентябре к нам приедет оперный фестиваль в Савонлинне. Финские артисты покажут на Новой сцене оперу Верди «Отелло». Дирижировать будет Александр Ведерников. Вы помните, что в июле 2017 мы были приглашены на фестиваль в Савонлинне. В присутствии президентов России и Финляндии мы исполняли «Иоланту». Спектакль был посвящен 100-летию независимости Финляндии. Теперь финские артисты нанесут нам ответный визит».

Гастроли

О гастрольных планах театра рассказал В. Урин:

«График гастролей очень плотный. Особенно у балетной труппы. В сентябре балет выступит в Милане на сцене Ла Скала с «Баядеркой» и «Укрощением строптивой». В конце июня – начале июля — Австралия, а с 25 июля по 16 августа — гастроли в Лондоне, в Ковент-Гарден. Репертуар гастролей в Лондоне еще не известен. Планируется «Ромео и Джульетта» в постановке Ратманского, и организаторы очень хотят, чтобы в программу был включен «Спартак». Сделать это не так просто, поскольку незадолго до этого мы будем показывать «Спартак» на гастролях в Австралии.

Возможно, в Лондоне мы покажем и «Нуреева», но не будем забывать, что вывоз этого балета, с учетом декораций, состава исполнителей — очень серьезный экономический и финансовый вопрос. Если на гастроли балетной труппы обычно отправляется 240 человек, то «Нуреев» — это еще 120 человек плюс шесть фур декораций. Конечно, это ставит перед организаторами наших гастролей большие проблемы».

Кроме того, Большой балет в октябре выступит в Риге в рамках проекта «“Золотая маска” в Латвии. В октябре же оперная труппа покажет «Богему» на сцене Челябинского театра оперы и балета. В январе 2019 хор Большого театра выступит в Берлинской филармонии. И, как уже было объявлено Т. Сохиевым, в марте оперной труппе, хору и оркестру ГАБТа предстоят гастроли во Франции.

Выставки, трансляции

В следующем сезоне будет отмечаться 100-летие Музея Большого театра. По соседству со зданием ГАБТа, в «Новом Манеже» (Георгиевский переулок, дом 3/3) будет организована выставка «Музей и театр. 100 лет вместе», посвященная этой дате. В свою очередь, в течение сезона театр и Музей организуют выставки, посвященные звездам Большой оперы и Большого балета В. Маторину, Б. Руденко, В. Атлантову, Т. Милашкиной, З. Соткилаве, Е. Образцовой, М. Кондратьевой, Е. Максимовой, А. и С. Мессерер, А. Богатыреву; выставки в честь юбилея С. Бархина, памятных дат со дня рождения В. Левенталя, Р. Пети, Дж. Баланчина.

Продолжится проект трансляций балетных спектаклей, осуществляемый при поддержке компаний BelAir media, Patelive и Coolconnections. Зрители России и всего мира смогут увидеть прямые трансляции спектаклей «Сильфида» (11 ноября 2018), «Щелкунчик» (23 декабря 2018), «Баядерка» (20 января 2019), «Кармен-сюита» и «Петрушка» (20 мая 2019). В записи — «Дон Кихот» (2 декабря 2018), «Спящая красавица» (10 марта 2019), «Золотой век» (7 апреля 2019).

Большой театр будет участвовать в праздновании Дня балета, который отмечается 1 октября, наряду с Австралийским балетом (Мельбурн), Национальным балетом Канады (Торонто), Балетом Сан-Франциско (США), Королевским балетом (Лондон).

Владимир Урин отвечает

Самый острый вопрос генеральному директору касался будущего Камерного музыкального театра имени Б.А. Покровского, по решению Министерства культуры присоединяемого к Большому театру со следующего сезона.

В. Урин: «Сейчас идет процесс перехода. Естественно, возникло большое количество вопросов. Я встречался с каждым артистом, с каждым оркестрантом. Мы обсуждаем рабочие планы. Они будут объявлены артистам Камерного музыкального театра перед их уходом в отпуск, а публично — в сентябре на встрече, посвященной открытию сезона, после того как Камерный музыкальный театр юридически войдет в состав Большого театра.

Это очень непростой процесс, который требует деликатности. Вместе с тем я считаю, что конфликтность этой ситуации преувеличена СМИ.

Суть в том, что любой театр с уходом великого руководителя меняется. Мы с огромным уважением относимся к наследию Бориса Александровича Покровского и будем, пока это возможно, держать в репертуаре его спектакли. Мы постараемся сохранить принципы, заложенные Покровским. Но время идет, и эти спектакли будут играть другие артисты, дирижировать —другие дирижеры. Это жизнь».

Было немало вопросов по проектам прошлых лет. В частности, не собирается ли театр возобновить «Руслана и Людмилу» — спектакль Д. Чернякова, которым открывалась историческая сцена в ноябре 2011. В. Урин ответил, что возобновление «Руслана» не планируется, но ведутся переговоры с Черняковым о новой постановке.

Возможно, в ближайшие сезоны возобновится проект «Большие дирижеры в Большом». По словам В. Урина, очень сложно совместить график оркестра Большого театра с планами выдающихся маэстро. Хотя идея сама по себе прекрасная и хотелось бы ее продолжить. С некоторыми дирижерами уже есть предварительные договоренности.

На вопрос, почему Большой театр не заказывает оперы современным композиторам (как это делают другие оперные компании), В. Урин ответил: «Сейчас современный композитор пишет для нас оперу. Когда напишет — мы об этом объявим».

В вопросах представителей прессы не раз звучали предложения поставить или возобновить тот или иной спектакль: «Марко Спада», «Руслан и Людмилу», «Чиполлино», некоторые другие. На эти реплики В. Урин отвечал корректно и вместе с тем жестко:

«Я бы очень хотел, чтобы уважаемая пресса не рекомендовала Большому театру, какие спектакли ставить. Каждый из вас может назвать десятки наименований, которые, по вашему мнению, могли бы идти на сцене Большого театра. Но сегодня планы Большого театра определяют те, кто их определяет. И все названия, которые вы предлагаете, в планы Большого театра не входят».

Павел РАЙГОРОДСКИЙ