Авторский концерт Сергея Жукова (24 марта 2022, Московский дом композиторов)

Авторский концерт Сергея Жукова (24 марта 2022, Московский дом композиторов)
Жуков Сергей на фестивале "Кружева", Вологда, 2016. Фото Алексей Колосов

24 марта 2022 в Концертном зале Московского дома композиторов пройдет юбилейный концерт из произведений заслуженного деятеля искусств РФ, композитора Сергея Жукова.

В программе:

  • «Пять вокальных сцен на тексты народных песен», пространственная композиция для двух сопрано, кларнета, скрипки и темпле-блоков (1975),
  • «Теней вереница и времени нить», композиция для флейты/бас флейты, кларнета/бас кларнета, виолончели, баяна и фортепиано (2016),
  • «Sempre Sonore» для двух роялей и ударных (2001),
  • «Ave Maria», сценическая композиция для женского голоса, рояля и саундтрека (2013).

Исполнители:

Ансамбль солистов Московской консерватории «Студия новой музыки»:
Мона Хаба (фортепиано), Наталья Черкасова (фортепиано), Марина Рубинштейн (флейта), Екатерина Фомицкая (скрипка), Ольга Галочкина (виолончель), Никита Агафонов (кларнет), Роман Малявкин (аккордеон), Матрена Соколова (ударные), Андрей Винницкий (ударные);
Татьяна Иващенко (сопрано), Алена Верин-Галицкая (сопрано), Мария Биорк (сопрано);
Дирижер Игорь Дронов.
Ведущий – доктор искусствоведения Рауф Фархадов.

Одно из сочинений программы концерта – композиция «Теней вереница и времени нить» (другое название – увертюра «Вологодские кружева-2016») – написано Сергеем Жуковым специально для музыкального фестиваля «Кружева» в Вологде по заказу художественного руководителя фестиваля, главного редактора газеты «Музыкальное обозрение» Андрея Устинова.

«Основой образно-семантического строя сочинения, – писал композитор в аннотации к сочинению, – послужили строки стихотворения Валентина Лукьянова “Зимние изваяния”:

“Прядутся нити времени, и Парки
Ткут бесконечно млечное, льняное –
Уснувший мир, зашитый тишиною…”

Парки – три богини судьбы в древнеримской мифологии. Скрытые в глубинах неведомого, они непрестанно ткут в своих пальцах тончайшую нить человеческой судьбы:

Нона (Nona) – тянет пряжу, прядя нить человеческой жизни,
Децима (Decima) – наматывает кудель на веретено, распределяя судьбу,
Морта (Morta) – перерезает нить, заканчивая жизнь человека.

Одним из базовых структурных элементов сочинения является медитативно-повторяющаяся формула партии рояля – своеобразная метафора бесконечного плетения нитей времени.

В композиции использованы цитата народной песни Вологодской области “Кто у нас хороший” и 4-звучный мотив колоколов Софийского собора».

Мировую премьеру 2 октября 2016 исполнили в концертном зале Вологодской филармонии солисты Московского ансамбля современной музыки.

Сергей Жуков (род. 30 августа 1951) не раз принимал участие в проектах «Музыкального обозрения». В 2004 он был в числе авторов коллективного сочинения — концерта для симфонического оркестра «Десять взглядов на десять заповедей», написанного 10 композиторами к 15-летию «МО». В ходе Всероссийского фестиваля «Музыкальное обозрение – OPUS 15» «Десять взглядов на десять заповедей» прозвучали 20 раз в 18 городах России. Всего же это произведение за прошедшие годы исполнялось более 30 раз.

В сезоне 2015–2016 Сергей Жуков был участником абонемента газеты «Музыкальное обозрение» и Московской филармонии «Персона – композитор».

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм