Андрес Сеговия: 130 лет со дня рождения

Андрес Сеговия: 130 лет со дня рождения

21 февраля 2023 музыкальный мир отмечает 130 лет со дня рождения великого испанского гитариста Андреса Сеговии (1893—1987).

«Сегодня трудно себе представить, что в начале его карьеры двери концертных залов Испании были закрыты для гитары. Таково было отношение к гитаре – не к народной, а к гитаре в качестве солирующего инструмента. Концерт Сеговии в огромном концертном зале Барселоны Палау в 1916 был первым шагом на пути изменения ее судьбы, началом преодоления взглядов на гитару, как на инструмент ограниченных возможностей. Но для утверждения гитары в качестве концертного инструмента ей не хватало того, чем обладали, например, фортепиано или скрипка – высокохудожественного репертуара. Историческая заслуга Андреса Сеговии и состоит, прежде всего, в создании такого репертуара». (М. Вайсборд. «Андрес Сеговия и гитарное искусство XX века. Очерк жизни и творчества»; М.: Советский композитор, 1989)

В Советской России своим появлением шестиструнная гитара также обязана Андресу Сеговии – он гастролировал в СССР в 1926, 1927, 1930, 1936 гг.; давал концерты и открытые уроки, встречался с гитаристами в Москве, Ленинграде, Киеве Харькове и Одессе. На основе его методического материала и репертуара Петр Агафошин выпустил первую школу игры на шестиструнной гитаре на русском языке.

«…гитара считалась в широких кругах хотя и приятным, но довольно однообразным по тону инструментом. Сами русские гитаристы последнего времени верхом совершенства считали беглость и чистоту исполнения и, надо прямо сказать, мало понимали сущность инструмента <…> С именем Андреса Сеговии связано начало возрождения гитары и в нашей стране. Четыре приезда великого испанца в СССР – это не только триумфальный успех его концертов. Это развитие традиционных музыкальных связей между Испанией и нашей страной, связей, у истоков которых стоял великий Глинка». (П. Агафошин «Новое о гитаре. Гитара и ее деятели по новейшим данным»; М.: Госиздат. Музыкальный сектор, 1928)

Андрес Сеговия начал играть на гитаре с детства. Учился у родственников, брал за образец гитаристов фламенко. В юности начал давать первые концерты, встреченные поначалу прохладно – слишком уж техника и манера игры Сеговии отличалась от привычного публике звучания инструмента: Вслед за Мигелем Льобетом, у которого Сеговия взял несколько уроков, он начал использовать «ногтевой» способ звукоизвлечения для увеличения громкости и динамики.

Впрочем, успех к Андресу Сеговии пришел довольно быстро. Начиная с середины 10-х годов XX века о его феномене заговорили не только в Испании, но и во всем мире. Сеговия встал тогда в один ряд со всемирно известными музыкантами – Яшей Хейфицом, Фрицом Крейслером, Пабло Казальсом, Игнацы Яном Падеревским… Большая заслуга Сеговии в расширении гитарного репертуара состоит в том, что он обращался ко многим известным испанским и латиноамериканским композиторам с просьбой писать для гитары, самостоятельно сделал множество транскрипций.

«Слишком много музыки. Но лишь для одной ее небольшой части следовало бы сделать исключение. Я имею в виду простую гитару, которая часами держит во власти своего очарования самых искушенных музыкантов. В консерватории, в La Revue Musical, в аудиториях, в которых можно было встретить и самых крупных представителей современной музыки. Андрес Сеговия, чье имя несколькими неделями ранее нам было едва знакомо, вызывал восхищение…» (Марк Пеншерль. La Revue Musicale, июнь 1924, Париж)

«Когда один из журналистов спросил его, много ли он работал, Сеговия дал великолепный ответ: – Как проклятый!.. для того, чтобы мои слушатели испытали ощущение небесной легкости!» (Роберт Ж. Видаль. «Заметки о гитаре, предлагаемые Андресом Сеговией»; М.: «Музыка», 1990)

«Я нашел гитару почти в застое – несмотря на благородные учения Сора, Тарреги, Льобета и других – и возвел ее до высочайшего уровня музыкального жанра. Несмотря на то, что когда-то недоставало специального и подходящего для нее репертуара, в настоящее время для нее написано, а также пишется замечательными композиторами поразительно большое количество произведений. Консерватории и музыкальные школы в прошлом не открывали у себя классов для студентов этого прекрасного инструмента. В наши дни гитара является предметом изучения и поощрения в высших учебных музыкальных заведениях Парижа, Лондона, Вены, Милана, Рима и главных городов Северной и Южной Америки. Вчера гитара привлекала только небольшую аудиторию, состоящую в основном из любителей, интересующихся самим инструментом, а не музыкой. Сегодня крупнейшие концертные залы не вмещают многочисленную публику, причем, увлечение гитарой является не данью моде, а серьезным интересом, растущим и усугубляющимся из года в год». (Андрес Сеговия. Автобиография)

Дмитрий ЛИЛЕЕВ, «МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм