You have no items in your cart.
Вышел в свет № 4-5 (397-398) национальной газеты «Музыкальное обозрение» за 2016 год
В номере:
«Мой главный научный стимул — отдать долги. Успеть. И желательно преуспеть в этом. Но на то — не моя воля. Это — моя мечта». Отметила юбилей музыковед Людмила Ковнацкая.
5 000 000 000 рублей — такая сумма выделяется ежегодно в 2016–2018 гг. 83 учреждениям культуры. Распоряжение об этом подписал председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев.
«В 140 солнц Пожар пылал…». В год 125-летия со дня рождения Сергея Прокофьева и 50-летия Музыкального колледжа имени С.С. Прокофьева пожаром уничтожено историческое здание Колледжа в подмосковном Пушкино. Новое здание обещают построить в 2017 году.
«Кто-то правильно сказал: циник — это усталый романтик. А романтиком в театре остаться невозможно: в театре один человек может все испортить». Исполнилось 70 лет со дня рождения дирижера Евгения Колобова. Театру «Новая опера», который основал Колобов, в 2016 году исполнилось 25 лет.
В Москве и Санкт-Петербурге вручены балетные премии Benois de la Danse и Dance Open.
«Гендель — это весело!». В Концертном зале им. Чайковского Московской филармонии интернациональная команда музыкантов во главе с французским маэстро Жаном-Кристофом Спинози представила оперу Георга Фридриха Генделя «Ксеркс».
Всем сестрам по серьгам
Объявлены размеры грантов Президента России в области культуры и искусства на 2016 год
Дмитрий Медведев подписал распоряжение Правительства РФ, в котором названы размеры грантов Президента РФ 83 организациям культуры России — театрам, филармониям, оркестрам, ансамблям, учебным заведениям.
В их числе — 54 коллектива и организации в области музыкального искусства и балета: 10 театров, 17 оркестров (10 симфонических, 5 камерных, 2 народных), 7 хоров (4 академических и 3 народных), 10 музыкальных учебных заведений (8 вузов, 2 колледжа), 4 академии и училища хореографии, 4 народных коллектива, Ансамбль им. Александрова и Ансамбль МВД РФ.
Ежегодный объем грантов — более 5 млрд. руб.
Газета информирует о новых назначениях в учреждениях культуры.
Так, и.о. ректора РАТИ-ГИТИС назначен театральный критик Григорий Заславский, и.о. ректора МГИМ им. Шнитке — доктор педагогических наук и доктор культурологии Анна Щербакова. В обоих случаях перемены связаны с достижением предыдущими ректорами (соответственно Карина Мелик-Пашаева и Александр Дегтярев) предельного возраста для руководителей вузов (70 лет). Избавятся ли они от приставки «и.о.» — решится в результате выборов, которые должны состояться в вузах в ближайшее время.
И.о. ректора АХИ им. Попова назначен Алексей Петров, сменивший Николая Азарова.
Очередные перемены в Башкирии. В течение года сменились директор театра оперы и балета (уже шестой за 10 лет) — им стал Ильмар Альмухаметов, филармонии — Айдар Зубайдуллин, директор и главный дирижер Национального симфонического оркестра РБ — Раушан Якупов и Алексей Воронин, директор ССМШ — Минивалий Сафин.
Назначены дирижеры Приморской сцены Мариинского театра: Павел Смелков — главный дирижер, Владислав Карклин — главный приглашенный.
Газета публикует подробную информацию обо всех новых руководителях
«Жить, расширяя горизонты»
Отметила юбилей выдающийся музыковед, доктор искусствоведения, профессор Санкт-Петербургской консерватории Людмила Ковнацкая
Л. Ковнацкая — авторитетный ученый и педагог, глава крупной научной школы, ведущий специалист по творчеству Бриттена и Шостаковича.
«МО» публикует большое интервью с юбиляром, знакомит с ее творческой биографией, подробно описывает концерт, организованный в ее честь в Малом зале Санкт-Петербургской филармонии, рассказывает о книге Liber amicorum («Книга друзей»), которую друзья, коллеги и ученики Л.Г. Ковнацкой выпустили к ее юбилею.
Говоря о том, как изменилась отечественная наука о музыке за последние 40 лет, Людмила Ковнацкая, в частности, отмечает:
«Прежде всего, это — свобода выбора: темы, поля деятельности, методологии изучения.
Исчезли нелепые, а на деле — преступные ограничения в изучении западной музыки, литургической культуры, эпох и ареалов ранней музыки, в изучении искусственно изъятых из культурного процесса явлений, зачеркнутых имен, уничтоженных и конфискованных творческих наследий. Надеюсь, ни у кого нет сомнения в том, что запреты в области научной и интеллектуальной деятельности преступны и пагубны для духовной жизни общества. <…> Иные изменения связаны с процессами эволюции, происходящей в мировом музыковедческом пространстве. К сожалению, есть в нашей текущей общественной жизни симптомы возвращения к страху в любой сфере деятельности — страх сделать «неправильный» выбор и, тем самым, стать “врагом народа” или же “иностранным агентом”. Прискорбно».
Фестиваль как жизнь артиста
Продолжается Третий Транссибирский Арт-Фестиваль Вадима Репина
В этом году фестивальный марафон длится почти три месяца. После концертов в России (Новосибирске, Москве, Красноярске, Омске, Екатеринбурге) фестиваль впервые преодолел границы России. В мае его встречали в Израиле, в июне — в Японии.
«Мы сразу планировали фестиваль не как набор концертов, а как единый глобальный проект, — говорит художественный руководитель фестиваля Вадим Репин. — Транссиб как нельзя лучше олицетворяет эту идею, поскольку был построен именно для того, чтобы стать мостом между Востоком и Западом. Соорудить такой же культурный мост, который станет площадкой для рождения чего-то необычного — это в своем роде уникальный проект».
Третий Транссибирский — это 35 концертов (в 25 из них принимает участие В. Репин), более 50 солистов и дирижеров — именитых и юных, 7 симфонических и 4 камерных коллектива. Это творческие встречи, мастер-классы, мировые премьеры, юбилеи и памятные даты. Это Фестиваль-Дом. Атмосфера и идеология фестиваля — это идеология и атмосфера большой Семьи, открытой миру.
«В 140 солнц пожар пылал…»
В подмосковном Пушкино сгорело здание Музыкального колледжа имени Прокофьева
По иронии судьбы, пожар произошел в год тройного юбилея: 50-летия колледжа, 125-летия С.С. Прокофьева, чье имя он носит, и 80-летия постройки самого здания. Версии случившегося разные: от короткого замыкания до поджога с целью захвата участка земли, на котором стояло здание колледжа и соседние дома.
Губернатор Московской области Алексей Воробьев пообещал, что в 2017 году будет построено новое здание Колледжа и ДМШ № 1 г. Пушкино. Вот-вот будет утвержден проект. Тем временем колледж отметил 50-летие большим гала-концертом, в котором приняли участие все студенческие коллективы.
Минотавр подсознания
В театре имени Станиславского и Немировича-Данченко — российские премьеры неизвестных опер «Сказание об Орфее» Альфредо Казеллы и «Ариадна» Богуслава Мартину. Об этом — в рубрике «Опера: премьера»
«Сказание об Орфее» написано в 1932 году, «Ариадна» — в 1958. Волею театра две оперы, написанные по мотивам древнегреческих мифов, были объединены в одном вечере. «В хаосе XX века (психоанализ, феминизм, эмансипация, насилие и разруха двух мировых войн…), — пишет “МО”, — они воспринимались незыблемым основанием для пошатнувшегося мира. Современность модерна — зеркало, в котором отражалась Античность, как в эпопее Джеймса Джойса «Улисс», а в музыке она претворялась в опусах К. Дебюсси, М. Равеля, Р. Штрауса, П. Дюка, И. Стравинского, Д. Мийо, А. Онеггера и т.д. При этом истории Орфея и Ариадны явились чуть ли не самыми популярными сюжетами, предлагающими осмыслить мотивы плача, искупления, судьбы и рока. В операх Казеллы и Мартину известные мифы превращаются в путешествие по подсознанию, где жизнь предстает как бесконечный путь страданий и бесполезной борьбы».
Раздумья о «Ксерксе»
Впервые в постсоветской России прозвучала одна из самых известных опер Георга Фридриха Генделя
В Концертном зале им. П.И. Чайковского «Ксеркса» представили ансамбль «Матеус» под руководством Жана-Кристофа Спинози (Франция), солисты из Австралии, Германии, Швеции, Италии, Канады.
«Одна из воспитательных целей — наглядно показать, что Гендель — это совсем не скучно, а наоборот, даже весело, — была Спинози блистательно достигнута. Но все-таки Гендель, особенно в поздних операх, никогда не бывает прост. “Ксеркса” можно трактовать как легкую французскую комедию, только не следует верить, будто этим исчерпывается внутренний смысл произведения…», — пишет в своей рецензии доктор искусствоведения, профеcсор Московской консерватории Лариса Кириллина — ведущий «генделевед» современной России.
Усталый романтик
Так называл себя Евгений Колобов, дирижер, основатель театра «Новая опера», 70-летие со дня рождения которого отмечалось в 2016 году. О судьбе музыканта — в рубрике «Памятные даты».
Приведены высказывания Колобова из его интервью разных лет. Вот некоторые из них:
«Внесение “себя” в ту музыку, которую я исполняю, для меня не самоцель и никак не может быть самоцелью. Это было бы просто кощунство. Но если я не могу исполнять ее так, как слышу, исполнение теряет для меня смысл. Но я знаю, что на том свете я смогу объяснить композиторам, почему я так поступил. И, может, они поймут, ведь у меня была идея. Для меня партитура — это как стихотворный оригинал, который нужно еще перевести на другой язык — язык музыкального спектакля».
«Сегодня махать “Пиковую даму” в России, а завтра “Бориса Годунова” в Уганде — я так не умею. После «Пиковой дамы», если я ее нормально продирижировал, то есть не промахал, а прожил, мне нужно дня три только для того, чтобы от нее как-то отойти. А они машут себе и машут — нынче здесь, завтра там… Это — конвейер. Это к искусству не имеет никакого отношения. А еще проще, если употребить грубое русское слово, это — халтура. А меня воспитывали в уважении к музыке. И перед тем, как дирижировать Мусоргского, я должен как следует поработать, попотеть. Вот это мне интересно».
«Если бы по второму разу выбирать жизнь, я бы никогда в дирижеры не пошел, профессию эту ни за что бы не выбрал. Самая тяжелая профессия, на мой взгляд. Вечная зависимость от всех. Я скорее бы стал егерем, лесничим или садовником. Но скажешь так — не поверят. Мол, кокетничает. Ему театр построили, а он…».
Оперный дом в саду «Эрмитаж»
Материал посвящен театру «Новая опера» отмечающему в этом году 25-летие.
В статье подробно описана история создания театра и строительства его здания в московском саду «Эрмитаж», приведен список всех премьер с именами режиссеров, дирижеров и художников.
Особое внимание — нынешнему сезону, дважды юбилейному для театра.
Танцы, открытые миру
В рубрике «Балет» — статьи о завершившихся в Москве и Санкт-Петербурге фестивалях «Benois de la Danse» и «Dance Open», а также о гастролях нидерландского балета NDT на сцене Большого театра
Труппа NDT представила в один вечер три одноактных балета своих лидеров — выдающихся хореографов разных поколений: Ханса ван Манена («Вариации на тему Франка Бриджа» на музыку Бриттена), Иржи Килиана («Симфония псалмов» на музыку Стравинского), Пола Лайтфута и Соль Леон («Совсем недолго вместе»).
Автор статей рубрики «Балет» — Екатерина Беляева.
Hommage Хренникову
В рубрике «Книги» газета представляет два издания: «Тихон Хренников. К 100-летию со дня рождения» (сборник статей, ред.-сост. Андрей Кокарев, изд. «Композитор») и А. Кокарев «Тихон Хренников» (серия «ЖЗЛ», изд. «Молодая гвардия»).
На страницах книг предстает многоликий портрет Тихона Николаевича Хренникова: музыканта, автора популярных сочинений в разных жанрах; чиновника — бессменного руководителя СК СССР на протяжении всех 43 лет его существования (1948–1991); человека, остро, мучительно переживавшего повороты судьбы. В 34 года волей Сталина он был назначен первым секретарем Союза композиторов СССР и более 40 лет нес это бремя, порой доводившее до нервных срывов. Всемогущий чиновник, управлявший фактически империей, он слышал в свой адрес не только дифирамбы. Особенно в 1990-е было немало тех, кто не стеснялся публично шельмовать его, считал сталинистом, «гонителем» прогрессивных музыкантов: Д. Шостаковича, С. Прокофьева, А. Шнитке, Э. Денисова, С. Губайдулиной…
Вот как описывает А. Кокарев, внук Т.Н. Хренникова, его душевное состояние в последние годы жизни: «Спустя полвека, на закате долгой и плодотворной жизни, уже отошедший от союзных дел и незаслуженно обиженный, оскорбленный оголтелыми антисталинистами, почти девяностолетний Хренников мучительно переживал и переоценивал свою прошлое: “Сопричастность к тому, что происходило, тяжким грузом лежит на моей душе. Мысленно, про себя, я часто возмущался тем, что происходило. Приходилось маневрировать, произносить громкие слова, ловчить, чтобы не вызвать гнева верхов и в то же время не предать товарищей. Но если положить на весы дела, они перетянут слова”».
Хренников был одним из основателей газеты «Музыкальное обозрение». В своих воспоминаниях и размышлениях о нем главный редактор «МО» Андрей Устинов подчеркивает: «У него был талант управлять. Он не лишал творца возможности созидать.
Мне кажется, сегодня Хренников попал в капкан нашего оценочного восприятия. Часто его лишают индивидуальности, превращая в страшного функционера, но в то же время
его и ругают как функционера. Такая позиция мешает понять Хренникова как историческую личность, как художника. Поэтому так важен объективный, непредвзятый подход к деятельности Хренникова — композитора и чиновника. Можно понять людей, которые вспоминают то время по-разному. Одни — как райское, другие — совсем иначе. Поэтому задача историков, в т. ч. историков музыки — восстановить контекст времени (социальный, экономический, политический, духовный), в котором жили мы все, в т. ч. и композиторы. Безусловно, обращение к творчеству Хренникова должно стать новым импульсом к изучению музыки советского периода, много в которой нам еще предстоит познать».
«Кто старое забудет…»
Как обычно, взяв некоторую паузу, «МО» подводит итоги прошедшего года.
Вспоминает о наиболее заметных и запомнившихся культурных, музыкальных, а также общественно-политических событиях и явлениях. Стараясь не упустить ничего главного и основополагающего, рассмотреть тенденции и векторы в жизни страны и в академической музыкальной культуре. В поле зрения «МО» — 70-летие Победы и 175-летие П.И. Чайковского, Стратегия культурной политики и Концепция концертной деятельности — важнейшие документы, принятые Президентом и Правительством и определяющие культурную жизнь страны. «Левиафан» и «Тангейзер», дискуссии вокруг «Золотой маски» и пожар в библиотеке ИНИОН. Отставки и назначения, юбилеи и памятные даты, современная музыка и хоровое пение как духовная опора. Жизнь оперных театров, филармоний, оркестров, вузов, резонансные фестивали и не менее резонансные скандалы…
«На старте новой четверти века»
Год «Музыкального обозрения»: статистика, факты, события, вершины
В этой статье «МО» подводит итоги еще одного, 26-го по счету года своей жизни. Вот некоторые его итоги: Цифра года:
392 страницы газеты формата А3. В переводе на количество знаков — около 4 000 000 с пробелами.
В течение года мы информировали о событиях музыкальной и культурной жизни в 90 городах и 55 регионах РФ.
Мы предложили вниманию читателей «МО» объемную информацию о деятельности Президента, Правительства, Государственной Думы, Министерства культуры РФ в области культурной политики (Указы, Постановления, Распоряжения, тексты важнейших государственных документов, аналитические материалы).
Мы представили на страницах газеты более 1500 персоналий (композиторы, исполнители, дирижеры, директора, ректоры, педагоги, оркестранты, музыковеды, деятели искусства и культуры, государственные деятели — президенты, губернаторы, министры; лауреаты конкурсов, премий, обладатели государственных званий и наград; новые лица культуры и наши великие предшественники и современники).
Опубликовали более 50 рецензий на оперные и балетные спектакли, практически на все знаковые премьеры, а также статьи о событиях в жизни музыкальных театров России (фестивали, гастроли, кадровые изменения и т. д.).
Представили более 200 новых книг о музыке, изданных в 2014–2015 гг.
Опубликовали итоги и условия более 120 конкурсов, прошедших в 2014–2015 в России и других странах. Представлены более 30 российских музыкантов — лауреатов престижных международных конкурсов.
Специальные номера «МО» были посвящены Омской, Самарской, Пермской филармониям, Ростовскому академическому симфоническому оркестру.
Еще один специальный номер — «Книги» (32 полосы).
Спецпроект «Чайковский — 175» был посвящен юбилею композитора.
Год «МО» — это две конференции (Ассоциации директоров музыкальных конкурсов и «Россия–Польша: музыкальный диалог», два абонемента в Камерном зале МГАФ («Персона–композитор» и «Музыка войны и Победы. Сталинские премии. Камерная музыка 1941–1945. К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне»), фестиваль «Кружева» в Вологде, выпуск справочника «Музыкальные конкурсы России» (3-й том Библиотеки «МО»), творческие встречи редакции в городах России…
Газета информирует о крупных фестивалях в городах России.
«Бах-фест» в Екатеринбурге и «Искусство смычка» в Татарстане.
Рифма в 100 лет
В традиционной рубрике «МО» «100 лет назад»:
— фельетон Николая Финдейзена «“Преступление Зилоти”», который начинается так: «Обитатели петроградского рецензентского болота глубоко возмущены: А. Зилоти лишил их бесплатных рецензентских мест на свои концерты, а они за такое преступление решили бойкотировать господина Зилоти…». В целом же статья описывает нравы, царящие в журналистско-рецензентском сообществе, некоторые представители которого считают себя вправе решать судьбу художника — вполне современно и сегодня, спустя 100 лет;
— «Враг или гений?» — любопытная анкета, посвященная «допущению музыки Вагнера во Франции после войны». Отвечали известные деятели культуры: Роден, Сен-Санс, Мессаже и др. Вот что ответил 80-летний Камиль Сен-Санс: «Нет, ибо Вагнер будет в глазах французского народа символом Германии. Красоты вагнеровской музыки служат прикрытием достижения низменных целей»;
— «Восток — дело тонкое» — иронические заметки о постановках второсортных опер и даже опереток на сцене Мариинского театра.
Памяти музыкантов
В рубрике In memoriam — статьи памяти участников Квартета имени Шостаковича Андрея Шишлова и Александра Галковского, певицы, профессора Ростовской консерватории Маргариты Худовердовой, легендарной пианистки Фриды Бауэр, концертмейстера Давида Ойстраха, о которой Владимир Горовиц сказал: «Никогда не слышал концертмейстера лучше Фриды».
Новые российские победы
Подводя итоги конкурсного 2015 года, газета приводит информацию о российских музыкантах, добившихся высоких результатов на международных конкурсах под эгидой WFIMC. Более 30 россиян — пианистов, скрипачей, композиторов, вокалистов, исполнителей на духовых инструментах — удостоены премий, дипломов и призов на самых престижных музыкальных состязаниях во многих странах мира.
Новый год — новые достижения. В номере газета рассказывает о лауреатах престижных конкурсов дирижеров имени Малера в Бамберге и баянистов и аккордеонистов в Клингентале, прошедших уже в этом году.
Официальный представитель Steinway & Sons в России
ООО «Старт-Вест-94» — STEINWAY & SONS, BOSTON, ESSEX
121170, Москва, Кутузовский пр-т, д. 41, стр. 1
Тел./факс (495) 280-72-74, 780-05-96, e-mail: sw7800596@yandex.ru
Гамбург, Ронденбарг 10, Д 22525, Германия, тел. +49-40-85-39-11-07 www.steinwaysons.ru
Гарантия фабрики-изготовителя, выбор концертных роялей D-274 на фабрике