Вышел в свет № 4-5 (397-398) национальной газеты «Музыкальное обозрение» за 2016 год

Вышел в свет № 4-5 (397-398) национальной газеты «Музыкальное обозрение» за 2016 год
В номере:
«Мой главный научный стимул — отдать долги. Успеть. И желательно преуспеть в этом. Но на то — не моя воля. Это — моя мечта». Отметила юбилей музыковед Людмила Ковнацкая.
5 000 000 000 рублей — такая сумма выделяется ежегодно в 2016–2018 гг. 83 учреждениям культуры. Распоряжение об этом подписал председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев.
«В 140 солнц Пожар пылал…». В год 125-летия со дня рождения Сергея Прокофьева и 50-летия Музыкального колледжа имени С.С. Прокофьева пожаром уничтожено историческое здание Колледжа в подмосковном Пушкино. Новое здание обещают построить в 2017 году.
«Кто-то правильно сказал: циник — это усталый романтик. А романтиком в театре остаться невозможно: в театре один человек может все испортить». Исполнилось 70 лет со дня рождения дирижера Евгения Колобова. Театру «Новая опера», который основал Колобов, в 2016 году исполнилось 25 лет.
В Москве и Санкт-Петербурге вручены балетные премии Benois de la Danse и Dance Open.
«Гендель — это весело!». В Концертном зале им. Чайковского Московской филармонии интернациональная команда музыкантов во главе с французским маэстро Жаном-Кристофом Спинози представила оперу Георга Фридриха Генделя «Ксеркс».
Дмитрий МЕДВЕДЕВ
Всем сестрам по серьгам
Объявлены размеры грантов Президента России в области культуры и искусства на 2016 год

Дмитрий Медведев подписал распоряжение Правительства РФ, в котором названы размеры грантов Президента РФ 83 организациям культуры России — театрам, филармониям, оркестрам, ансамблям, учебным заведениям.

В их числе — 54 коллектива и организации в области музыкального искусства и балета: 10 театров, 17 оркестров (10 симфонических, 5 камерных, 2 народных), 7 хоров (4 академических и 3 народных), 10 музыкальных учебных заведений (8 вузов, 2 колледжа), 4 академии и училища хореографии, 4 народных коллектива, Ансамбль им. Александрова и Ансамбль МВД РФ.

Ежегодный объем грантов — более 5 млрд. руб.

Григорий ЗАСЛАВСКИЙ
Газета информирует о новых назначениях в учреждениях культуры.

Так, и.о. ректора РАТИ-ГИТИС назначен театральный критик Григорий Заславский, и.о. ректора МГИМ им. Шнитке — доктор педагогических наук и доктор культурологии Анна Щербакова. В обоих случаях перемены связаны с достижением предыдущими ректорами (соответственно Карина Мелик-Пашаева и Александр Дегтярев) предельного возраста для руководителей вузов (70 лет). Избавятся ли они от приставки «и.о.» — решится в результате выборов, которые должны состояться в вузах в ближайшее время.

И.о. ректора АХИ им. Попова назначен Алексей Петров, сменивший Николая Азарова.

Очередные перемены в Башкирии. В течение года сменились директор театра оперы и балета (уже шестой за 10 лет) — им стал Ильмар Альмухаметов, филармонии — Айдар Зубайдуллин, директор и главный дирижер Национального симфонического оркестра РБ — Раушан Якупов и Алексей Воронин, директор ССМШ — Минивалий Сафин.

Назначены дирижеры Приморской сцены Мариинского театра: Павел Смелков — главный дирижер, Владислав Карклин — главный приглашенный.

Газета публикует подробную информацию обо всех новых руководителях

Людмила КОВНАЦКАЯ
«Жить, расширяя горизонты»
Отметила юбилей выдающийся музыковед, доктор искусствоведения, профессор Санкт-Петербургской консерватории Людмила Ковнацкая

Л. Ковнацкая — авторитетный ученый и педагог, глава крупной научной школы, ведущий специалист по творчеству Бриттена и Шостаковича.

«МО» публикует большое интервью с юбиляром, знакомит с ее творческой биографией, подробно описывает концерт, организованный в ее честь в Малом зале Санкт-Петербургской филармонии, рассказывает о книге Liber amicorum («Книга друзей»), которую друзья, коллеги и ученики Л.Г. Ковнацкой выпустили к ее юбилею.

Говоря о том, как изменилась отечественная наука о музыке за последние 40 лет, Людмила Ковнацкая, в частности, отмечает:

«Прежде всего, это — свобода выбора: темы, поля деятельности, методологии изучения.

Исчезли нелепые, а на деле — преступные ограничения в изучении западной музыки, литургической культуры, эпох и ареалов ранней музыки, в изучении искусственно изъятых из культурного процесса явлений, зачеркнутых имен, уничтоженных и конфискованных творческих наследий. Надеюсь, ни у кого нет сомнения в том, что запреты в области научной и интеллектуальной деятельности преступны и пагубны для духовной жизни общества. <…> Иные изменения связаны с процессами эволюции, происходящей в мировом музыковедческом пространстве. К сожалению, есть в нашей текущей общественной жизни симптомы возвращения к страху в любой сфере деятельности — страх сделать «неправильный» выбор и, тем самым, стать “врагом народа” или же “иностранным агентом”. Прискорбно».

Вадим РЕПИН, Константин ЛИВШИЦ, Миша МАЙСКИЙ на концерте памяти Иегуди Менухина
Фестиваль как жизнь артиста
Продолжается Третий Транссибирский Арт-Фестиваль Вадима Репина

В этом году фестивальный марафон длится почти три месяца. После концертов в России (Новосибирске, Москве, Красноярске, Омске, Екатеринбурге) фестиваль впервые преодолел границы России. В мае его встречали в Израиле, в июне — в Японии.

«Мы сразу планировали фестиваль не как набор концертов, а как единый глобальный проект, — говорит художественный руководитель фестиваля Вадим Репин. — Транссиб как нельзя лучше олицетворяет эту идею, поскольку был построен именно для того, чтобы стать мостом между Востоком и Западом. Соорудить такой же культурный мост, который станет площадкой для рождения чего-то необычного — это в своем роде уникальный проект».

Третий Транссибирский — это 35 концертов (в 25 из них принимает участие В. Репин), более 50 солистов и дирижеров — именитых и юных, 7 симфонических и 4 камерных коллектива. Это творческие встречи, мастер-классы, мировые премьеры, юбилеи и памятные даты. Это Фестиваль-Дом. Атмосфера и идеология фестиваля — это идеология и атмосфера большой Семьи, открытой миру.

Проект нового здания музыкального колледжа в Пушкино
«В 140 солнц пожар пылал…»
В подмосковном Пушкино сгорело здание Музыкального колледжа имени Прокофьева

По иронии судьбы, пожар произошел в год тройного юбилея: 50-летия колледжа, 125-летия С.С. Прокофьева, чье имя он носит, и 80-летия постройки самого здания. Версии случившегося разные: от короткого замыкания до поджога с целью захвата участка земли, на котором стояло здание колледжа и соседние дома.

Губернатор Московской области Алексей Воробьев пообещал, что в 2017 году будет построено новое здание Колледжа и ДМШ № 1 г. Пушкино. Вот-вот будет утвержден проект. Тем временем колледж отметил 50-летие большим гала-концертом, в котором приняли участие все студенческие коллективы.

Сцена из оперы "Сказание об Орфее" А. Казеллы, МАМТ, реж. Е. Василева
Минотавр подсознания
В театре имени Станиславского и Немировича-Данченко — российские премьеры неизвестных опер «Сказание об Орфее» Альфредо Казеллы и «Ариадна» Богуслава Мартину. Об этом — в рубрике «Опера: премьера»

«Сказание об Орфее» написано в 1932 году, «Ариадна» — в 1958. Волею театра две оперы, написанные по мотивам древнегреческих мифов, были объединены в одном вечере. «В хаосе XX века (психоанализ, феминизм, эмансипация, насилие и разруха двух мировых войн…), — пишет “МО”, — они воспринимались незыблемым основанием для пошатнувшегося мира. Современность модерна — зеркало, в котором отражалась Античность, как в эпопее Джеймса Джойса «Улисс», а в музыке она претворялась в опусах К. Дебюсси, М. Равеля, Р. Штрауса, П. Дюка, И. Стравинского, Д. Мийо, А. Онеггера и т.д. При этом истории Орфея и Ариадны явились чуть ли не самыми популярными сюжетами, предлагающими осмыслить мотивы плача, искупления, судьбы и рока. В операх Казеллы и Мартину известные мифы превращаются в путешествие по подсознанию, где жизнь предстает как бесконечный путь страданий и бесполезной борьбы».

Ксеркс, барельеф, Царский дворец в Персеполе, фрагмент
Раздумья о «Ксерксе»
Впервые в постсоветской России прозвучала одна из самых известных опер Георга Фридриха Генделя 

В Концертном зале им. П.И. Чайковского «Ксеркса» представили ансамбль «Матеус» под руководством Жана-Кристофа Спинози (Франция), солисты из Австралии, Германии, Швеции, Италии, Канады.

«Одна из воспитательных целей — наглядно показать, что Гендель — это совсем не скучно, а наоборот, даже весело, — была Спинози блистательно достигнута. Но все-таки Гендель, особенно в поздних операх, никогда не бывает прост. “Ксеркса” можно трактовать как легкую французскую комедию, только не следует верить, будто этим исчерпывается внутренний смысл произведения…», — пишет в своей рецензии доктор искусствоведения, профеcсор Московской консерватории Лариса Кириллина — ведущий «генделевед» современной России.

Евгений КОЛОБОВ
Усталый романтик
Так называл себя Евгений Колобов, дирижер, основатель театра «Новая опера», 70-летие со дня рождения которого отмечалось в 2016 году. О судьбе музыканта — в рубрике «Памятные даты».

Приведены высказывания Колобова из его интервью разных лет. Вот некоторые из них:

«Внесение “себя” в ту музыку, которую я исполняю, для меня не самоцель и никак не может быть самоцелью. Это было бы просто кощунство. Но если я не могу исполнять ее так, как слышу, исполнение теряет для меня смысл. Но я знаю, что на том свете я смогу объяснить композиторам, почему я так поступил. И, может, они поймут, ведь у меня была идея. Для меня партитура — это как стихотворный оригинал, который нужно еще перевести на другой язык — язык музыкального спектакля».

«Сегодня махать “Пиковую даму” в России, а завтра “Бориса Годунова” в Уганде — я так не умею. После «Пиковой дамы», если я ее нормально продирижировал, то есть не промахал, а прожил, мне нужно дня три только для того, чтобы от нее как-то отойти. А они машут себе и машут — нынче здесь, завтра там… Это — конвейер. Это к искусству не имеет никакого отношения. А еще проще, если употребить грубое русское слово, это — халтура. А меня воспитывали в уважении к музыке. И перед тем, как дирижировать Мусоргского, я должен как следует поработать, попотеть. Вот это мне интересно».

«Если бы по второму разу выбирать жизнь, я бы никогда в дирижеры не пошел, профессию эту ни за что бы не выбрал. Самая тяжелая профессия, на мой взгляд. Вечная зависимость от всех. Я скорее бы стал егерем, лесничим или садовником. Но скажешь так — не поверят. Мол, кокетничает. Ему театр построили, а он…».

Театр Новая Опера им. Е.В. Колобова
Оперный дом в саду «Эрмитаж»
Материал посвящен театру «Новая опера» отмечающему в этом году 25-летие.

В статье подробно описана история создания театра и строительства его здания в московском саду «Эрмитаж», приведен список всех премьер с именами режиссеров, дирижеров и художников.

Особое внимание — нынешнему сезону, дважды юбилейному для театра.

Танцы, открытые миру
В рубрике «Балет» — статьи о завершившихся в Москве и Санкт-Петербурге фестивалях «Benois de la Danse» и «Dance Open», а также о гастролях нидерландского балета NDT на сцене Большого театра

Труппа NDT представила в один вечер три одноактных балета своих лидеров — выдающихся хореографов разных поколений: Ханса ван Манена («Вариации на тему Франка Бриджа» на музыку Бриттена), Иржи Килиана («Симфония псалмов» на музыку Стравинского), Пола Лайтфута и Соль Леон («Совсем недолго вместе»).

Автор статей рубрики «Балет» — Екатерина Беляева.

Тихон ХРЕННИКОВ
Hommage Хренникову
В рубрике «Книги» газета представляет два издания: «Тихон Хренников. К 100-летию со дня рождения» (сборник статей, ред.-сост. Андрей Кокарев, изд. «Композитор») и А. Кокарев «Тихон Хренников» (серия «ЖЗЛ», изд. «Молодая гвардия»).

На страницах книг предстает многоликий портрет Тихона Николаевича Хренникова: музыканта, автора популярных сочинений в разных жанрах; чиновника — бессменного руководителя СК СССР на протяжении всех 43 лет его существования (1948–1991); человека, остро, мучительно переживавшего повороты судьбы. В 34 года волей Сталина он был назначен первым секретарем Союза композиторов СССР и более 40 лет нес это бремя, порой доводившее до нервных срывов. Всемогущий чиновник, управлявший фактически империей, он слышал в свой адрес не только дифирамбы. Особенно в 1990-е было немало тех, кто не стеснялся публично шельмовать его, считал сталинистом, «гонителем» прогрессивных музыкантов: Д. Шостаковича, С. Прокофьева, А. Шнитке, Э. Денисова, С. Губайдулиной…

Вот как описывает А. Кокарев, внук Т.Н. Хренникова, его душевное состояние в последние годы жизни: «Спустя полвека, на закате долгой и плодотворной жизни, уже отошедший от союзных дел и незаслуженно обиженный, оскорбленный оголтелыми антисталинистами, почти девяностолетний Хренников мучительно переживал и переоценивал свою прошлое: “Сопричастность к тому, что происходило, тяжким грузом лежит на моей душе. Мысленно, про себя, я часто возмущался тем, что происходило. Приходилось маневрировать, произносить громкие слова, ловчить, чтобы не вызвать гнева верхов и в то же время не предать товарищей. Но если положить на весы дела, они перетянут слова”».

Хренников был одним из основателей газеты «Музыкальное обозрение». В своих воспоминаниях и размышлениях о нем главный редактор «МО» Андрей Устинов подчеркивает: «У него был талант управлять. Он не лишал творца возможности созидать.

Мне кажется, сегодня Хренников попал в капкан нашего оценочного восприятия. Часто его лишают индивидуальности, превращая в страшного функционера, но в то же время

его и ругают как функционера. Такая позиция мешает понять Хренникова как историческую личность, как художника. Поэтому так важен объективный, непредвзятый подход к деятельности Хренникова — композитора и чиновника. Можно понять людей, которые вспоминают то время по-разному. Одни — как райское, другие — совсем иначе. Поэтому задача историков, в т. ч. историков музыки — восстановить контекст времени (социальный, экономический, политический, духовный), в котором жили мы все, в т. ч. и композиторы. Безусловно, обращение к творчеству Хренникова должно стать новым импульсом к изучению музыки советского периода, много в которой нам еще предстоит познать».

Кадр из фильма "Левиафан", реж. А. Звягинцев, 2015
«Кто старое забудет…»
Как обычно, взяв некоторую паузу, «МО» подводит итоги прошедшего года.

Вспоминает о наиболее заметных и запомнившихся культурных, музыкальных, а также общественно-политических событиях и явлениях. Стараясь не упустить ничего главного и основополагающего, рассмотреть тенденции и векторы в жизни страны и в академической музыкальной культуре. В поле зрения «МО» — 70-летие Победы и 175-летие П.И. Чайковского, Стратегия культурной политики и Концепция концертной деятельности — важнейшие документы, принятые Президентом и Правительством и определяющие культурную жизнь страны. «Левиафан» и «Тангейзер», дискуссии вокруг «Золотой маски» и пожар в библиотеке ИНИОН. Отставки и назначения, юбилеи и памятные даты, современная музыка и хоровое пение как духовная опора. Жизнь оперных театров, филармоний, оркестров, вузов, резонансные фестивали и не менее резонансные скандалы…

«На старте новой четверти века»
Год «Музыкального обозрения»: статистика, факты, события, вершины

В этой статье «МО» подводит итоги еще одного, 26-го по счету года своей жизни. Вот некоторые его итоги: Цифра года:

392 страницы газеты формата А3. В переводе на количество знаков — около 4 000 000 с пробелами.

В течение года мы информировали о событиях музыкальной и культурной жизни в 90 городах и 55 регионах РФ.

Мы предложили вниманию читателей «МО» объемную информацию о деятельности Президента, Правительства, Государственной Думы, Министерства культуры РФ в области культурной политики (Указы, Постановления, Распоряжения, тексты важнейших государственных документов, аналитические материалы).

Мы представили на страницах газеты более 1500 персоналий (композиторы, исполнители, дирижеры, директора, ректоры, педагоги, оркестранты, музыковеды, деятели искусства и культуры, государственные деятели — президенты, губернаторы, министры; лауреаты конкурсов, премий, обладатели государственных званий и наград; новые лица культуры и наши великие предшественники и современники).

Опубликовали более 50 рецензий на оперные и балетные спектакли, практически на все знаковые премьеры, а также статьи о событиях в жизни музыкальных театров России (фестивали, гастроли, кадровые изменения и т. д.).

Представили более 200 новых книг о музыке, изданных в 2014–2015 гг.

Опубликовали итоги и условия более 120 конкурсов, прошедших в 2014–2015 в России и других странах. Представлены более 30 российских музыкантов — лауреатов престижных международных конкурсов.

Специальные номера «МО» были посвящены Омской, Самарской, Пермской филармониям, Ростовскому академическому симфоническому оркестру.

Еще один специальный номер — «Книги» (32 полосы).

Спецпроект «Чайковский — 175» был посвящен юбилею композитора.

Год «МО» — это две конференции (Ассоциации директоров музыкальных конкурсов и «Россия–Польша: музыкальный диалог», два абонемента в Камерном зале МГАФ («Персона–композитор» и «Музыка войны и Победы. Сталинские премии. Камерная музыка 1941–1945. К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне»), фестиваль «Кружева» в Вологде, выпуск справочника «Музыкальные конкурсы России» (3-й том Библиотеки «МО»), творческие встречи редакции в городах России…

Газета информирует о крупных фестивалях в городах России.

«Бах-фест» в Екатеринбурге и «Искусство смычка» в Татарстане.

Рифма в 100 лет
В традиционной рубрике «МО» «100 лет назад»:

— фельетон Николая Финдейзена «“Преступление Зилоти”», который начинается так: «Обитатели петроградского рецензентского болота глубоко возмущены: А. Зилоти лишил их бесплатных рецензентских мест на свои концерты, а они за такое преступление решили бойкотировать господина Зилоти…». В целом же статья описывает нравы, царящие в журналистско-рецензентском сообществе, некоторые представители которого считают себя вправе решать судьбу художника — вполне современно и сегодня, спустя 100 лет;

— «Враг или гений?» — любопытная анкета, посвященная «допущению музыки Вагнера во Франции после войны». Отвечали известные деятели культуры: Роден, Сен-Санс, Мессаже и др. Вот что ответил 80-летний Камиль Сен-Санс: «Нет, ибо Вагнер будет в глазах французского народа символом Германии. Красоты вагнеровской музыки служат прикрытием достижения низменных целей»;

— «Восток — дело тонкое» — иронические заметки о постановках второсортных опер и даже опереток на сцене Мариинского театра.

Памяти музыкантов

В рубрике In memoriam — статьи памяти участников Квартета имени Шостаковича Андрея Шишлова и Александра Галковского, певицы, профессора Ростовской консерватории Маргариты Худовердовой, легендарной пианистки Фриды Бауэр, концертмейстера Давида Ойстраха, о которой Владимир Горовиц сказал: «Никогда не слышал концертмейстера лучше Фриды».

Новые российские победы

Подводя итоги конкурсного 2015 года, газета приводит информацию о российских музыкантах, добившихся высоких результатов на международных конкурсах под эгидой WFIMC. Более 30 россиян — пианистов, скрипачей, композиторов, вокалистов, исполнителей на духовых инструментах — удостоены премий, дипломов и призов на самых престижных музыкальных состязаниях во многих странах мира.

Новый год — новые достижения. В номере газета рассказывает о лауреатах престижных конкурсов дирижеров имени Малера в Бамберге и баянистов и аккордеонистов в Клингентале, прошедших уже в этом году.

Официальный представитель Steinway & Sons в России
ООО «Старт-Вест-94» — STEINWAY & SONS, BOSTON, ESSEX

121170, Москва, Кутузовский пр-т, д. 41, стр. 1
Тел./факс (495) 280-72-74, 780-05-96, e-mail: sw7800596@yandex.ru
Гамбург, Ронденбарг 10, Д 22525, Германия, тел. +49-40-85-39-11-07 www.steinwaysons.ru
Гарантия фабрики-изготовителя, выбор концертных роялей D-274 на фабрике