26 декабря — третий концерт абонемента «Персона – композитор.
Александр ХУБЕЕВ. Николай ПОПОВ.
Представление и интервью —
Андрей УСТИНОВ».
«Биомеханика 2.1»

26 декабря — третий концерт абонемента «Персона – композитор.<br>Александр ХУБЕЕВ. Николай ПОПОВ.<br>Представление и интервью —<br>Андрей УСТИНОВ».<br>«Биомеханика 2.1»
Московская филармония проводит в 2017–2018 гг. девятый сезон абонемента «Персона — композитор. Представление и интервью — Андрей Устинов».

«Персона — композитор» — это:

• портрет современного композитора;
• мировые премьеры произведений, специально написанных для концертов абонемента;
• беседы о современной музыке и современном искусстве;
• погружение в тайны композиторского творчества.

«Персона — композитор» — это ландшафты и горизонты современной музыки.

Абонемент № 151 Московской филармонии и газеты «Музыкальное обозрение» «Персона-композитор. Представление и интервью – Андрей Устинов».

Устинов Андрей
Андрей Устинов

26 декабря 2017
«Персона – композитор»
Музыка будущего
Александр ХУБЕЕВ
Николай ПОПОВ
«Биомеханика 2.1»

Московская филармония, Камерный зал, начало в 19:00
Купить билет/абонемент

Программа:

Александр ХУБЕЕВ

Somnambulicq для бас-кларнета, электроники и видео (автор видео Мечислав Васковский)
«Это было? Это будет!» для баяна, электроники и видео (автор видео Эндрю Квинн)
«Стон Земли» для исполнителя на струнных объектах

Николай ПОПОВ

«Биомеханика» для аккордеона, электроники, видео и света (2014) (видеохудожник Андрю Квинн)
«KCI_23/11» для виолончели и электроники (2016)
«Новая пьеса» для фортепиано, электроники и видео (2017) (видеохудожник Андрю Квинн)
Edit(a)Fill мультимедийная композиция для флейты, электроники и видео (2015) (видеохудожник Александр Плахин)

Солисты «Студии новой музыки»: Эдита Фил (флейта), Евгений Бархатов (кларнет), Мона Хаба (фортепиано), Сергей Чирков (баян), Юлия Мигунова (виолончель, струнные объекты), Александр Хубеев (электроника), Николай Попов (электроника).
Андрей Устинов
(представление и интервью).

Кликните, чтобы увеличить

Александр Хубеев о программе:

Основным импульсом к созданию пьесы «Somnambulicq» послужил короткометражный фильм Мечислава Васковского. Краски, формы фигур и их движения из, на первый взгляд, абстрактного видео польского режиссера послужили основой для материала как инструментальной партии, так и электроники – практически все звуковые элементы пьесы являются продолжением “жеста” видео-картины. При этом сама электронная часть композиции полностью построена на предзаписанных звуках инструмента, то есть в пьесе раскрываются максимальные возможности его звучания, как в акустической, так и в электронной части. Таким образом, слушатель может следить за метаморфозами изменения, по сути, одного материала сразу в трех измерениях: акустике, электронике и видео.

Основным импульсом для создания композиции «Это было? Это будет!» послужили работы одного из деятелей Русского Авангарда 1910-20-х годов, ученого и музыканта Алексея Гастева, работавшего над изучением механики движений музыкантов при игре на инструменте. Его мечтой было создание некоего идеального, научно обоснованного взаимодействия движений исполнителя и процесса звукоизвлечения. Этому не суждено было сбыться: во второй половину тридцатых он был подвергнут жестокой критике, а в 1939 году – расстрелян.

Являясь своеобразным продолжением идей Гастева, основой этой мультимедийной композиции становится создание особой механики движений при исполнении на аккордеоне. Это влияет не только на звукоизвлечение (как следствие, и на электронику, основанную на акустическом материале аккордеона), но и на визуальную часть: видео создано с помощью кинетических датчиков, считывающих жесты и движения исполнителя.

В названии использована цитата из стихотворения А. Гастева (также одного из «пионеров звука» в России), отражающая энтузиазм музыкальных деятелей Русского Авангарда

«Стон земли» (“гул змели”, “дрожь земли” и т.д.) – звуковой феномен, который появляется в различных местах по всему миру, представляя собой постоянный низкочастотный жужжащий, грохочущий или гудящий шум, различимый не для всех людей. Многообразные низкочастотные звучания становятся также материалом для этой композиции, являющейся своеобразной авторской вариацией на некоторые существующие записи “стона земли”. Инструмент, созданный композитором специально для этой пьесы, состоит из обычных в быту предметов: стальных проволок (в качестве длинных струн) и пластиковых бутылок (в качестве резонаторов). Исполнитель здесь буквально становится частью инструмента, поскольку его/ее рука связана со струнами, позволяя контролировать их натяжение и расположение движениями тела. Таким образом, подобная связь создает особую ситуацию, когда физиологические и визуальные компоненты выступления становятся неотъемлемой частью композиции наряду с музыкальными.

Николай Попов о программе:

Основной идеей пьесы «Биомеханика» является попытка реализации взаимодействие биологических и механических процессов. Биологические импульсы исполнителя через определенные алгоритмы преобразуются в механические и электроакустические сигналы. По такому принципу выстраивается и общая форма сочинения.

Пьеса «KCI_23/11» построена на взаимодействии реального звука виолончели, физических импульсов исполнителя и электроники. Написана специально для Юлии Мигуновой.

Основной идеей мультимедийной композиции «Edit(a)Fill» является особый взгляд авторa на процессы спонтанной импровизации. Композитор создаeт форму из визуальныx и аудиальных реакций человека на самого себя. Тем самым добиваясь структурирования всех импровизационных компонентов, спонтанно воспроизведенных одним человеком.

Интересным и непредсказуемым элементом каждого нового исполнения пьесы становиться реакция «живого» исполнителя на уже фиксированную мультимедийную идею композиции. Это всегда некий взгляд и реакция «извне».

Николай ПОПОВ

Николай ПОПОВ (р. 30 августа 1986, г. Белебей Республики Башкортостан) – композитор, педагог, исследователь, член союза композиторов России, член творческого союза художников России, научный сотрудник центра электроакустической музыки московской консерватории, преподаватель кафедры истории и теории музыки Российского университета театрального искусства (ГИТИС).

Закончил средний специальный музыкальный колледж г. Уфы по кл. баяна у Н. И. Махней и кл. композиции у И. И. Хисамутдинова. Продолжил образование в московской консерватории по кл. комп. у В. Г. Агафонникова и И. Л. Кефалиди, а затем в аспирантуре моск. конс. под руководством В. В. Задерацкого.

Не раз участвовал в мастер-классах таких композиторов, как Войцех Видлак, Ален Госсен, Франк Бедросян, Мишель Фургон, Иван Феделе, Марк Андре, Марко Чечилиани, Рафаэль Сендо, Франческо Филидеи, Филип Леру, Фабьен Леви, Оскар Бьянки и др.

Композитор в резиденции ансамбля «Галерея актуальной музыки» (2016), резидент ZKM/Центр искусств и медиатехнологий в Карлсруэ (2017).

Победитель всероссийских и международных конкурсов, среди которых: Открытый Всероссийский конкурс композиторов им. А. Г. Шнитке (2007); Международный конкурс композиторов им. Вл. Золотарёва (США, Нью-Йорк) (2008); II Открытый Всероссийский конкурс композиторов им. Д. Д. Шостаковича (Санкт-Петербург) (2008); Международный конкурс композиторов им. А. Дворжака (Прага, Чехия) (2010) и др.

Николай автор ряда камерных, симфонический, электроакустических и мультимедийных композиций, а также музыки театра и кино. В своей работе тесно сотрудничает с видеохудожниками, среди них: Эндрю Квинн (Италия), Тодор Пожарев (Сербия), Ирина Матинян (Россия) и др.

Его сочинения исполнялись в городах России, Германии, Франции, Италии, Испании, Норвегии, Португалии, США, Чехии, на фестивалях “Московская осень”, “Московский форум”, “Другое пространство”, “Ударные дни Марка Пекарского”, “Экспозиция XXI”, “Opus 52”, “Sound 59”, “Европа-Азия”, “Фестиваль новой музыки Миланской консерватории”, “Венецианская биеннале”, “Московская биеннале современного искусства”,   “Международный фестиваль классического балета им. Рудольфа Нуриева”, фестиваль электроакустической музыки “EMUfest”, и др.

Музыка Попова звучала под управлением дирижеров: И. Дронова, Д. Волосникова, С. Скрипки, В. Урюпина, Д. Лисса, Ф. Кадена, Д. Васильева; в интерпретации солистов: М. Пекарского, С. Малышева, Д. Щелкин, И. Сопова, В. Песин, А. Богданова, Е. Корженевич, В. Черных, С. Чирков, В. Пеунов, М. Балашова, Э. Фил; ансамблей: “Студия Новой Музыки”, “Галерея актуальной музыки”, “Ансамбль ударных Марка Пекарского”, струнный квартет “Cantando”, “Opus posth”, Московский ансамбль современной музыки, “Alter Ego” (Италия), “EX NOVA” (Италия), “Smach” (Испания) и др.

Александр ХУБЕЕВ

Александр ХУБЕЕВ родился 28 декабря 1986 в Перми. В 2011 году закончил композиторский факультет МГК имени Чайковского, в 2014 году – аспирантуру там же (класс композиции Юрия Каспарова, класс электроакустической музыки Игоря Кефалиди). C 2014-го – координатор Академии Молодых Композиторов в городе Чайковский.

Является стипендиатом международных курсов в Дармштадте (Германия, 2014), победителем престижного конкурса Gaudeamus Prize (Нидерланды, 2015), а также лауреатом международных конкурсов в России, Украине, Италии, Германии, Аргентине и США.

Его музыка звучит в городах Австрии, Аргентины, Армении, Бельгии, Великобритании, Германии, Голландии, Греции, Дании, Испании, Италии, Кипра, Молдавии, Норвегии, России, Словении, США, Украины, Финляндии, Франции в рамках таких фестивалей как “Венецианская Биеннале”, “MATA”, “Gaudeamus MusicWeek”, “Darmstadt ferienkurse”, “Ultima”, “SPOR”, “Pharos International Contemporary Music Festival”, “Mixtur” “Quandensprunge”, “Московский форум”, “Дягилевский фестиваль”, “Московская Осень”, “Другое  пространство” и многих других.

Среди исполнителей такие ансамбли, как Nadar (Бельгия), Slagwerk den Haag (Нидерланды), IEMA (Германия), ExNovo (Италия), ALEPH (Франция), Vertixe Sonora (Испания), Uusinta (Финляндия), dissonArt (Греция), Vortex (Швейцария), Illinois Modern (США), DAMUS (Аргентина), Московский Ансамбль Современной Музыки, Студия новой музыки, Ансамбль ударных инструментов под управлением Марка Пекарского, ГАМ-ансамбль, eNsemble, Струнный квартет Cantando и многие другие.

Его музыка транслируется на «Радио России», «Радио Орфей», «France Musique» (Франция), ARTxFM (США), DeutchlandRadioKultur (Германия), Concertzender (Нидерланды), RTP (Португалия) и других.

Член Союза композиторов России. Композитор в резиденции ГАМ-ансамбля в 2011 году.

Ансамбль Студия новой музыки
Ансамбль Студия новой музыки

Студия новой музыки (СНМ) — ведущий ансамбль современной музыки в России. Он был основан в 1993 году Владимиром Тарнопольским и Игорем Дроновым на базе специально созданного в Московской консерватории аспирантского класса «Оркестр современной музыки». Первое выступление ансамбля состоялось на фестивале русского искусства во Франции под управлением Мстислава Ростроповича. Ежегодно ансамбль исполняет около 60 программ в Москве и других городах России, а также является частым гостем многих западных фестивалей современной музыки. Концерты Студии проходили в таких престижных залах как Берлинская филармония, KonzerthausCite de la Musique и многих других. Ансамбль проводил мастер-классы в университетах Оксфорда, Гарварда, Бостона, Студия стала первым и пока единственным российским ансамблем, приглашенным на Международные курсы новой музыки в Дармштадте.

В исполнении ансамбля Студия новой музыки прозвучало около 900 премьер российских и зарубежных композиторов. Совместно с Ensemble Modern была осуществлена российская премьера Реквиема Х.-В.Хенце. Среди других российских премьер Студии – сочинения таких известных зарубежных композиторов, как Л. Андриессен, П. Булез, Ж. Гризе, Х. Лахенман, Д. Лигети, Т. Мюрай, Л. Ноно, В. Рим, Б. Фернейхоу, С. Шаррино, К. Штокхаузен, Ф. Юрель и мн.др.

Ансамбль провел около 60 концертов-портретов ведущих современных композиторов. Специально для Студии написали свои сочинения такие известные композиторы, как Р. Леденев, И. Феделе, Ю. Воронцов, Н. А. Хубер, А. Вустин, Э. Поппе, Ф. Караев, М. Паддинг, В. Тарнопольский, Р. Редгейт и др. Особое внимание музыканты ансамбля уделяют разнообразному сотрудничеству с молодыми композиторами. Студия исполняет камерно-оркестровые сочинения выпускников консерватории на госэкзаменах, устраивает концерты из произведений молодых композиторов, проводит мастер-классы и выступает базовым ансамблем Международного конкурса молодых композиторов им.Юргенсона. В последние годы Студия активно работает над проектами с электроникой, видео и мультимедиа. Среди обширного репертуара ансамбля особое место занимает русский авангард 1920-х годов (Гавриил Попов, Николай Рославец, Александр Мосолов и другие). Одним из самых значительных событий в этой области стала мировая премьера Камерной симфонии № 2 Николая Рославца (сочинена в 1934 году), партитура которой недавно была найдена в архиве.

Среди наиболее крупных проектов Студии — трехгодичный цикл «Антология музыки ХХ века в российских регионах», серии концертов «Россия-Германия. Страницы музыкальной истории», «Шенберг-Кандинский: диалог музыки и живописи», «Красное колесо», «Moz-Art. Игры с Моцартом», «Неизвестные русские гении ХХ века. Премьеры 80 лет спустя», «Шедевры австрийского симфонизма в переложениях для камерного ансамбля», «Сто лет новой музыке», «Звук и цвет. Скрябин и композиторы ХХ века», «Резонансы. Музыка и живопись ХХ века», и мн. др..

Студия новой музыки является базовым коллективом международного фестиваля современной музыки Московский Форум, проводимого Центром современной музыки Московской консерватории. В 2010 году ансамбль выиграл грант Европейской комиссии на проведение широкомасштабного проекта «Европа глазами россиян. Россия глазами европейцев», специально для которого ансамблем были заказаны 18 новых сочинений российским и европейским композиторам. Студия осуществляет подавляющее большинство проектов по современной музыке в рамках перекрестных Годов культуры России с европейскими странами.

Концерты абонемента № 151 «Персона – композитор. Представление и интервью — Андрей Устинов»

18 октября
Камерный зал Московской филармонии, 19:00

Станислав Маковский.
Импровизационный авангард «Рояль против электроники+»
При участии Андрея Коробейникова

Андрей Устинов (представление и интервью)
В программе: Станислав МАКОВСКИЙ, при участии Андрея КОРОБЕЙНИКОВА

Купить билет/абонемент

18 декабря
Камерный зал Московской филармонии, 19:00

Сергей Невский
«Гипсовое небо»

Московский Ансамбль Современной Музыки
Наталья Пшеничникова (голос)
Андрей Устинов (представление и интервью)
В программе: Сергей НЕВСКИЙ

Купить билет / абонемент