18 декабря — второй концерт абонемента «Персона – композитор.
Сергей НЕВСКИЙ.
Представление и интервью — Андрей УСТИНОВ».
«Гипсовое небо»

18 декабря — второй концерт абонемента «Персона – композитор.<br>Сергей НЕВСКИЙ.<br>Представление и интервью — Андрей УСТИНОВ».<br>«Гипсовое небо»
Московская филармония проводит в 2017–2018 гг. девятый сезон абонемента «Персона — композитор. Представление и интервью — Андрей Устинов».

«Персона — композитор» — это:

• портрет современного композитора;
• мировые премьеры произведений, специально написанных для концертов абонемента;
• беседы о современной музыке и современном искусстве;
• погружение в тайны композиторского творчества.

«Персона — композитор» — это ландшафты и горизонты современной музыки.

Абонемент № 151 Московской филармонии и газеты «Музыкальное обозрение» «Персона-композитор. Представление и интервью – Андрей Устинов».

Андрей УСТИНОВ

18 декабря 2017
«Персона – композитор». Музыка будущего
Сергей НЕВСКИЙ
«Гипсовое небо»

Московская филармония, Камерный зал, начало в 19:00
Купить билет/абонемент

В программе:

Сергей НЕВСКИЙ

«Прерванный хорал» для флейты и виолончели (1997)
Elliptic Glide («Эллиптическое скольжение») для флейты и аккордеона (2015, Российская премьера)
«Правила любви», вокальный цикл (части №№ 2, 3, 4, 6) (2013)
«Азбука слепых», версия для бас-флейты, аккордеона, виолончели и ударных (2007, Российская премьера)
«Гипсовое небо» для голоса, органа и фортепиано (2017, Российская премьера)
Wut («Гнев») для флейты, фортепиано, виолончели, ударных (2013/2017, Российская премьера)

Московский Ансамбль Современной Музыки. Иван Бушуев (флейта, бас-флейта), Илья Рубинштейн (виолончель), Сергей Чирков (аккордеон), Михаил Дубов (фортепиано, орган), Андрей Виницкий (ударные), Наталья Пшеничникова (голос).
Андрей Устинов (представление и интервью).

Купить билет/абонемент

Кликните, чтобы увеличить

Сергей Невский о программе:

Elliptic Glide (эллиптическое скольжение) и  Азбука слепых воплощают идею тактильного исследования звуковых возможностей инструментов

В “Азбуке”, вдохновленной замечательным российским аккордеонистом Сергеем Чирковым  партия аккордеона, состоящая из приготовленных басов как бы нащупывается музыкантом, в то время, как другие инструментальные партии являют собой наложение очень элементарных жестов образующих вместе с аккордеонным соло  полифоническое сплетение независимых звуковых событий.

В “Эллиптическом скольжении” 2015 года  короткие мелодические линии у аккордеона не совпадают с движением мехов и таким образом слышны лишь частично, тема этой вещи – недосказанность умолчание, возникающая в результате пропусков в узнаваемых мелодических фигурах.  “Правила любви” — цикл написанный на тексты из книги “рукописный девичий рассказ” изданной в начале нулевых Сергеем Борисовым.  Наивные и трогательные тексты, портретирующие девушек “на грани нервного срыва”,  превратились в театрализованный вокальный цикл в котором каждый номер образует законченный портрет, одновременно работающий с клише музыкальной экспрессии и их остраняющий. “Прерванный  хорал” — попытка написать монодию для двух инструментов, прерывающаяюся паузами и интермедиями бесконечная мелодия.

Гнев  (Wut)  – попытка построения единой драматургии из изначально разнородных звуковых объектов и превращение единичных событий в  в плавное течение материала.  наложение елиничных импульсов, мелодий и квазицитат. Идея пьесы  – создание структурного и драматургического единства из максимально разнородных элементов. Наконец, Гипсовое небо — лирическая вещь для голоса и органа, написанная по заказу собора св. Мартина в Касселе для освящения нового инструмента. В основе этой пьесы — два ранних стихотворения Пьера Паоло Пазолини, полных наивной религиозности и неожиданных метафоор.

Сергей НЕВСКИЙ

Сергей НЕВСКИЙ (род. 1972) учился композиции в Высшей школе музыки в Дрездене и Университете искусств в Берлине. Писал по заказу Берлинской государственной оперы, Большого Театра, Опергруппы, фестиваля Руртриеннале, фестивалей Donaueschinger Musiktage, UltraSchall и Klangspuren Schwaz, Министерства культуры Норвегии. В 2006 году был удостоен Первой премии на Штутгартском конкурсе композиции, в 2014 — Премии Академии Искусств Берлина (Kunstpreis Berlin). Лауреат премии «Золотая маска» 2014 года за оперу «Франциск» (премьера в 2012 на Новой сцене Большого театра в рамках проекта «Опергруппа»). Работает в театре и кино. Куратор направления «Музыка» в «Проекте Платформа» на Винзаводе (2011–2012). Преподавал на международных композиторских курсах в Дармштадте, а также на мастер-классах композиции в Виитассари (Финляндия), Киеве, Львове и на международной композиторской академии в Чайковском. Читал лекции в Калифорнийском Университете в Беркли, МГК им. Чайковского, СПбГУ, консерваториях Берлина, Дрездена, Ганновера, Бремена и др. Вел лабораторию для композиторов и режиссеров в Центре имени Мейерхольда в 2013–2015 гг.

Сочинения С. Невского издаются в Universal Music Publishing Group (RICORDI Berlin). CD выходили на фирмах col legno, Wergo и Fancy Music.

Московский ансамбль современной музыки
Московский ансамбль современной музыки

МАСМ – Московский Ансамбль Современной Музыки – независимый профессиональный коллектив, объединивший лучших российских музыкантов – экспертов в области современного исполнительского искусства. Созданный в 1990 композитором Юрием Каспаровым при непосредственном участии лидера российского авангарда Эдисона Денисова, МАСМ стал первым российским ансамблем, нацеленным на исполнение и продвижение музыки XX и XXI века и поддержку современных композиторов.

Базовая структура МАСМ – квинтет (флейта, кларнет, скрипка, виолончель, фортепиано), при этом состав часто расширяется до большого ансамбля и камерного оркестра. Благодаря опыту и квалификации музыкантов в арсенале ансамбля – произведения самых разных эпох от барокко до наших дней, уникальные программы, эксклюзивные инструментальные версии. Однако основной задачей коллектива является представление актуального творчества российских и зарубежных композиторов, включая молодых авторов – на его счету более 1000 российских и мировых премьер.

Особое место в репертуаре МАСМ занимает русский музыкальный авангарда ХХ века. В свое время коллектив заново открыл публике имена Рославца, Мосолова, Вышнеградского, Лурье, обогатил филармонический репертуар произведениями композиторов-шестидесятников Эдисона Денисова, Альфреда Шнитке, Софии Губайдулиной, Галины Уствольской. По приглашению МАСМ в Россию приезжали выдающиеся композиторы, среди которых Янис Ксенакис, Дьердь Куртаг, Анатоль Виеру, Фредерик Ржевский, Луи Андриссен, Тео Лувенди, Жерар Цинстаг, Беат Фуррер, Клаус Ланг, Филипп Леру, Марк Андре.

Коллектив гастролировал в 80 российских городах и 28 странах мира, выступал на крупнейших фестивалях, таких как Дягилевский фестиваль (Пермь), Другое Пространство (Москва), Московская биеннале современного искусства, Radio-France Presence (Франция), Варшавская Осень (Польша), Gaudeamus Music Week (Нидерланды), FrankfurtFest, Maerzmusic-Berlinerfestspiele (Германия), Klangspuren (Австрия), Transart (Италия). Коллектив сотрудничал с такими дирижерами, как Беат Фуррер, Юрьен Хемпелл, Теодор Курентзис, Энно Поппе, Федор Леднев, Алексей Виноградов, Владимир Понькин, Оливье Кюанде, Филипп Чижевский, Жан Деруайе, саксофонистом Клодом Деланглем, клавесинисткой Эльжбетой Хойнацкой и др. Ежегодно МАСМ дает около 80 концертов в России и за рубежом.

Дискография МАСМ насчитывает более 50 компакт-дисков на ведущих мировых лейблах России, Франции, Великобритании, Нидерландов и Японии.

Одно из главных направлений деятельности коллектива – просветительские проекты, которые проходят в российских регионах в рамках ежегодной программы “Всероссийский абонемент Современная Музыка”, включающей концерты, мастер-классы и семинары. Беспрецедентным для России событием является ежегодная двухнедельная Международная академия молодых композиторов в городе Чайковском (Пермский край).  Основанная Ансамблем в 2011 году Академия сегодня стоит в одном ряду с ведущими композиторскими курсами в Дармштадте, Руайомоне, Граце.

МАСМ активно участвует в междисциплинарных проектах, инициируя смелые эксперименты в области музыкального театра, танца, изобразительного искусства, мультимедиа. Он сотрудничает с ведущими культурными институтами России, среди которых Центр им. Вс.Мейерхольда, Электротеатр СТАНИСЛАВСКИЙ, МХАТ им. А.П.Чехова, Новая Сцена Александринского Театра, ГЦСИ, Ельцин-Центр, Московский Городской Библиотечный Центр, Третьяковская Галерея, Пушкинский Музей. В 2011-2014 ансамбль являлся постоянным резидентом проекта Платформа (руководитель Кирилл Серебренников) на Винзаводе

В 2009 коллектив стал лауреатом АКЦИИ по поддержке российских театральных инициатив, в 2013 – лауреатом премии ЗОЛОТАЯ МАСКА в номинации «эксперимент». В 2015 по версии газеты “Музыкальное обозрение” МАСМ стал лучшим ансамблем года.

Наталья ПШЕНИЧНИКОВА
Наталья ПШЕНИЧНИКОВА

Наталья ПШЕНИЧНИКОВА окончила Московскую консерваторию по классу флейты. Параллельно занималась классическим балетом и пением, выступала в экспериментальных театральных группах.

В середине 80-х годов вела обширную концертную деятельность как флейтистка и певица: была среди первых практиков и пропагандистов аутентичного пения, выступала в жанрах свободной импровизации. Исполняла сочинения Кейджа, Штокхаузена, Губайдулиной, Батагова и других концептуальных композиторов. В 1987-1991 совместно с Алексеем Любимовым была организатором и руководителем фестиваля «Альтернатива». С начала 90-х живет в Германии.

Ее концертная деятельность охватывает большинство европейских фестивалей современной музыки, таких как Donaueschinger Musiktage, Berliner Festspiele, Wien Modern, Венецианская биеннале, Huddersfield Contemporary Music Festival, Kammermusikfest Lockenhaus, Maerzmusik. Наталья также активно выступает в России. Участвовала в фестивалях «Московская осень», «Территория», «Московский форум», «Другое пространство».

Тесно сотрудничала с Дмитрием А. Приговым, Владимиром Волковым, Львом Рубинштейном, Германом Виноградовым, Алексеем Загерером, Кристианом Марклеем, Дэвидом Моссом, Мичико Хираямой, Элсбет Мозер, Владимиром Тарасовым, Лондонской Симфониеттой, Московским Ансамблем Современной Музыки, ансамблями Klangforum Wien, MusicAeterna, дирижерами Мартином Браббинсом, Петером Рунделем, Теодором Курентзисом, Владимиром Юровским, Дэннисом-Расселом Дэвисом.

Многие современные композиторы посвятили Наталье Пшеничниковой свои сочинения. Она была первым исполнителем произведений Петера Аблингера, Георгия Дорохова, Анны Икрамовой, Гии Канчели, Вадима Карасикова, Ника Коллинза, Дмитрия Курляндского, Бернхарда Ланга, Клауса Ланга, Сергея Невского, Бориса Филановского, Иоганнеса Фритча, Хельмута Эринга.

Записи Натальи Пшеничниковой вышли на фирмах Мелодия, ЕСМ, Сol legno, Art & Electronica.

Концерты абонемента № 151 «Персона – композитор. Представление и интервью — Андрей Устинов»

18 октября
Камерный зал Московской филармонии, 19:00

Станислав Маковский
Импровизационный авангард: «Рояль против электроники +…»
При участии Андрея Коробейникова

Андрей Устинов (представление и интервью)
В программе: Станислав МАКОВСКИЙ

Купить билет/абонемент

26 декабря
Камерный зал Филармонии, 19:00

Александр Хубеев,
Николай Попов
«Биомеханика 2.1»

Андрей Устинов (представление и интервью)
В программе: Александр ХУБЕЕВ, Николай ПОПОВ

Купить билет/абонемент