130 лет «Российской музыкальной газете» Николая Финдейзена

130 лет «Российской музыкальной газете» Николая Финдейзена

13 января, в День российской печати, исполняется 130 лет со дня выхода первого номера «Русской музыкальной газеты» Николая Финдейзена.

Николай Федорович Финдейзен (1868–1928) — выдающийся деятель русской музыкальной культуры конца XIX – начала XX вв.: музыковед, журналист, редактор, издатель, пианист, музыкальный и общественный деятель.

Финдейзену было 25 лет, когда он воплотил в жизнь свою идею создания национальной музыкальной газеты. Николай Федорович не получил систематического музыкального образования, но обладал исключительно широким взглядом на музыкальную культуру, энциклопедическими знаниями отечественной музыки всех эпох (от скоморохов до современных ему композиторов и исполнителей). Призывая историков и музыкальных критиков « стереть архивную пыль, выставить в надлежащем свете худое и прекрасное», чтобы в представлении следующих поколений музыкантов установить объективное понимание роли каждого в историческом культурном процессе, Финдейзен отмечал: «История очищает путь человечеству и его культурной деятельности. Она наказывает все мелочное, завистливое, ничтожное, она возвеличивает все крупное, строгое, славное; она устанавливает авторитеты, она, точно великий художник, рисует беспрерывный  ряд бытовых картин, в которых проходит, освещенная критикой честного разума, жизнь всех народов, — в их труде, в их гениальной изобретательности, в их искусстве…» («МО», 2018, № 7).

Николай Финдейзен

Именно таким изданием он видел и своим трудом сделал «Русскую музыкальную газету».

11 января 1894 (29 декабря 1893 по ст. ст.) Финдейзен писал в «Дневнике»: «Подписка куричьим шагом подвигается, 1-ый № уже весь набран, но не вышел…»

Запись от 13 января 1894 (31 декабря 1893): «Вечером – вышел и разослан 1-ый № “Русской музыкальной газеты”. Дай, Перун, мне меч булатный! … Что я перечувствовал, ожидая с 3-х час до ? 7-го журнала!.. Оказалось, что я пропустил громадную ошибку — был уже напечатан (на 1-ой стр <анице>) 1893 г. Вместо <18>94-го!!»

«Задача издания журнала, — писал Финдейзен во вступительной редакционной статье к 1-му номеру, — задача трудная, тем более что было столько попыток, и между ними не мало честных и хороших, которые не выдержали равнодушия публики. Дай Бог, чтобы и “Русская Музыкальная Газета” не осталась… одной попыткой! Но это зависит столько же от музыкантов и публики, как и от издателей. Что касается программы ее — то лучше всего выделяется она образом наших мыслей… и тем материалом, с которым редакция выступает в этот первый год издания.

В этой программе не сквозит ни нажива, ни партийность. Лучшим девизом “Русской Музыкальной Газеты” могут служить слова одного из величайших музыкальных художников — Гектора Берлиоза: “Не склоняйтесь ни перед кем, правда, одна только правда да будет вашей задачей”».

«Русская музыкальная газета» почти четверть века была главным музыкальным изданием России, выходившим в первые годы ежемесячно, а с 1899 еженедельно объемом до 100 страниц. Энциклопедия музыкальной России рубежа столетий.

«РМГ» была насыщена актуальной информацией, причем не только столичной, но и из провинции, и с окраин империи (Сибирь, Кавказ, север, запад, юг…). Рецензии на концерты и спектакли, юбилеи и некрологи, обзоры оперных и балетных сезонов, информация о деятельности Русского музыкального общества, отклики на все заметные события музыкальной жизни, хроника от корреспондентов «РМГ» на местах, специальные рубрики о музыкальной жизни за границей и о русской музыке за границей… Особое внимание уделялось обзорам книжных и нотных изданий, а в 1913–1916 выпускался специальный «Библиографический листок».

В то же время значительную часть издания составляли развернутые статьи, специальные выпуски о творчестве композиторов-классиков и современников (от Баха и Генделя до Стравинского и Прокофьева…), исследования на разные темы музыкальной истории, теории, культуры.

С «РМГ» сотрудничали ведущие музыкальные критики и журналисты России. Но львиная доля обязанностей лежала, конечно, на Финдейзене. Он был и издателем, и главным редактором, и редактором, и тем, кого сейчас называют выпускающим редактором (ответственным за подготовку номера и отправку его в типографию), и коммерческим директором, и переводчиком статей с иностранных языков…

До 1917 газета выходила регулярно. В 1917 вышло 36 номеров (с июля выходили сдвоенные номера один раз в месяц). Экономический хаос и катастрофа первых месяцев после Октябрьского переворота, колоссальный рост типографских расходов, политическая обстановка не способствовали нормальному выходу газет и журналов.

«Возраставшая дороговизна издания, никогда не покрывавшего своих расходов, уже вызвала прекращение издававшихся у нас много и несколько лет журналов — “Музыка и пение” и “Музыка”; даже не стеснявшийся в средствах, судя по роскоши издания, журнал “Музыкальный Современник” не объявил о подписке на 1918 год. Только желание не прекращать издания “Русской Музыкальной Газеты” на 25-й год своего существования побуждает редакцию не склоняться перед безвременьем и продолжать свой — ныне ставший поистине непосильным — труд. Будем горячо надеяться, что лихолетье наше окажется временным, что русский музыкальный орган так же имеет право гражданства. Но помощь в этом тяжелом бремени мы можем только черпать в единении с нашими читателями…», — писала «РМГ» в начале 1918.

В 1918 вышло (с перерывами) 6 сдвоенных номеров (№ 1-2 по 11-12).

№ 11-12 завершался следующей заметкой:

«В № 5/6 Р.М.Г. Редакция заявила о временной приостановке издания. Все-таки нам удалось с тех пор выпустить еще 3 очередных №№ Рус. Муз. Газ., несмотря на все материальные и технические затруднения. Так как, ввиду сложившихся обстоятельств, Редакция не имеет возможности предвидеть срока возобновления печатания дальнейших №№ и самого продолжения издания, то, во избежание жалоб со стороны подписчиков, Редакция предлагает возвратить подписчикам половину подписной цены. Деньги будут высылаться или выдаваться по первому заявлению подписчиков».

Николай Федорович Финдейзен. Фотопортрет из альбома, составленного Б. Д. Тюнеевым. Петроград. 1917.

На этом история «РМГ» завершилась. Попытки Финдейзена возобновить издание газеты не увенчались успехом.

Финдейзен не принял Советскую власть. О его отношении к большевикам можно прочитать в его «Дневниках» (особенно с 1917 по 1920 гг.). Но по ряду причин он  не эмигрировал. Последние 10 лет жизни Николай Федорович прожил в Советской России и СССР, много работал, преподавал, занимал ответственные должности в различных организациях, написал ряд значительных музыковедческих трудов.

После смерти Н.Ф. Финдейзен на много десятилетий был забыт. С  начала 1980-х годов исследованием жизни и творчества Финдейзена, возвращением имени и наследия выдающегося музыкального деятеля самоотверженно занимается музыковед Марина Космовская — ныне профессор Курского университета, доктор искусствоведения. Ею подготовлены к изданию Дневники Н.Ф. Финдейзена, которые он вел с 1892 до конца жизни (вышли пять томов, охватывающие период с 1892 по 1924; заключительный том готовится к печати).

«Музыкальное обозрение» более 25 лет сотрудничает с профессором Космовской в продвижении наследия Н.Ф. Финдейзена к широкому читателю.

В 2014–2018 в каждом номере «МО» под рубрикой «Рифма в 100 лет» публиковались материалы «РМГ» 1914–1918, вплоть до последнего номера.

С 2017, года 100-летия Октябрьского переворота, «МО» ежегодно публикует «Дневники» Н.Ф. Финдейзена (отрывки из «Дневников» Н.Ф. Финдейзена печатались в «МО» в  1995, 1998, 1999).

В 2018, в год 150-летия со дня рождения Н.Ф. Финдейзена, «Музыкальное обозрение» провело Всероссийский форум «Современная музыкальная журналистика: образ музыкального пространства России XXI века».

Мы наследуем традиции «Русской музыкальной газеты» Финдейзена, фактически единственного профессионального музыкального издания рубежа XIX–ХХ веков; традиции русской музыкальной критики и журналистики, заложенные Финдейзеном.

«РМГ» мы считаем предшественницей «МО», а Финдейзена — нашим предшественником в журналистском ремесле, творческим и этическим ориентиром.

Николай Финдейзен издавал свою газету 24,5 года.

«Музыкальному обозрению» в 2024 исполняется 35 лет.

Недавно вышел номер 500, впереди — десятитысячная страница газеты.

Финдейзен пережил все русские революции, конец империи, Первую мировую войну. Его дело стало важной страницей истории. Его наследие, его опыт и понимание сути нашей профессии и сегодня не теряют актуальности для музыкальной культуры и истории, журналистики и критики.

Мы тоже пережили и переживаем немало: распад СССР и образование новой России, дефолт, экономические кризисы, covid-19, многое другое.

Надеемся, что и наше дело войдет в историю.

«МО»


Дорогие наши читатели, коллеги, друзья!
Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах.
Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения».
Также вы можете поддержать наше издание финансово.
«Музыкальное обозрение» в социальных сетях