К 155-летию Николая Финдейзена

К 155-летию Николая Финдейзена

23 июля – 155 лет со дня рождения Николая Федоровича Финдейзена (1868–1928) – выдающегося деятеля русской культуры: историка, журналиста, литератора, редактора, издателя, музыковеда, пианиста, педагога, музыкального и общественного деятеля.

«Моя жизнь – жизнь попа или сторожевого пса – утешай, исповедуй, помогай; стереги, оберегай, будь зорок. Тебе же – ни ласки, ни дружбы, ни утешения; даже не всегда обеспечен кусок хлеба. Так и должно быть — на то ты поп и собака, на то ты редактор музыкальной газеты…» (Николай Финдейзен. Дневник 1907 года)

С 1894 по 1918 Н.Ф. Финдейзен издавал «Русскую музыкальную газету» – уникальное издание, летопись российской музыкальной жизни конца XIX – начала XX веков. Музыкальные газеты в России были и до этого: например, в 1872–1877 выходил еженедельный журнал «Музыкальный листок», а в 1885–1889 – «Музыкальное обозрение», которые издавал Василий Бессель. Но именно Финдейзена следует назвать основателем отечественной музыкальной журналистики, а «РМГ» – первым профессиональным музыкальным изданием в России.

«РМГ» выходила четверть века. После октябрьского переворота 1917 газета продержалась менее года. В июле 1918 Финдейзен был вынужден ее закрыть из-за отсутствия средств на выпуск издания.

Революцию Н.Ф. Финдейзен не принял. Тем не менее, он остался в России и, следуя своему принципу «Вся жизнь – в работе», несмотря на неблагоприятные жизненные обстоятельства, продолжал научную деятельность по изучению, главным образом, истории русской музыки. В 1928 (последний год жизни Н.Ф. Финдейзена) и 1929 в Ленинграде вышел многотомный труд «Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века», до сих пор не потерявший своего значения.

Как педагог Финдейзен создал и пытался внедрить свою Программу музыкального образования и воспитания, основанную, прежде всего, на активном участии учащихся в творческом процессе.

В СССР имя Финдейзена на многие десятилетия было забыто. Фактически заново открыла его деятельность России и миру ученый-музыковед Марина Космовская, которая более 40 лет занимается наследием Финдейзена.

Значительную роль в продвижении наследия Финдейзена сыграло «Музыкальное обозрение». Редакция «МО» считает «РМГ» своей предшественницей, а себя – наследниками традиций Финдейзена и его газеты.

Впервые «МО» обратились к Финдейзену и текстам из «РМГ» в середине 1990-х благодаря тесному сотрудничеству с Мариной Космовской.

В последнее 10-летие «МО» ежегодно представляет разные стороны деятельности Финдейзена. С 2014 газета возобновила рубрику «Рифма в 100 лет», в которой печатала материалы «РМГ» вековой давности, вплоть до ее последних публикаций лета 1918. В 2018, в год 150-летия со дня рождения Н.Ф. Финдейзена и в память о нем, был проведен Всероссийский форум «Современная музыкальная журналистика: образ музыкального пространства России XXI века»: лекции, творческие встречи, мастер-классы в городах России.

С 2017 «МО» ежегодно публикует «Дневники» Финдейзена: поразительный в своей правдивости и откровенности документ предреволюционной и послереволюционной эпохи. С 2004 «Дневники» Финдейзена выходят в издательстве «Дмитрий Буланин» (в настоящее время вышло пять томов, охватывающих период с 1892 по 1924).

В этом году в «МО» будет опубликован «Дневник» 1923 года.

Вот что писал Н.Ф. Финдейзен ровно 100 лет назад, 23 июля 1923, в свой 55-й день рождения:

«Понедельник 23 июля.

Вечером у Майковых. Марья Семеновна обо всех хлопочет (Лихачева «перевела» из 3-го в 5-й разряд по золотому дождю, назло академикам, числящимся в 4-м разряде, а Лихачев еще не академик, вместо него прочат туда кандидатом Модзалевского); всех критикует: «Не допущу Сычева читать на Стасовском торжестве в Академии…» В Сергиеве перечел «Линдона» Теккерея том И. И. Дмитриева и 2 томика «Русских народных песен» Сахарова, найденных перед отъездом у букиниста в Александровском рынке (Дмитриев – 40 р., Сахаров – 75 р., т. е. меньше двугривенного и 35 коп!). «Воспоминания» подвигаются с трудом.

Дал Востокову петровские канты для разучивания с хором путиловских рабочих. Рассказал о доносе дьякона Введенской церкви (из Семеновских инвалидов) на сокрытие в церкви золотого с брильянтами фельдмаршальского жезла Великого князя Николая Николаевича старшего (священников притянули, а жезл, вероятно, пропал) и об аресте протоиерея Знаменского (слушателя Археологического института), обвиненного в сокрытии золотой утвари и злостное уничтожение церковных вещей – во время обыска его домашние принялись в кухне сжигать золотую парчу церковных риз. Вот… чудаки! Знаменский мне всегда казался надутым, самовлюбленным и недалеким господином. Едва ли не потому он и жил «спокойно», что имел под рукой ценности.

На днях были слышны сильные взрывы – оказался взорванным какой-то порт в Кронштадте».

Н.Ф. Финдейзен родился 11 (23) июля 1868 года в Санкт-Петербурге. Окончил курс в Санкт-Петербургском коммерческом училище. В 1890–1892 брал уроки композиции у композитора и музыковеда Н.А. Соколова, ученика Н.А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербургской консерватории.

Основал «Русскую музыкальную газету», бессменным главным редактором которой был с первого выпуска (1 января 1894) до последнего (июль 1918); выступал в «РМГ» как автор музыкально-критических статей. С 1899 — член Международного музыкального общества (Берлин).

Был одним из учредителей Общества друзей музыки в Санкт-Петербурге (1908), Музыкально-исторического музея Санкт-Петербургской филармонии (с 1920 зав. Государственным музыкально-историческим музеем). В 1919–1926 — профессор Петроградского (Ленинградского) Института археологии (ныне Институт археологии РАН), в котором читал курсы музыкальной археологии и палеографии.

В 1922 организовал Кабинет музыкальной археологии при Петроградском университете.

С 1925 возглавлял комиссию по изучению народной музыки при Русском географическом обществе.

Автор книг, статей, очерков, сборников биографических материалов о М. Глинке, А. Даргомыжском, А. Серове, А. Верстовском, Н. Римском-Корсакове, Ц. Кюи, Э. Направнике, А. Рубинштейне, Э. Григе, Р. Вагнере и др., а также о музыкальной этнографии, фольклоре, театральной и концертной жизни России.

Фундаментальный труд Финдейзена «Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века» (в двух томах, опубликован в 1928–1929) поныне считается одним из главных и наиболее достоверных источников по истории русской доклассической музыки.

Финдейзен принимал участие в работе над «Русским биографическим словарем» (под редакцией А. Половцова), написал ряд статей для русского музыкального словаря Римана, а также в другие русские словари и энциклопедии.

К 50-летию ИРМО (1909) Финдейзен составил «Очерк деятельности С.-Петербургского отделения Императорского Русского музыкального общества».

Умер 20 сентября 1928 в Ленинграде. Похоронен на Волковском лютеранском кладбище.

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях