Вышел № 7 (414) газеты «Музыкальное обозрение» за 2017 год

Вышел № 7 (414) газеты «Музыкальное обозрение» за 2017 год
Фото Андрей Устинов

В номере:

Музыка будущего

Девятый сезон абонемента Московской филармонии и газеты «Музыкальное обозрение» «Персона – композитор. Представление и интервью — Андрей Устинов» в Камерном зале филармонии. «Персоны»: Станислав Маковский (18 октября), Сергей Невский (18 декабря), Александр Хубеев, Николай Попов (26 декабря). Приходите на концерты!

Летопись эпохи

«Музыкальное обозрение» начинает печатать «Дневники» редактора «Российской музыкальной газеты» Николая Финдейзена. До конца года будут опубликованы «Дневники» 1917 года.   

Большие планы Большого

На сборе труппы накануне 242-го сезона гендиректор Большого театра Владимир Урин объявил, что премьера балета «Нуреев» состоится в сезоне 2017/2018. Позже В. Урин назвал даты премьеры: 9 и 10 декабря).

Много званых, мало избранных

Ежегодно в конце весны — начале лета Пермь становится столицей Международного Дягилевского фестиваля и по сути — музыкальной и музыкально-театральной столицей России.

Дело было в консерватории…,
Дело было в консерватории-2

«МО» анализирует конфликт студентов и преподавателя в Московской консерватории в марте 2017 и отмечает возросшее внимание со стороны государства к молодежи и молодежной политике.

Музыкальное обозрение, № 7 (414) 2017

абонемент

«Музыка будущего»
Абонемент Московской филармонии и газеты «Музыкальное обозрение» «Персона – композитор. Представление и интервью — Андрей Устинов».
Девятый сезон. 2017–2018. Камерный зал МГАФ

18 октября 2017
Станислав Маковский
Импровизационный авангард: «Рояль против электроники + …»

18 декабря 2017
Сергей Невский
«Гипсовое небо»

26 декабря 2017
Александр Хубеев и Николай Попов
«Биомеханика 2.1»

«Персона — композитор» — это:

портрет современного композитора;
продвижение новой российской академической музыки;
мировые премьеры произведений, специально написанных для концертов абонемента;
беседы о современной музыке и современном искусстве;
погружение в тайны композиторского творчества.

«Персона – композитор» — это ландшафты и горизонты академической музыки сегодня.

Начиная с сезона 2009–2010, концерты абонемента проходят в Камерном зале Московской филармонии. За восемь лет гостями Андрея Устинова были 24 композитора — от мэтров российской музыки Родиона Щедрина, Софии Губайдулиной, Андрея Эшпая, Сергея Слонимского до «поколения 30-летних». Подробнее…

Информация

«Финдейзен: летопись эпохи»

Особая дата в истории отечественной музыкальной журналистики — 150 лет со дня рождения Николая Федоровича Финдейзена (1868–1928), основателя и редактора «Русской музыкальной газеты», наследником и преемником которой считает себя «Музыкальное обозрение».

Николай ФИНДЕЙЗЕН
Николай ФИНДЕЙЗЕН

К этой дате редакция «МО» готовит в следующем году научно-практическую конференцию и Академию музыкальной журналистики.

В ближайших номерах «МО» мы планируем напечатать «Дневники» Н.Ф. Финдейзена 1917 года, опубликованные в 2016 в издательстве «Дмитрий Буланин»: уникальные свидетельства очевидца трагических событий 100-летней давности. Издание подготовила доктор искусствоведения Марина Космовская.

В этом номере опубликован фрагмент «Дневников»:

«15 ноября. Если справедливо (что почти несомненно, – не было даже протеста с их стороны), что русская революция устроена на немецкие деньги и Троцкий с Лениным и Кº творят волю пославших их в запломбированном вагоне, то немцы выполнили гениально задуманный план, давший им — без пролития капли собственной крови — двойную победу: большевики, а раньше их социал-революционеры (ибо «приказ № 1» был ведь одобрен социалистическими членами первого правительства! не понимаю, как могли допустить его кадеты, не отказавшись сразу от подобного «кабинета»?!) — разложили в корне русскую армию и развратили народ настолько, что сам пойдет в пасть недавних врагов; а во-вторых — они на русской революции и ее конечном результате укрепили — для себя — монархический принцип, показав самую злостную карикатуру на социализм и революцию».

Информация

С 2017 по 2041 гг. в Германии выходит Первое академическое издание Полного собрания сочинений Рихарда Штрауса

В сезоне 2015/2016 гг. 346 из 368 солистов, выступавших с 29 ведущими оркестрами Европы (Берлинской и Венской филармоний, Концертгебау, Лондонский симфонический, Мюнхенский филармонический, Оркестр де Пари и др.), США (Нью-Йоркский, Бостонский, Чикагский, Кливлендский), Канады, Японии, Израиля, Австралии, предпочли рояли Steinway & Sons

В марте 2018 года Теодор Курентзис дебютирует в Ковент-Гарден, он будет дирижировать премьерой оперы Яначека «Записки из мертвого дома» (дирижер К. Варликовский)

Александр КОЛОТУШКИН
Александр КОЛОТУШКИН

Полковник Александр Колотушкин назначен директором Московской областной филармонии

Присуждены премии Москвы в области литературы и искусства

Указы и распоряжения президента РФ о награждении музыкантов и деятелей культуры государственными наградами Российской Федерации

Музыкальный театр

«Большие планы Большого»

12 сентября состоялся сбор труппы Большого театра накануне 242-го сезона. Обстоятельства встречи после отпуска были довольно напряженными: в конце предыдущего сезона, буквально за три дня до назначенной даты, была отменена премьера балета «Нуреев». Спустя некоторое время был задержан режиссер и сценограф спектакля Кирилл Серебренников, еще в период подготовки «Нуреева» попавший под следствие в связи с т.н. «делом проекта “Платформа”».

kvadriga

Выступая на сборе труппы, генеральный директор ГАБТа Владимир Урин сказал:

«К величайшему сожалению, впервые за последние годы мы не сумели выпустить запланированный спектакль — “Нуреев”. Это было осознанное решение руководства театра, и мы неоднократно объясняли, почему мы это сделали. Хочу подтвердить: я очень надеюсь, что в сезоне 2017/2018 мы обязательно “Нуреева” сыграем. Я разговаривал с Кириллом Серебренниковым еще когда он был на съемках в Санкт-Петербурге, и мы договорились, что в сентябре мы встретимся и подробно обсудим, что и как мы будем делать, в какие сроки и т.д. Но, жизнь, к сожалению, внесла коррективы в наши договоренности. Я обратился в Следственный комитет России с просьбой разрешить мне встречу с Кириллом Серебренниковым, который находится под домашним арестом. Я разговаривал со следователем, и он сказал, что готов мне разрешить эту встречу. Надеюсь, что в ближайшие дни эта встреча с Кириллом Семеновичем состоится, и мы определим дальнейшую судьбу этого спектакля».

После встречи с Серебренниковым Владимир Урин официально заявил, что премьера балета «Нуриев» состоится 9 и 10 декабря.

Музыкальный театр

«Накануне столетия»

В новом 99-м сезоне МАМТ покажет семь премьер — три балетные и четыре оперные. Об этом, как и о других планах на сезон 2017/2018, театр объявил еще в апреле, опередив другие столичные труппы.

stanmusic530

Откроется сезон 7 октября премьерой оперы С. Прокофьева «Обручение в монастыре» на Основной сцене. Это будет новая редакция постановки Александра Тителя и Людмилы Налетовой 2000 г. Дирижером возобновления станет А. Лазарев. Оформление В. Арефьева.

Вторая оперная премьера пройдет 28 февраля на Основной сцене. Дирижер Е. Бражник и постановщики А. Титель, В. Арефьев и Е. Степанова (костюмы) представят «Енуфу» Л. Яначека. Опера будет исполнена на русском языке.

17 мая на Малой сцене театра режиссер свою первую работу в музыкальном театре покажет К. Богомолов: это будет российская премьера оратории Г.Ф. Генделя «Триумф времени и бесчувствия». Оформляет спектакль художница Л. Ломакина, которая участвовала во всех постановках режиссера последних лет. Исполнители — ансамбль Questa musica под руководством Ф. Чижевского.

Последней оперной премьерой станет «Макбет» Дж. Верди: она состоится 20 июня. Ставить оперу приглашен главный режиссер МТЮЗа Кама Гинкас в команде с С. Бархиным и М. Даниловой. Дирижировать будет музыкальный руководитель МАМТа Ф. Коробов.

«Виртуальный диалог»: фрагменты интервью двух руководителей МАМТа — директора Антона Гетьмана и художественного руководителя оперы Александра Тителя о «Театре-Доме», копродукции с зарубежными театрами, предстоящем 100-м сезоне.

Балет

«Жизнь никогда не будет прежней»
Премьеры в МАМТе — культовые балеты Сержа Лифаря и Уильяма Форсайта

В балете МАМТа начали реализовываться амбициозные планы его худрука Лорана Илера. Знаменитый француз после своего прихода в театр в ноябре 2016 переформатировал программу прошлого сезона и под занавес его поставил премьеру двух одноактных балетов С. Лифаря и У. Форсайта, к которым для полноты картины добавился имеющийся в репертуаре культовый спектакль И. Килиана «Маленькая смерть» на музыку Моцарта, подвергшийся чистке с помощью приглашения репетитора из Голландии.

Сцена из спектакля «Сюита в белом»

Илер сам принимал непосредственное участие в репетиционном процессе балета «Сюита в белом» Лифаря, и его твердая рука maître de ballet (так называлась должность Илера в Парижской Опере) и личная заинтересованность в происходящем ощущались завороженными зрителями июльской премьеры.

Балет

«Дотянулись до звезд»
Пять танцевальных компаний выступили в Петербурге на XVI Международном фестивале «Dance Open»

Солидные фестивали перестали гоняться за круглыми датами — пять лет, десять, пятнадцать, двадцать. Они поняли, что пока не исполнилось 50, тебе позволено гораздо больше свободы.

Сцена из балета «Буря», фестиваль Dance Open. Фото Николай Круссер

«Dance Open» прошел в северной столице в 16-й раз. На фестивале в общей сложности выступили пять театральных компаний, состоялось несколько традиционных мастер-классов, были прочитаны лекции и проведен финальный гала-концерт.

Как и осенний фестиваль «Дягилев. P.S», «Dance Open» открыл свои двери перед российскими компаниями, у которых недавно состоялись интересные премьеры.

Фестиваль

«Много званых, мало избранных»
Заметки об одиннадцатом Международном Дягилевском фестивале в Перми

Насыщенная мультижанровая программа, музыканты из России и из-за рубежа, уникальные по формату мероприятия, мастер-классы для артистов и лекции для зрителей — фестиваль год за годом на несколько недель превращает Пермь из регионального центра в столицу музыкальной жизни всей страны. Съезжаются критики из России и Европы, верные поклонники селятся в Перми на все время фестиваля, билеты на мероприятия раскупаются заранее.

Балет

«Ты — это не он и не она, они — не они»
Вечер балетов Игоря Стравинского на Дягилевском фестивале в Перми

Дягилевский фестиваль завершался балетной премьерой, которую форум посвятил своему бессменному директору Олегу Левенкову (1946–2016).

Пермский балет задолжал полноценную премьеру еще с прошлого сезона, когда выпустили только новое «Лебединое озеро». Вечер балетов Стравинского длился около четырех часов (были выбраны длинные балетные партитуры композитора). Во-первых, как сказано выше, премьера обслуживала два сезона разом, и, во-вторых, в память о Левенкове хотели передать в Перми дух самого первого, очень насыщенного сезона Русского балета 1909, когда в парижском театре «Шатле» показали три спектакля М. Фокина «Половецкие пляски», «Клеопатру» и «Пир».

Теодор Курентзис и Диана Вишнева. Сцена из балета «Петрушка». Фото Антон Завьялов

Поскольку премьера давалась в последний день фестиваля, требовалось добавить какой-то экстраординарный штрих — таковым стали приглашенные звезды. В заглавной партии «Петрушки» выступила Диана Вишнева, а в «Жар-птице» — Наталия Осипова, которая сейчас работает в Королевском балете.

Музыкальный театр

«От Люлли до Десятникова»
В 146-м сезоне Пермский театр оперы и балета имени П.И. Чайковского представит четыре балетные и две оперные премьеры

Сезон открылся «Лебединым озером»: 30 и 31 августа театр показал обновленную версию, поставленную в 2015.

permopera

Первой премьерой нового сезона в ноябре станет спектакль-концерт для детей «Сад осьминога» в постановке Марии Литвиновой и Вячеслава Игнатова. В 2014 они же поставили в фойе театра оперу-квест «Путешествие в Страну джамблей» П. Поспелова, получившую «Золотую Маску». Новый спектакль предназначен для семейного просмотра, в нем будут задействованы кукольный и музыкальный театр, хореография. Музыку вновь пишет П. Поспелов, использована и музыка композиторов классиков (от Баха до Прокофьева), а также песня Р. Старра Octopus’s Garden, давшая название действу.

Музыкальный театр

«Стройка идет, реконструкция ожидается»
«Квартирный вопрос» по-прежнему актуален для Пермского оперного театра

Об этапах и обстоятельствах строительства нового здания театра и реконструкции старого не раз писало «МО». Новый министр культуры Пермского края Галина Кокоулина сразу после вступления в должность в январе заявила, что окончание строительства — один из приоритетов для министерства. «Нужна и реконструкция существующего здания, но мы сможем начать этот процесс только после строительства нового здания оперного театра», — отметила Г. Кокоулина в июле на встрече с депутатами Заксобрания Пермского края. По ее словам, реконструкция перенесена на 2020, до этого времени новая сцена еще не будет построена, а артистам театра негде будет разместиться.

Музыкальный театр

«Теодор тут, Теодор там…»
Художественный руководитель Пермского театра оперы и балета покоряет Европу

Теодор Курентзис завоевывает все больше пространства. В России градус его популярности давно зашкаливает. Курентзис преуспевает и в покорении Европы: если пять лет назад его дебют с Венским оркестром был принят более чем сдержанно, то недавний дебют в Зальцбурге вызвал чуть ли не экстаз и публики, и критики.

Теодор КУРЕНТЗИС. Фото Ольга Рунова
Теодор КУРЕНТЗИС. Фото Ольга Рунова

Объяснить этот феномен можно, прежде всего, необычайной внешней харизмой дирижера. О художественных вершинах, глубине интерпретаций можно спорить. Да и не это привлекает апологетов Курентзиса, а в основном внешняя атрибутика: как одет, как ведет себя на сцене, как ведут себя его музыканты. Курентзис — это модно, стильно. И желающих заплатить 35 000 руб. за то, чтобы увидеть Курентзиса, немало. А 35 000 — среднемесячная зарплата в России.

Музыкальный театр

«Возвращение на родину»
Генеральный менеджер Пермского театра Марк де Мони стал генеральным продюсером бюро в Париже

Главной задачей бюро названо продвижение пермского театра и его творческих коллективов за рубежом, в целях реализации долгосрочной стратегии развития театра.

При этом де Мони продолжит курировать ключевые процессы в театре — а это планирование сезонов, выпуск новых постановок, подготовка и проведение Дягилевского фестиваля.

Филармония

«Нижегородской филармонии — 80!»
Вместе с филармонией отмечают юбилеи ее руководители

Нижегородская филармония
Нижегородская филармония

Первая половина сезона 2017/2018 — время юбилейных торжеств крупнейшей музыкальной организации Поволжья. 80-летие Нижегородской филармонии совпадает также с юбилеями известных филармонических деятелей. В этом году 75-летие отметили директор-художественный руководитель НГАФ Ольга Томина и главный дирижер оркестра Александр Скульский, творческий и административный тандем которых не имеет аналогов в России (оба они — выпускники Горьковской консерватории, пришедшие в филармонию в 60-х годах и таким образом сотрудничающие уже почти полвека). В концерте-посвящении, который откроет новый сезон (5 октября), в филармонии вспомнят еще одного выдающегося человека — дирижера Израиля Борисовича Гусмана (1917–2003), возглавлявшего оркестр с 1957 по 1987 и во многом определившего его индивидуальный почерк, а также художественную уникальность самой филармонии в масштабе страны.

Власть и культура

«Музыку можно только услышать»
Владимир Путин — с чувством, толком, расстановкой о музыкальном искусстве

Владимир Путин и Валерий Гергиев на открытии концертного зала в Репино, 31 мая 2017. Фото пресс-службы Президента РФ
Владимир Путин и Валерий Гергиев на открытии концертного зала в Репино, 31 мая 2017. Фото пресс-службы Президента РФ

Пожалуй, ни один лидер СССР и России не проявлял такого интереса к музыке — академической и не только, — как нынешний президент. Он играет на рояле, хотя и признался, что «поздно начал» (обо все фортепианных экзерсисах президента подробно писало «МО»), открывает концертные залы и театры, постоянно высказывается на музыкальные темы, проявляет определенные знания предмета.

С этой точки зрения прошедшее лето (а также поздняя весна) было более чем насыщенным значительными, знаковыми событиями.

Конфликт

«Дело было в консерватории…»
О том, как поссорились студенты с преподавателем, и о молодежной политике

В конце 2016–2017 учебного года достоянием общественности стала запись, сделанная на одном из занятий по предмету под названием «Основы государственной культурной политики» в Московской консерватории. Запись была сделана на смартфон и выложена в фейсбуке

«Дело было в консерватории-2»
Проектанты и адаптанты, или Разговоры о будущем

Итак, государство обратило особое внимание на молодежь и одновременно пытается смоделировать будущее, в котором нынешние молодые будут жить. На каких принципах — рассказал зам. главы Администрации президента РФ Сергей Кириенко в своей лекции «Образ будущего» на форуме «Территория смыслов».

Александр Сокуров: «Не бейте женщин и детей!»

Спустя три дня после событий 26 марта, на церемонии вручения кинематографической премии «Ника» в защиту пострадавших выступил Александр Сокуров

Книги

«Жизнь и судьба дирижера»

Осенью 2017 в Нижегородской филармонии отметят 100-летие дирижера Израиля Борисовича Гусмана (1917–2003), возглавлявшего оркестр филармонии тридцать лет, с 1957 по 1987. Отметят концертом, в котором обещан «музыкальный сюрприз» от Владимира Спивакова — одного из учеников Гусмана по дирижированию.

К памятной дате стали готовиться заранее, и первым «приношением» легендарному горьковскому дирижеру стала книга «Сквозь пять линеек», представляющая собой мемуары самого Гусмана.

Книги

«Царь Давид»

Музыковед Виктор Юзефович в эксклюзивном интервью «МО» представляет две свои новые книги о Давиде Федоровиче Ойстрахе: альбом «Царь Давид» и «Давид Ойстрах. Жизнь. Творчество. Личность. Встречи / Беседы с Игорем Ойстрахом». Автор рассказывает о книгах и своих встречах и сотрудничестве с великим музыкантом.

«Музыка — творчество интуитивное»
«Масштабный и важный труд»

«МО» публикует рецензии доктора искусствоведения, профессора Московской консерватории Валентины Холоповой на книги Ольги Озерской «Юрий Воронцов. Эстетические взгляды и музыкальная композиция» о творчестве композитора Ю.В. Воронцова и Цзо Чженьгуаня «Русские музыканты в Китае».

Рифма в 100 лет

«Ты победишь весь мир, Россия»

В традиционной рубрике «МО» «Сто лет назад» — материалы из «Русской музыкальной газеты» Николая Финдейзена 1917 года, посвященные обсуждению нового гимна России после Февральской революции.

«За благом вслед идут печали,
Печаль же — радости залог, —

поет Вещий баян в «Руслане». Светлое 17 октября 1905 г. затемнило мрачное 3 июня 1907 г. Возвещенные народу свобода совести и личности, свобода печати и собраний оказались радужным миражом, который вскоре рассеялся, а затем постепенно, и все круче и крепче, стала охватывать народ реакция, дошедшая до бесстыдства и безумства и приведшая, в конце концов, старый режим к полному бессилию.  И злосчастное 3 июня 1907 г. завершилось радостным днем 27 февраля 1917 г. — народным восстанием, к счастью, оказавшимся почти бескровным, уничтожившим старый — некогда грозный, но ставший бессильным строй —

За благом вслед идут печали,
Печаль же — радости залог…»

In memoriam

Газета публикует статьи памяти профессоров Московской консерватории скрипачки Майи Глезаровой, виолончелистки Наталии Шаховской, музыковеда Ирины Лозовой, композитора и музыковеда, профессора Уральской консерватории Маргариты Кесаревой, балетмейстера Сергея Вихарева.

Конкурсы: условия, итоги

Новости Ассоциации музыкальных конкурсов (АМКР). Итоги и условия конкурсов, проходящих в России в 2017/2018 гг.

Официальный представитель Steinway & Sons в России
ООО «Старт-Вест-94» — STEINWAY & SONS, BOSTON, ESSEX

121170, Москва, Кутузовский пр-т, д. 41, стр. 1
Тел./факс (495) 280-72-74, 780-05-96, e-mail: [email protected]
Гамбург, Ронденбарг 10, Д 22525, Германия, тел. +49-40-85-39-11-07 www.steinwaysons.ru
Гарантия фабрики-изготовителя, выбор концертных роялей D-274 на фабрике