В тени великих ровесников? Ральф Керкпатрик — «Доменико Скарлатти»

В тени великих ровесников? Ральф Керкпатрик — «Доменико Скарлатти»
Доменико Скарлатти (1738). Портрет кисти Доминго Антонио Веласко

Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель и Доменико Скарлатти родились в один год — 1685. За прошедшие 300 с лишним лет история определила каждому из них свое место: Баху на Олимпе — Генделю неподалеку с Олимпом — Скарлатти среди композиторов, отличающихся «лица необщим выраженьем», но все-таки далеко не в первых рядах.

Три цвета барокко

Будучи ровесниками, все они остались в истории музыки как художники очень разные. Значительно различается панорама жанров, в которых они творили. Бах создал огромное количество произведений во всех жанрах, существовавших в его время, кроме сценических. Гендель, напротив, отдавал предпочтение сценическим жанрам: даже его оратории носят следы оперного влияния.

Ральф Керкпатрик. Доменико Скарлатти
Пер. с англ. и вст. ст. А.Е. Майкапара. – Челябинск: MPI, 2016. – 543 с. Тираж 600 экз.

Доменико Скарлатти (1685–1757) хоть и творил в жанрах оратории, оперы (преимущественно под влиянием своего отца — популярного в XVII веке оперного композитора Алессандро Скарлатти), но известен главным образом как автор более пяти сотен сонат, повлиявших на формирование классической сонаты.

Каждый из этих композиторов представляет культуры различных стран. Бах ни разу не выезжал за пределы Германии, но его творчество в полной мере собрало воедино и довело до высочайших вершин весь опыт прошлой и современной ему европейской музыкальной культуры. Гендель, уроженец немецкого Галле, стал «гражданином мира», прожив несколько плодотворных лет в Италии и почти полвека — в Англии, став британским подданным, что дает повод всем трем странам состязаться за право считать его своим художником. Скарлатти родился в Италии, но провел большую часть жизни в Португалии и Испании, будучи учителем португальской инфанты, а впоследствии испанской королевы Марии Магдалены Барбары.

Были ли знакомы композиторы с творчеством друг друга или лично? Сведений о том, что Бах знал музыку Скарлатти, не осталось. Знакомство Скарлатти и Генделя в 1707 вылилось в музыкальную «дуэль» на клавесине и органе, в которой не оказалось победителя и побежденного. Встреча Генделя и Баха, о которой мечтал второй и не помышлял первый, не состоялась, но в конце их жизненного пути обоих оперировал один и тот же офтальмолог-шарлатан…

Творчеству Баха и Генделя посвящено такое огромное количество исследовательской литературы, что правомерно говорить о целых научных направлениях: «баховедение», «генделеведение». Что же касается Скарлатти, то его нельзя назвать совсем уж недооцененным композитором: ведь его произведения регулярно исполняются во всем мире. Тем удивительней некоторое «пренебрежение» им в музыковедении.

 «Скарлаттиведение» и «Скарлаттиана»

Первой монографией о Скарлатти музыкальный мир обязан Ральфу Керкпатрику (1911–1984) — выдающемуся американскому музыковеду и клавесинисту, учившемуся у Нади Буланже и Ванды Ландовской, профессору Йельского университета. Славу ему принесли его клавесинные интерпретации Баха и Скарлатти. Он также играл в концертах и записал произведения Моцарта, Рамо, Куперена, Берда и Перселла. Он был широко мыслящим музыкантом и питал интерес также к современной музыке. Ряд произведений был написан специально для него, в частности, Двойной концерт для клавесина и фортепиано с двумя камерными оркестрами Элиота Картера.

Творчество Скарлатти полностью захватило Керкпатрика в начале 1940-х годов. Он использовал каждую возможность собирать материалы для задуманной им биографии композитора. Уникальный материал был собран в европейских архивах. Огромная эрудиция (Р. Керкпатрик свободно владел, помимо родного английского, итальянским, немецким, французским и португальским языками), а также знание изобразительных искусств (по первому образованию он был искусствоведом, собрал большую художественную коллекцию, и многие иллюстрации в книге — из его собрания) и богатый собственный исполнительский опыт позволили ему создать выдающийся труд.

Несмотря на то, что с момента первого издания прошло больше 60 лет (она была напечатана в 1953 в Принстонском университете), книга и по сей день остается наиболее полным трудом, освещающим биографию и творчество композитора.

Почти одновременно с книгой Керкпатрик подготовил к изданию 60 сонат Скарлатти в своей редакции. Эти сонаты он записал на фирме Columbia. Вся эта работа потребовала от Керкпатрика 12 лет труда.

Отечественная «скарлаттиана» крайне скудна: это книга И. Окраинец «Через инструментализм к стилю» (М.: Музыка, 1994) и статьи, посвященные тем или иным аспектам музыкального языка Скарлатти (С Богатырев, А. Климовицкий — форма, А. Ментюков — гармония, Ю. Петров — жанровость, Р. Ширинян – стилистика).

Скарлатти по-русски

В работах отечественных музыковедов есть отсылки к тексту монографии Керкпатрика; очевидно, что каждый, кому доводилось изучать творчество Скарлатти, делал для себя ее переводы (отдельных глав или даже полные), однако до сего момента никто даже не попытался опубликовать свои переводы!

Лишь в 2016 в челябинском издательстве MPI вышла книга Керкпатрика в переводе Александра Евгеньевича Майкапара — клавесиниста, органиста, музыковеда, музыканта-просветителя, а также переводчика, благодаря которому российский читатель познакомился с такими значимыми книгами, как «О музыке» В. Ландовской (1991), «Интерпретация клавирных произведений Баха» Э. Бодки (1993) и «100 великих опер» Генри У. Саймона (1994).

Книга о Скарлатти читается с огромным увлечением. Описывая жизнь и творчество композитора, Керкпатрик выступает и как историк, и как музыковед, и как исполнитель. Он открывает читателям широчайшую панораму жизни Испании, Италии, Португалии первой половины XVIII века, описанную в самых ярких красках. Исторической и биографической части отведено больше половины книги: главы с I по VII.

Вторая часть книги — главы VIIIXII — представляет собой анализ творческого наследия Скарлатти. Керкпатрик подробно рассматривает судьбу автографов и прижизненных собраний сонат, приводит информацию о клавишных инструментах того времени и влиянии их строения на инструментальный стиль, анализирует музыкальную форму, «пряный» и смелый гармонический язык композитора, дает немаловажные указания по поводу манеры исполнения и интерпретации сонат.

В качестве приложения дан каталог сочинений Скарлатти — ценнейшее подспорье для всех музыкантов, в чьем репертуаре или круге научных интересов оказываются сонаты композитора. Много внимания уделено генеалогическому древу рода Скарлатти, скрупулезно составленному Керкпатриком на основе архивных документов и непосредственного общения с дожившими до XX века потомками композитора.

Особо стоит отметить перевод А. Майкапара, сохраняющий живость повествования Керкпатрика и преодолевающий трудности, связанные с адекватным переводом терминологии (особенно в главе, посвященной гармонии).

В библиографическом списке — не только труды о музыке и музыкантах-современниках и предшественниках Скарлатти, но и масса общекультурных и исторических трудов, касающихся того времени.

Коль скоро это первая монография о композиторе на русском языке (пусть и написанная зарубежным исследователем), то было бы полезно вынести из вступительной главы в качестве еще одного приложения список книг, появившихся в скарлаттиведении с 1953, а также снабдить монографию современным навигационным аппаратом (указатель имен, указатель произведений).

Книга Р. Керкпатрика представляет Очевидную ценность для отечественных музыкантов и всех, кто интересуется европейской музыкальной культурой. Несомненно, ее появление должно стимулировать рост интереса к творчеству Доменико Скарлатти, способствовать выходу его из тени великих ровесников и современников.

МО № 11 (419, 420) 2017, Ангелина Паудяль