Вышел № 11 (419, 420) газеты «Музыкальное обозрение» за 2017 год

Вышел № 11 (419, 420) газеты «Музыкальное обозрение» за 2017 год
Фото Андрей Устинов

В номере:

Специальный выпуск «Книги»
Книги, Книги и еще раз Книги. В номере 11 — 28 рецензий и презентаций: книги о музыке и музыкантах, выпущенные 13 издательствами России.
«Дневники 1917 года» Николая Финдейзена. Продолжение
Мы продолжаем публиковать дневники свидетеля и очевидца — выдающегося издателя и музыкального критика, главного редактора «Русской музыкальной газеты»: уникальный документ времени, жестко и без прикрас повествующий о ситуации в России и русской музыкальной культуре накануне и сразу после Октябрьского переворота.
Итоги четвертого, заключительного этапа Второго Всероссийского музыкального и Второго Всероссийского балетного конкурсов.
80-летию Астраханской филармонии. Специальный выпуск «МО» № 11 (420)
Ханс Бальдунг, прозванный Грин (1484/85—1545) Женщина с книгой нот, виолой да гамба и кошкой, 1529 Старая Пинакотека, Мюнхен

Книги

Новый номер «МО», как и предыдущий, посвящен музыкальному книгоизданию.

На этот раз «МО» публикует 28 рецензий на книги о музыке и музыкантах, выпущенные 13 издательствами России.

Их герои — великие композиторы разных эпох и стран:

Рахманинов и Шостакович, Бетховен и Скарлатти, Легар и Лист, Мусоргский и А. Рубинштейн; великие балерины — Майя Плисецкая и Марта Грэм; великий импресарио Сергей Дягилев; музыковеды, певцы, балетмейстеры.

В числе авторов рецензий — ведущие музыковеды, доктора и кандидаты искусствоведения, профессора и преподаватели ведущих вузов России, Израиля, Франции, США, научные сотрудники Государственного института искусствознания, ВМОМК им. Глинки: Ричард Тарускин, Марина Рыцарева, Екатерина Купровская, Лариса Кириллина, Светлана Савенко, Инна Барсова, Валентина Валькова, Ирина Медведева, Александр Харьковский, Даниил Петров…

На рубеже осени и зимы в Москве прошла традиционная ярмарка интеллектуальной литературы Non/fiction. Рассказывая об этом событии, «МО» отмечает специализированные музыкальные издательства и издательства, регулярно выпускающие книги о музыки, чьи новинки заняли заметное место на Non/fiction-2017: DSCH, «Музыка», «Классика XXI», санкт-петербургское Издательство им. Н.И. Новикова, «Новое литературное обозрение», «Аграф», ряд других…

Всего же на Non/fiction, как всегда, прошедшей в Центральном доме художника на Крымском Валу, приняли участие около 300 издательств из 25 стран. Состоялись презентации книг, встречи авторов с читателями, открытые конференции и мастер классы с участием известных отечественных и зарубежных литературных и музыкальных критиков, кинематографистов, ученых, общественных деятелей, деятелей культуры.

Особые проекты № 11 посвящены С.В. Рахманинову и Д.Д. Шостаковичу.

Рахманинов — первая «Летопись»!

Сергей РАХМАНИНОВ

Жанр «Летописи жизни и творчества», широко распространенный в СССР, а теперь и в России, пополнился в этом году изданием, посвященным Рахманинову. Вышел первый из трех запланированных томов. Его представляет автор — доктор искусствоведения, профессор РАМ им. Гнесиных Вера Валькова.

В статьях ведущего современного отечественного исследователя Рахманинова Ирины Медведевой — обзор литературы о музыканте, вышедшей за последние пять лет (от крупных музыковедческих трудов до научно-популярных изданий и альбомов);

Новости из Новгородской области — «малой родины» Рахманинова, — где энтузиасты в сложных финансовых условиях сохраняют память о своем великом земляке.

«Генеральный свод информации творческого наследия С.В. Рахманинова в России и за рубежом». Программная статья И. Медведевой посвящена разработанному ею Проекту.

«Только огромное, всеобъемлющее научное досье поможет воссозданию подлинной личности великого творца и, значит, определению значимости творческого наследия Сергея Васильевича Рахманинова для современной России», — отмечает И. Медведева.

По мнению автора, этот проект применим «к любой значимой личности культуры страны».

В редакционной статье отмечается, что Рахманинов в последние годы стал едва ли не главным «ньюсмейкером» в области академической музыки, наряду с П. Чайковским и В. Гергиевым. Его имя регулярно упоминается по разным поводам на заседаниях Совета по культуре и искусству при президенте РФ. Поднимаются вопросы о его перезахоронении в России, об авторских правах на его произведения, о возрождения конкурса им. Рахманинова, выпуске собрания сочинений. Правда, большинство этих вопросов пока остается без ответа…

Шостакович. Шум и эхо по поводу «Шума времени» Барнса

Вышедшая в прошлом году сначала в Англии, а потом и в России книга Джулиана Барнса «Шум времени» о Д.Д. Шостаковиче вызвала серьезную полемику в культурной среде. Немузыканты восхищаются слогом автора и тем, как он интерпретирует драматические события жизни Шостаковича. Музыканты, и прежде всего признанные исследователи Шостаковича (не только российские), отмечают определенный дилетантизм Барнса, недостоверность материалов, на которые он опирается (главным образом это «Свидетельство» С. Волкова, которое серьезные музыковеды считают сфабрикованным).

Дмитрий Дмитриевич Шостакович, 1962 год

«МО» публикует три рецензии на книгу Барнса:

американского музыковеда Р. Тарускина,

А. Харьковского,

журналистов «МО».

М. Рыцарева в своей статье пишет о «первоисточнике» Барнса и делает вывод:

«Этот текст — аранжированная с желчным воображением компиляция из официально опубликованных прижизненных статей Шостаковича в сочетании с апокрифами. Но он был преподнесен как первоисточник, секретное признание <…> Но поданное так, словно ничего другого в жизни композитора не происходило.

Многие попались на это. <…> Широкая публика так или иначе будет читать то, что ей предлагает коммерция. Ученым же следует знать, где источник, а где подделка, как ни соблазнительно “объяснять” музыку Шостаковича словами и образами Волкова. Жаль, если современный российский читатель купится на дешевую поделку Барнса, и упаси господи, если его “прозрения” дополнят миф “Свидетельства”».

Публикуются также фрагменты творческой встречи Дж. Барнса на прошлогодней ярмарке Non/fiction и интервью в программе «Познер» Первого канала.

Бетховен

Лариса Кириллина анализирует два новых каталога произведений Бетховена, вышедших недавно в Германии и России.

Бетховен (1805). Портрет кисти Йозефа Малера (фрагмент)

Скарлатти

«МО» презентует книгу о жизни и творчестве Доменико Скарлатти выдающегося американского ученого и исполнителя Ральфа Керкпатрика — наиболее известный и фундаментальный труд, посвященный этому композитору, ровеснику Баха и Генделя, до настоящего времени остающемуся в тени великих ровесников.

Доменико Скарлатти (1738). Портрет кисти Доминго Антонио Веласко

Легар

В своей рецензии на книгу театроведа А. Колесникова о мастере венской оперетты доктор филологических наук В. Пронин отмечает, что это издание актуально не только как первая на русском языке объемная биография Легара, но и как новая книга о жанре оперетты, который, несмотря на любовь многих поколений театралов и профессионалов, все еще «обделен вниманием науки и книгоиздателей». Поэтому так важна сегодня монография о Легаре, которая «успешно преодолевает разрыв между сценической практикой и научной мыслью и ставит фигуру композитора на его законное место в истории и современности».

Франц ЛЕГАР

Также в номере — рецензии на новые книги о Ференце Листе (серия «ЖЗЛ»), Модесте Мусоргском, Антоне Рубинштейне, Александре Кнайфеле.

Е. Купровская представляет свою книгу «На пределе звука», в которой пишет о новейших тенденциях в музыке XXI века, о творчестве молодых российских композиторов А. Хубеева и С. Маковского и французских — Ф. Бедросяна, Р. Сендо и Я. Робена.

Наука

Представлены книги:

И. Барсовой «Музыка. Слово. Безмолвие»

и Т. Левой «Двадцатый век в зеркале русской музыки».

Обе они вышли в петербургском Издательстве им. Н.И. Новикова в серии «Отечественные музыковеды. Избранное» к юбилеям авторов: 90-летию профессора Московской консерватории И.А. Барсовой и 80-летию профессора Нижегородской консерватории Т.Н. Левой.

В Сборниках статей и материалов, изданных Государственным институтом искусствознания, опубликованы важнейшие работы Ю.В. Келдыша и Н.Г. Мелик-Шахназаровой и ценные сведения об известных ученых недавнего прошлого.

Балет

Издания о Майе Плисецкой: два сборника интервью и альбом фотографий. Все они готовились к 90-летию М.М. Плисецкой, но стали книгами памяти великой балерины.

Майя Плисецкая

«Память крови» — автобиография Марты Грэм (1894–1991) — американской танцовщицы, хореографа, основательницы авторской школы современного танца и одноименной танцевальной компании.

Сергей Дягилев — «властитель дум» музыкантов, театралов, балетоманов и всех, кто интересуется судьбами русского искусства.

Книги, посвященные Дягилеву, выходят в России регулярно.

На страницах 11-го номера «МО» — рецензии на новое издание книги Шенга Схейена «Сергей Дягилев. “Русские сезоны” навсегда» и О. Брезгина из серии «ЖЗЛ», а также

Стравинский и Дягилев в аэропорту Лондона, 1926

уникальный словарь «Дягилев и музыка» И. Панфиловой и И. Пешковой, в котором отражен музыкальный аспект трех крупных зарубежных предприятий Дягилева — «Исторических русских концертов», «Русских сезонов» и «Русского балета», охватывающих период с 1907 по 1929 гг. Словарь включает более 300 статей, значительная часть сведений станет открытием для читателей.

Представлены книги, герои которых — петербургские балетмейстеры Федор Лопухов и Александр Полубенцев.

Также в книжной рубрике — рецензия на книгу мемуаров певца Сергея Лейферкуса «Трудно быть злодеем, или Маленькие секреты большой оперы» и на книгу Е. Рудницкого «Музыка и музыканты Третьего Рейха»

Рифма в сто лет

«Дневники 1917 года» Николая Финдейзена — главного редактора «Русской музыкальной газеты», очевидца драматических и трагических событий революции:

Николай Финдейзен

«Посмотреть и разобрать многие поступки нашей музыкальной и денежной “аристократии” — разве они не свидетельствуют о той же непорядочности и низкой степени культуры? До отвращения тошно читать все газетные “политические новости”, свидетельствующие о нравственном и умственном крахе громадной массы нашей так называемой умственной аристократии. Большевики всюду пролезли и верховодят, а якобы “честные” умники все еще не могут сговориться, как поделить власть (когда от нее осталось одно воспоминание!)!»…

Эти строки были написаны 25 сентября 1917 года, ровно за месяц до Октябрьского переворота.

«МО» продолжает публиковать «Дневники 1917 года» Финдейзена.

Сто лет назад

Между тем, «Русская музыкальная газета», несмотря на огромные трудности, продолжала выходить. В одном из номеров в заметке «От редакции» говорилось:

«Значительное увеличение заработной платы и вздорожание бумаги и технической промышленности, связанной с печатным делом, повысило себестоимость печатания журнала более, чем на 500%. Увеличение это установилось на практике уже с 1 марта текущего года. Таким образом, для того, чтобы окупить издание “РМГ”, пришлось бы повысить подписную цену по крайней мере в 5 раз, назначив ее в 30 руб. вместо прежних 6 руб. Это оказалось бы совершенно непосильным бременем для небогатого в России интересующегося своей литературой музыканта. Редакция решила поэтому с 1-го июля повысить подписную цену на 2 руб. и сократить число выпускаемых №№ журнала. Будем надеяться, что эта мера окажется только временной»…

В номере 11 «МО» публикует материалы из «РМГ» лета 1917: «Письма о Московской опере» (итоги сезона 1916/1917 гг. в Большом театре, Опере Зимина и Народном Доме), а также другую информацию о музыкальной жизни России.

In memoriam

Опубликованы некрологи памяти балетмейстера, народного артиста России Владимира Василева, солиста Мариинского театра, народного артиста СССР Николая Охотникова, скрипача, профессора Московской консерватории Александра Мельникова, пианистки и педагога ЦМШ Елены Ашкенази.

Конкурсы

Газета публикует итоги крупнейших российских конкурсов.

Второй Всероссийский музыкальный конкурс, проходивший с 2014 по 2017 гг., завершился состязанием по специальности «Народные инструменты»: баян и аккордеон, домра, балалайка, гитара).

В 2018 г. начнется Третий Всероссийский музыкальный конкурс: новый четырехлетний цикл состязаний молодых музыкантов России.

Второй Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов, который также проходит как четырехлетний цикл, начался в нынешнем году соревнованием в номинациях «Ха­рак­тер­ный танец в му­зы­каль­ном те­ат­ре» и «На­род­но-сце­ни­че­ский танец в кон­церт­ном ис­пол­не­нии».

Газета информирует об итогах обоих состязаний и представляет лауреатов.

Публикуется условия музыкальных конкурсов, которые пройдут в России в 2018 году под эгидой Ассоциации музыкальных конкурсов (АМКР).

«“Весна” идет, “Весне” дорогу!» — материалом под таким названием «МО» поздравляет Детский хор «Весна» ДХШ им. А.С. Пономарева (художественный руководитель Надежда Аверина) с новой блестящей победой — завоеванием хорового «Гран-при Европы» в испанском городе Толоса.

Специальный выпуск

Специальный номер «МО» № 11 (420) посвящен 80-летию Астраханской филармонии.

В номере:

«Музыкальный форпост на Каспии» — история Астрахани музыкальной нам протяжении двух столетий и 80-летней истории Астраханской филармонии. Не только самыми вкусными арбузами и осетровой икрой, но и выдающимися достижениями в области музыкальной культуры знаменит южный город на Волге!

«Всей семьей в филармонию…» — интервью директора Астраханской филармонии Валентины Черняковой.

Презентация коллективов Астраханской филармонии — камерного оркестра, ОРНИ им. Махова, эстрадно-симфонического оркестра, Камерного хора, квартета народных инструментов «СКИФ».

Информация о юбилейных торжествах и праздничном концерте, состоявшемся 13 октября 2017 года в Концертном зале имени М.П. Максаковой.

Официальный представитель Steinway & Sons в России
ООО «Старт-Вест-94» — STEINWAY & SONS, BOSTON, ESSEX

121170, Москва, Кутузовский пр-т, д. 41, стр. 1
Тел./факс (495) 280-72-74, 780-05-96, e-mail: [email protected]
Гамбург, Ронденбарг 10, Д 22525, Германия, тел. +49-40-85-39-11-07 www.steinwaysons.ru
Гарантия фабрики-изготовителя, выбор концертных роялей D-274 на фабрике