Третий Всероссийский стартовал!

В 2018 конкурс пройдет по специальностям «Фортепиано», «Скрипка», «Виолончель» и «Сольное пение»
Третий Всероссийский стартовал!

Третий Всероссийский музыкальный конкурс стартовал. Об этом было объявлено 2 апреля на пресс-конференции в ТАСС. Пресс-конференция прошла в формате телемоста Москва – Санкт-Петербург – Казань – Якутск – Улан-Удэ.

В ней приняли участие статс-секретарь – зам. министра культуры РФ Александр Журавский, худ. рук. и главный дирижер камерного ансамбля «Солисты Москвы» и ГСО «Новая Россия» профессор Московской консерватории Юрий Башмет, профессор Московской консерватории Владимир Овчинников и генеральный директор Федеральной дирекции музыкальных и фестивальных программ «Росконцерт» Алексей Лебедев.

На связи из Санкт-Петербурга был ректор Санкт-Петербургской консерватории Алексей Васильев;

из Улан-Удэ — декан вокально-режиссерского факультета Санкт-Петербургской консерватории, худ. рук. Бурятского театра оперы и балета Юрий Лаптев;

из Якутска — первый зам. министра культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) Владислав Левочкин и ректор Высшей школы музыки РС (Я) им. В.А. Босикова Вера Никифорова; из Казани — первый зам. министра культуры Республики Татарстан Эльвира Камалова и ректор Казанской консерватории Рубин Абдуллин.

В начале пресс-конференции А. Лебедев объявил, что с этого момента открывается прием заявок на конкурс.

Новости конкурса

Первый этап Третьего Всероссийского музыкального конкурса пройдет с 8 октября по 1 декабря 2018 по специальностям «фортепиано», «скрипка», «виолончель» и «сольное пение». I и II туры состоятся с 8 октября по 14 ноября в федеральных округах. III тур по всем специальностям — с 25 по 30 ноября в Москве.

Гала-концерт лауреатов пройдет 1 декабря в Концертном зале РАМ им. Гнесиных.

С нынешнего года количество участников, допущенных к финальному III туру, увеличено с 10 до 12 человек (кроме вокалистов, у которых в III туре примут участие по 10 мужчин и женщин).

По предложению министра культуры Владимира Мединского значительно возрос призовой фонд Всероссийского музыкального конкурса по всем специальностям.

I премия теперь составит 350 000 руб. (было 240 000 тыс. руб.); II премия — 250 000 руб. (было 180 000 руб.); III премия — 150 000 руб. (было 100 000 руб.). Увеличены денежное вознаграждение дипломантов (3 диплома по 50 000 руб.) и участников I этапа III тура, не прошедших в финал — 25 000 руб. (6 человек по каждой специальности). Общий призовой фонд конкурса — 4,3 млн. руб.

Председатели жюри: фортепиано — Владимир Овчинников, скрипка — Юрий Башмет, виолончель — Сергей Ролдугин, сольное пение — Ольга Бородина.

Говорят педагоги

А. Васильев: «Конкурсы приносят пользу молодым музыкантам. Я всегда говорю своим студентам: даже если вы не получите премии, вы все равно будут победителями, потому что сможете победить в первую очередь самих себя, в процессе подготовки научитесь чему-то новому, пройдете новый репертуар и, как следствие, обогатитесь новыми профессиональными навыками, пополните свой профессиональный багаж».

Ю. Лаптев: «Практика сотрудничества театра с конкурсом началась с первого Всероссийского конкурса. Конкурс помогает выявить молодых исполнителей, сделать их известными в своей среде. С другой стороны, этот конкурс является смотром эффективности нашей системы музыкального образования. Конкурсная пора — пора консерваторская, и я призываю коллег показать как можно больше своих студентов, чтобы мы, театральные деятели, могли взять их на заметку. Может быть, мы дадим возможность лауреатам войти в труппу нашего театра».

Р. Абдуллин: «Я бы хотел призвать всех своих коллег представить на предстоящий Всероссийский конкурс своих участников. В Казанской консерватории сложилась система подготовки к конкурсам, в т.ч. самым престижным. Постараемся, чтобы наши участники подготовились особенно тщательно».

В. Никифорова: «В этом году от нашего вуза в конкурсе примет участие 16 музыкантов. В прошлые годы от нас было 88 участников. Три коллектива стали лауреатами, 10 — дипломантами. Для нас это очень значимый результат. Некоторые из них сейчас уже работают на наших театральных и концертных площадках».

О мышцах и мыслях

Юрий Башмет: «Почему альтист возглавляет скрипичную секцию конкурса? Когда-то я, будучи альтистом, стал победителем конкурса скрипачей. А “виноват” Владимир Ильич Ленин. Это был конкурс к 100-летию В.И. Ленина. Он проводился на Украине. Тогда это было совсем другое государство, где было много музыкальных школ и консерваторий. Вообще в этом смысле советская система детского музыкального образования была организована гениально. В юности для меня стоял вопрос, каким жанром заниматься, и я был на распутье: для мамы я играл на альте и ходил в музыкальную школу, но душа моя принадлежала Beatles. Мне не нравился Джимми Хендрикс, такие группы как «Чикаго», у меня не получался American jazz rock…

Я поехал на конкурс и оказался единственным альтистом. Мой педагог устроила скандал: мальчик готовился и должен сыграть. Таким образом, я участвовал в скрипичном конкурсе, играя на альте. В результате шестерым участникам финала — в том числе и мне — вручили подарки и написали «Победителю конкурса».

Что касается Всероссийского конкурса, то важно, что это “предчайковский” конкурс. Раньше перед любым международным конкурсом устраивалось прослушивание. И если люди его проходили, то на международный конкурс ехали, уже зная, что займут либо первое, либо второе место. В 70-х-80-х годах было перепроизводство лауреатов. Но бывали казусы: кого-то отправляли за первой премией, а он получал вторую…

Конкурсы, за редким исключением (например, Жени Кисина), конечно, всем нужны как цель и стимул для того, чтобы молодой человек знал, почему и зачем он тратит время на занятия. Чем больше он работает, тем больше начинает думать. И мышцы и мысли связываются воедино. В этом смысле, подготовка к конкурсу очень нужна. Далее, если он проходит Всесоюзный (теперь Всероссийский) конкурс — он получает опыт. И мы, конечно, должны думать о том, чтобы люди не бросали эту профессию в молодом возрасте. Лучше всего об этом сказал самый старший Михалков: сегодня дети, завтра — народ. Поэтому там, где мы можем, мы должны очень внимательно к этому отнестись.

Я все это прекрасно знаю, потому что каждый год собираю Всероссийский юношеский оркестр, ребят в возрасте от 11 до 22 лет. Мы их слушаем во всех регионах. В каждом городе проводим отборы, к которым готовятся и дети, и родители, и педагоги, и мэры, и губернаторы. Мы отбираем их, потом собираем вместе, репетируем, даем концерты. А тех, кто не проходит конкурс, мы не отбрасываем, а следим за ними, даем мастер-классы, и в следующем отборе — как правило, на следующий год или через год — они к нам попадают. Потому что они стали играть лучше, повысили свое мастерство. В общем, Конкурс нужен. Конечно, жаль, что нет альтового конкурса. Но я думаю, что если скрипачи будут хорошо работать, мы заставим их играть на альте».

Ангелина ПАУДЯЛЬ