Тадеуш Штрасбергер посетил Варшаву, Краков и Аушвиц-Биркенау

Тадеуш Штрасбергер посетил Варшаву, Краков и Аушвиц-Биркенау

В сентябре 2015 в Польше по приглашению Института Адама Мицкевича побывал режиссер и художник новой постановки оперы «Пассажирка» Тадэуш Штрасбергер. Он посетил Варшаву, Краков, Аушвиц-Биркенау, Музей истории польских евреев «Полин» в Кракове, встречался с П. Поторочиным, А. Ласковским, сотрудником Института Адама Мицкевича Е. Домбковской.

Т. Штрасбергер: «“Пассажирка” была написана в России, но до сих пор не была здесь поставлена. Хотелось восполнить этот пробел и воплотить проект в жизнь именно в Екатеринбурге, который уже продемонстрировал готовность к расширению своего оперного репертуара.

Передо мной стоит задача поставить оперу, которая расскажет об одном из самых чудовищных преступлений в человеческой истории. Мне кажется, что опера — наиболее подходящая для этого форма искусства, ведь она всегда современна. Музыка и история существуют только тогда, когда оперный театр решает поставить произведение, а зрители приходят, чтобы его воспринять.

В Аушвице меня поразила тишина и чувство, что я там один. Запахи и фактура поверхностей в закрытых помещениях каким-то образом отличалась от остальных. Время там как будто остановилось, и было ощущение, что люди исчезли оттуда всего минуту назад…

Меня глубоко потрясло осознание того, что история, произошедшая почти 70 лет назад, продолжает жить и сегодня». В Кракове Т. Штрасбергер встретился и побеседовал с Зофьей Посмыш.

«После разговора с ней я почувствовал больше свободы в воплощении своих идей, — рассказывает Штрасбергер. — Ведь сделанные ею наброски — это еще не законченные образы, и они вопиют к нам, чтобы через актерское воплощение стать плотью, настоящими, цельными, живыми людьми.

Трагедия Освенцима заключается не в огромных массах, миллионах погибших, а в гибели каждого отдельного человека. И для меня как для режиссера важно, что все персонажи нашей истории, пережившие ужасы лагерей и почти полностью утратившие человеческое лицо, когда-то были отцами и матерями, любимыми, имели профессии, увлечения. Я хочу найти способ выявить их богатое прошлое и наложить его на события, которые разворачиваются в военное время. Одна из задач оперного режиссера и художника — собрать как можно больше информации об истории и сжать ее так, чтобы она уложилась в пространстве и времени оперы. Поездка в Польшу серьезно повлияла на мое понимание того, что должно происходить на сцене, и дала мне своего рода эмоциональную призму, сквозь которую я буду пропускать эту информацию. Я встретился с людьми, которые снабдили меня фактами, персоналиями, книгами и фотографиями. Я должен с уважением отнестись к полученным знаниям, дать им возможность жить, дышать и изменяться до тех пор, пока я не облеку их в физическую форму спектакля».