Единственный и неповторимый

Московский государственный академический детский музыкальный: постюбилейные заметки
Единственный и неповторимый

Рождение первого в мире профессионального театра оперы и балета для детей и юношества зафиксировано историей с точностью до даты. 21 ноября 1965 коллектив во главе с Наталией Сац показал на сцене Московского Театра эстрады премьеру оперы-сказки Михаила Красева «Морозко».

Вскоре вышел приказ Министерства культуры РСФСР о создании в Москве стационарного Детского музыкального театра.

Страницы истории

Детство Наталии Сац — это мхатовское окружение (отец Илья Сац, ушедший из жизни в 37 лет, был известным театральным композитором, автором музыки к спектаклям МХТ начала ХХ века, в частности, к «Синей птице» Метерлинка).

Юность и молодость — первый опыт создания театра для детей (Детский театр Моссовета в 1918, Московский театр для детей в 1920; с 1936 — Центральный детский театр, ныне РАМТ), встречи и творческое сотрудничество с великими людьми своего времени (Станиславский, Вахтангов, Собинов, Прокофьев, Рейнхардт, Эйнштейн, Клемперер, Хренников…). Мечту о создании театра для детей не поколебали и пять лет в ГУЛАГе (в 1937 она была репрессирована как «член семьи изменника родины»: ее муж, нарком внутренней торговли И. Вейцер, был арестован и расстрелян в том же 1937).

Освободившись из лагеря, Сац уехала в Казахстан, где основала и в течение 13 лет возглавляла Алма-Атинский ТЮЗ (1945–1957).

Вернувшись в 1958 в Москву (перед этим был еще год работы в Саратовской филармонии и оперном театре), Н. И. Сац работала руководителем Гастрольного театра при Министерстве культуры, заместителем Н. П. Охлопкова в Театр им. Маяковского, в детском отделе Мосэстрады…

Окончила театроведческий факультет ГИТИСа, защитила диссертацию, написала первую книгу («Дети приходят в театр», 1961), вступила в Союз писателей СССР. С идеей созданию в Москве детского музыкального театра Н. Сац выступает в центральной прессе (28.2.1962 в «Правде» вышла совместная с Д. Кабалевским статья «Нужен детский музыкальный театр»), на пленуме и съезде Союза композиторов СССР, в других высоких инстанциях.

Наталия Сац рассказывает

«Я поняла главное: за театр детской оперы надо бороться не только словами и статьями, но и звуками самой детской оперы. И кто мне может запретить в новом, достаточно импозантном Театре эстрады к зимним каникулам поставить оперу М. Красева «Морозко»? <…> в Мосэстраде мне дано право брать на договора первоклассных артистов из музыкальных театров, способных студентов со старших курсов музыкальных учебных заведений.

<…> Оркестр Театра эстрады пополняем недостающими инструменталистами, а дирижер О. Шимановский рад встрече с хорошей музыкой и труда для многих репетиций не пожалеет. Но где репетировать? <…> Идея! На третьем этаже — курительная комната, и довольно большая. Когда мы в ней поем, в зрительном зале не слышно. Добиваемся, что на полтора месяца эта нужная нам комната закрыта «по техническим причинам», отнята у курильщиков. Трудно нам там умещаться: пятьдесят два человека — солисты, хор, балет, а когда и оркестр — сами понимаете — теснотища! <…> После первых же спектаклей все билеты проданы до конца школьных каникул» (Н. Сац. «Жизнь — явление полосатое», 1991).

«Сейчас, когда Детский музыкальный театр уже создан, признан, проверен временем, меня часто спрашивают, как, когда появилось у меня чувство неодолимой потребности отдать все свои силы, опыт, любовь на создание первого театра оперы для детей? <…> вся моя жизнь какими-то крупицами готовила меня к этому самому главному. В мыслях и чувствах все события множатся на жизненные устремления, духовные накопления, и вдруг, словно чудом поднявшись со дна души, мечта расцветает, принимает ясные, до удивительного реальные, очертания» (Н. Сац. «Новеллы моей жизни», 1973).

Первые 15 лет

В первые сезоны Детский музыкальный играл на сценах Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, Театра оперетты, Кремлевского Дворца съездов. В 1969 благодаря темпераменту и энергии Н. Сац театр получил помещение на ул. 25‑го Октября (ныне Никольской), 17, в здании бывшей гостиницы «Славянский базар», где сейчас находится Камерный музыкальный театр им. Б. А. Покровского.

В эти годы сформировались художественные и организационные принципы нового театра, поставлены знаковые спектакли: «Белоснежка» Э. Колмановского, «Мальчик-великан» Т. Хренникова, «Сестры» Д. Кабалевского, «Три толстяка» В. Рубина, «Красная шапочка» М. Раухвергера, «Левша» Ан. Александрова, «Максимка» Б. Терентьева, «Маугли» Ш. Чалаева и др. С самого начала одним из главных принципов репертуарной политики стал курс на сотрудничество с современными композиторами; премьеры произведений, специально написанных для постановки в Детском музыкальном театре.

Начало 1970‑х — время становления балетной труппы (поставлены «Синяя птица» на музыку И. Саца и М. Раухвергера, «Алые паруса» В. Юровского)

Соратники Н. Сац в годы становления театра — главный дирижер В. Яковлев, дирижер Л. Гершкович, хормейстер и дирижер Л. Фрадкина, режиссер В. Рябов (впоследствии главный режиссер), директор-распорядитель В. Проворов, художественный руководитель балета Б. Ляпаев, зав. литературно-педагогической частью Р. Сац-Карпова.

Новоселье

С годами стали очевидны и проблемы — прежде всего, нехватка помещений для работы. В этой ситуации Н. И. Сац положила на стол министра культуры заявление: если безотлагательно не будет найден выход из этой ситуации, она откажется от руководства театром. И правительство издало постановление о строительстве нового здания Детского музыкального театра на проспекте Вернадского (проект А. Великанова и В. Красильникова, получивший в 1982 Госпремию СССР в области архитектуры).

В 1979, в Международный год ребенка, Театр Сац въехал в новое здание на простпекте Вернадского, увенчанное скульптурой Синей птицы в проеме золотой арфы.

Отличительные черты нового помещения — пространственный размах, затейливость интерьеров (витражи, многочисленные мостики-переходы, зимний сад, птичий вольер, знаменитая Палехская комната), уникально оснащенная по тем временам «тройная» сцена состоит из главной и двух боковых. Одна из достопримечательностей — занавес на темы из оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова. В зрительном зале — 1100 мест (но при этом не самая удачная акустика с эффектом «каменного мешка»).

На новой сцене театр чаще обращается к классике. Первая премьера в новом помещении — «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини в постановке Н. Сац. Затем в репертуаре появилась «Волшебная флейта» Моцарта, «Золушка» Прокофьева.

В 1987 Театру под руководством Н. И. Сац присвоено звание Академического.

Театр-музей

1990‑е и начало 2000‑х — кризисный этап в истории театра. В августе 1993 отмечалось 90‑летие Наталии Сац, а в декабре ее не стало. Надо было учиться жить без Сац. А значит — практически заново.

Руководители театра бережно хранили традиции, заложенные Н. И. Сац, и память о ней. В 2003, к 100‑летию Н. Сац, перед зданием театра установлен памятник ей: скульптурная фигура режиссера дополнена двумя детьми в образах Красной Шапочки и Волка.

В то же время в художественном отношении это был период инерции, относительного застоя. Театр превратился в некий «Музей им. Н. И. Сац», а традиции порой оборачивались рутиной.

Время настоятельно требовало переоценки старых правил — эстетических, художественных, педагогических, организационных.

Новейшая история

Новый отсчет истории театра начался в 2010, когда художественным руководителем-директором был назначен Георгий Исаакян, до этого в течение 12 лет худрук Пермского театра оперы и балета. Его приход ознаменовал новую эстетику и иную модель театра, новые подходы к репертуарно-художественной политике и устройству внутритеатральной жизни.

Георгий ИСААКЯН
Георгий ИСААКЯН

Заметным явлениями «пятилетки» (а теперь уже и «шестилетки») под руководством Г. Исаакяна стали спектакли «Пиноккио» Дж. Доува и «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева в 2011, «Иоланта» в постановке Д. Бертмана в 2012, «Кармен» и опера-балет «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова в постановке М. Фокина (реконструкция спектакля «Русских сезонов», выполненная А. Лиепой и Г. Исаакяном) в 2013.

В 2012 премьерой одной из первых в истории опер — «Игра о душе и теле» Э. Кавальери (1600) — открылась после реконструкции Малая сцена на 250 мест. В год юбилея она была переустроена и обновлена и теперь удовлетворяет всем современным техническим и акустическим требованиям. Ожидается капитальная реконструкция Большого зала.

Расширился репертуарный и эстетический диапазон: в афише есть спектакли подчеркнуто элитарные (будь то старинные/барочные оперы, «Лисичка» Л. Яначека или «Соловей» И. Стравинского), авангард («Маленький Арлекин» К. Штокхаузена в постановке Карлоса Падриссы из испанской арт-группы La Fura dels Baus), эксперименты на стыке жанров (интерактивный «Кухонный концерт» или же сценическая фантазия по мотивам культового фильма Феллини «Репетиция оркестра»).

В то же время ставятся и традиционно решенные спектакли для более массовой аудитории (сюда можно отнести все балеты от «Чиполлино» до «Лебединого озера», многочисленные сказки и мюзиклы для детей разного возраста, а также бережно хранимые классические спектакли прошлого, в т. ч. постановки самой Наталии Сац, среди которых недавно возобновленная «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини).

Специальные премии жюри музыкального театра фестиваля «Золотая маска» удостоены: художники спектакля «Любовь к трем апельсинам» В. Останькович и Ф. Виноградов (2012); спектакль «Игра о душе и теле» (2013).

Слово новой музыке

Еще одна традиция — тесное сотворчество с современными композиторами — по-прежнему в арсенале Детского музыкального. Г. Исаакян много работал с современными авторами, будучи худруком Пермского театра (достаточно напомнить одну из последних его премьер — «Один день Ивана Денисовича» А. Чайковского). И театр им. Сац под его руководством продолжает курс, которому следует все полвека своей истории. Только за последние три года поставлены оперы Михаила Броннера «Съедобные сказки» (2013) и «Гадкий утенок» (2016), мюзикл Александра Чайковского «Жизнь и необыкновенные приключения Оливера Твиста» (2014, к 50‑летию театра), балеты «Стойкий оловянный солдатик» Леонида Любовского (2014, к 50‑летию театра, на Малой сцене), и «Кот в сапогах» Валерии Бесединой (2015), опера Вадима Рывкина «Приключения Людвига и Тутты» (2016, на Малой сцене)…

От нуля до бесконечности

В последние годы скорректировалась, став более адресной, стратегия работы со зрителем, с самой разной аудиторией. Так, камерный спектакль по опере Генделя «Альцина, или Волшебный остров» адресован будущим мамам. Оперы А. Кулыгина «Теремок» и «Кошкин дом» — детям от трех лет и даже младше (проект «Театр в фойе»).

В афише появились фестивали, вокально-симфонические абонементы (в которых есть и малые камерные формы, и крупные развернутые полотна — от Девятой Бетховена до вагнеровского «Кольца нибелунга» и «Истории солдата» Стравинского). На базе театра создана Детская оперная студия, воспитанники которой принимают участие во многих постановках. Расширяется гастрольная деятельность. Исаакян привлек к сотрудничеству мастеров оперного и балетного искусства, барочного исполнительства: В. Васильева, Н. Цискаридзе, А. Лиепу, Д. Бертмана, Е. Бражника, Э. Лоуренс-Кинга, С. Фермани.

Театр стал площадкой для разнообразных мероприятий российского и международного масштаба. Здесь проходили заседания форума «Опера — Европа» и Конференция Ассоциации музыкальных театров России (с 2014 АМТ возглавляет Г. Исаакян), Первый Всероссийский балетный конкурс и Пятый международный детский вокальный конкурс Сергея Лейферкуса «Мы поем оперу», спектакли фестивалей «Оперная панорама» и «Видеть музыку», Международная конференция «Опера для детей и юношества: настоящее и будущее» под эгидой RESEO — европейской некоммерческой организации, объединяющей оперные дома всего мира и занимающейся образованием в области оперного искусства и искусства танца.

Связь времен и преемственность традиций воплощают продолжающие работать соратники Н. И. Сац разных поколений: зав. литературно-драматической и педагогической частью Роксана Сац, зав. музыкально-драматической частью, режиссер Виктор Рябов, дирижер Леопольд Гершкович, режиссеры, ученики Н. И. Сац Валерий Меркулов и Александр Леонов, старейшины оперной труппы Валерий Барский, Юрий Дейнекин и Николай Петренко, вокальные педагоги Наталья Макарова и Сергей Яковенко, старший педагог Зинаида Мясникова.

1010satz

Юбилейный сбор

27 августа 2015 состоялся сбор труппы, посвященный началу 50-го, юбилейного сезона театра.

В Большом зале театра в этот день, помимо артистов оперной и балетных трупп, артистов оркестра, сотрудников технических цехов и администрации, было очень много гостей и журналистов. Заместитель министра культуры РФ Александр Журавский и директор Большого театра Владимир Урин, директор театра «Новая опера» Дмитрий Сибирцев и художественный руководитель театра «Геликон опера» Дмитрий Бертман, художественный руководитель проекта «Русские сезоны XXI века» Андрис Лиепа и представители фестиваля искусств «Черешневый лес» и компании Stage entertainment, которые зачитали приветственные письма от своих руководителей Эдит Куснирович и Дмитрия Богачева, — все пришли поздравить Театр Наталии Сац с 50-летием!

Поздравительные телеграммы прислали Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ Валентина Матвиенко, Председатель Московской Городской Думы Алексей Шапошников, Председатель СТД РФ Александр Калягин, председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Зинаида Драгункина, руководители РАМТа, Московского Камерного театра имени Б.А. Покровского, Московского театра оперетты и многие-многие другие.

Юбилейный сезон

«Многие за всю жизнь не успевают сделать столько, сколько мы — за год», — подытожил на сборе труппы, посвященном закрытию 50‑го сезона, художественный руководитель театра Георгий Исаакян. Юбилею были посвящены практически ежемесячные премьеры, концертные программы, интерактивы и квесты, выставочные и издательские проекты, выступления на различных площадках Москвы, сформировавшиеся в своеобразный фестиваль театра-юбиляра.

«Большие гастроли»

«Выездной проект» включал: в саду «Эрмитаж» — сокращенные версии спектаклей «Жизнь и необыкновенные приключения Оливера Твиста» А. Чайковского и «Съедобные сказки» М. Броннера, специально адаптированные для показа в условиях open-air;

в Камерном зале Московской филармонии — цикл «Камерные оперы в Камерном зале» («Женитьба» А. Гречанинова, «Моцарт и Сальери» Н. Римского-Корсакова и «Мотя и Савелий» А. Чайковского, «Тайный брак» Д. Чимарозы); в Театральном зале Дома музыки — абонемент «Ренессанс и барокко. Старинные оперы» («Игра о душе и теле» Э. де Кавальери, «Альцина» Генделя, «Любовь убивает» Хуана Идальго де Поланко); в ГМИИ им. А. С. Пушкина — цикл «Старинные оперы в залах Пушкинского музея» («Игра о душе и теле» и «Альцина»); в «Новой опере» — опера-балет «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова; в РАМТе — «Репетиция оркестра»; в театре им. Станиславского и Немировича-Данченко — «Альцина»; в «Геликон-опере» — «Иоланта» в постановке Д. Бертмана; в театре им. Б. А. Покровского — «Съедобные сказки».

В то же время в рамках «обменных гастролей» оперные театры Москвы показали свои спектакли на сцене театра им. Сац.

«Твой мир — Театр!»

Главные торжества прошли 21–22 ноября 2015. С 10 утра и до позднего вечера театр был доступен в режиме нон-стоп для всех желающих, причем, бесплатно (только на спектакли вход был по билетам). Девиз праздника — «Твой мир — Театр! (Все, чего ты не знал о Театре, но хотел узнать!)».

В интернете велись онлайн-трансляции отдельных мероприятий. Гостей ожидали «День открытых дверей» и «Ночь в театре», во время которых было показано то, что обычно скрыто от глаз публики. Юные зрители были приглашены на экскурсии в классы и репетиционные залы, в мастерские и цеха, познакомились с различными театральными профессиями, участвовали в мастер-классах, мини-постановках, получили возможность музицировать на старинных инструментах, играть в оркестре, дирижировать.

Ключевым событием — день в день 50 лет спустя — стала премьера новой версии оперы «Морозко», которой в 1965 открылся Детский музыкальный театр.

Вечернюю программу открыло исполнение оперы «Игры о душе и теле». Последний интерактивный блок — «Ночь в театре» — начался красочным фейерверком, после чего гостей ждал специальный квест в виде игры-путешествия по театру. В завершение в фойе Малого зала состоялся диспут на тему «Быть или не быть… опере?» с участием старшеклассников, студентов музыкальных и театральных колледжей и вузов.

Телеканалом «Культура» к юбилею был снят новый фильм о Театре им. Сац.

Премьеры 50‑го сезона

В юбилейном году в репертуаре театра появились спектакли «Лисичка. Любовь» по опере Л. Яначека «Приключения лисички-плутовки» (автор музыкальной редакции для Театра им. Н. Сац, муз. рук. и дирижер Е. Бражник, режиссер Г. Исаакян, художники Ф. Виноградов и В. Останькович); «Соловей» И. Стравинского (аранжировка Н. Мндоянца, муз. рук. и дирижер А. Иоффе, режиссер Т. Миткалева, художник Е. Будникова, художник по костюмам П. Гусева, хореограф Н. Мадан); одноактные оперы «Моцарт и Сальери» Н. Римского-Корсакова и «Мотя и Савелий» А. Чайковского, к 70‑летию со дня рождения композитора (муз. рук. и дирижер С. Михеев, режиссер В. Меркулов).

«Мотя и Савелий» — четвертый спектакль А. Чайковского на сцене театра (до этого были оперы «Второе апреля», «Зимняя сказка» и мюзикл «Жизнь и необыкновенные приключения Оливера Твиста»); «Тайный брак» Д. Чимарозы (муз. рук. и дирижер С. Михеев, режиссер В. Меркулов, художник Н. Чабаненко); мюзикл «Приключения Людвига и Тутты» В. Рывкина (дирижер С. Михеев, режиссер В. Рябов, сценограф С. Фесько, костюмы Н. Осмоловской, балетмейстер Н. Твердохлебова); испанская барочная сарсуэла «Celos aun del aire matan/Ревность к воздуху убивает» (1660) Хуана Идальго де Поланко на либретто Кальдерона. Спектакль под названием «Любовь убивает» идет на русском языке в сокращенном полуконцертном варианте (муз. рук. и дирижер Э. Лоуренс-Кинг, режиссер Г. Исаакян). Российская премьера состоялась в театральном зале ММДМ, а на сцене театра — уже в новом сезоне; балет «Синяя птица» на музыку И. Саца в редакции Е. Подгайца (балетмейстер К. Симонов, дирижер К. Хватынец, художники Э. Капелюш (сценография), Е. Ганзбург (свет), С. Граурогкайте (костюмы).

На Малой сцене главный дирижер театра Алевтина Иоффе провела авторский абонемент «Портреты композиторов». Состоялись гастроли театра в Воронеже («Съедобные сказки») и Самаре («Альцина»).

С 16 по 18 октября в театре им. Сац прошла Вторая конференция Ассоциации музыкальных театров России, посвященная 50‑летию театра и обобщению опыта работы с детьми и юношеством.

Жизнь продолжается

Накануне нового сезона, 27 августа, в 113‑й день рождения Наталии Сац, артисты и сотрудники Детского музыкального театра по традиции возложили цветы на ее могилу на Новодевичьем кладбище. 30 августа в Большом зале театра состоялся сбор труппы, на котором художественный руководитель театра рассказал о планах на сезон 2016/2017.

«Мы — просветители. Нам больше всех нужно, но мне нравится такая наша жизненная позиция, — сказал Георгий Исаакян. — У нас огромные планы, мы придумали грандиозные проекты, и мы очень хотим, чтобы они встретили поддержку и понимание внутри театра и вне его стен. Когда вокруг столько пошлости, только театр — и наш театр в том числе — становится местом, где можно прикоснуться к прекрасному».

С 10 по 13 сентября в рамках Федеральной программы «Большие гастроли» часть труппы выезжала в города Тамбовской области (Тамбов, Уварово и Котовск) с операми «Тайный брак» Д. Чимарозы и «Женитьба» А. Гречанинова, а также мюзиклами «Дюймовочка» Е. Подгайца и «Волшебник Изумрудного города» И. Якушенко. 51‑й театральный сезон начался

16 сентября балетом «Синяя птица». 29 сентября исполнением Девятой симфонии Бетховена в Большом зале открылся Симфонический сезон театра и 5‑й сезон авторского абонемента главного дирижера театра Алевтины Иоффе «Портреты композиторов». В исполнении приняли участие полный состав оркестра, ансамбль солистов оперы, артисты хора и 80 воспитанников концертного хора ДХШ «Полет» им. Т. Е. Селищевой (худ. рук. Н. Филатова).

Включение в репертуар Детского театра этой партитуры также связано с именем и традициями Н. И. Сац. В 1920–1930‑х гг. она дружила и сотрудничала с выдающимся немецким дирижером Отто Клемперером, и одним из самых ярких впечатлений в ее жизни стало исполнение Девятой симфонии под его управлением в Большом зале Московской консерватории, о чем Наталия Ильинична написала в своих мемуарах «Жизнь — явление полосатое».

8 октября в 21:00 в рамках традиционной акции «Ночь в театре» на Малой сцене состоялась премьера музыкально-драматической композиции «Лики Шекспира» (к 400‑летию со дня смерти драматурга). Британская музыка как елизаветинских времен (Доуленд, Перселл, Стэнли), так и ХХ века (Элгар, Бриттен), а также эвергрин «A Time for Us» Нино Рота из кинофильма «Ромео и Джульетта» досказывали то, что неподвластно слову (монологи из шекспировских трагедий и Сонет № 18). Программу подготовили Е. Кривицкая и П. Татарицкий.

14 и 15 октября в Большом зале в рамках фестиваля АМТ «Видеть музыку» состоялась российская премьера полной сценической версии спектакля «Любовь убивает». Эта аллегорическая пьеса на основе мифов круга богини Дианы (о живительной силе любви и губительной — ревности) была создана в 1600 к празднествам в честь брака испанской инфанты Марии Терезы и французского короля Людовика XIV, заключенного с целью закрепить примирение двух стран: синтез высокого и низкого, испанского католического хорала и фольклора, возвышенной драмы чести и площадного фарса. Сарсуэла ставилась считанные разы (в частности, в последний раз в 2000 в мадридском театре «Реаль»; дирижер Жан-Клод Мальгуар, режиссер и художник Пьер Луиджи Пицци).

Конечно, в постановке Исаакяна испанское барокко выглядит очень современно. Элитарный по намерениям спектакль «малого формата» идет как ни странно в пустом зачехленном Большом зале, публика (количество которой резко ограничено) невольно ощущает себя включенной в действие, поскольку сидит на сцене буквально в двух шагах от актеров и музыкантов. Партитура Хуана Идальго пусть несколько волюнтаристски, но вполне в дополнена стилистически выдержанными вставными инструментальными интерлюдиями — пьесами других авторов, которые исполняются на аутентичных инструментах эпохи (барочные арфы, гитары, лютни, теорба, регаль, разнообразная перкуссия). Оригинальный, многослойный текст Кальдерона сокращен почти вдвое. Существенная роль достается экрану с пояснительными титрами и видеорядом с античными скульптурными мотивами — без этих инструкций рискуешь не разобраться в хитросплетениях чувств и сюжетных поворотов. Довершает картину байлаор (танцовщик фламенко) Хуан Агиррэ.

Г. Исаакян: «Старинная музыка требует особого контакта произведения, исполнителя и слушателя. Оркестр, состоящий из старинных, бережно подобранных по тембрам инструментов, не предназначен сотрясать своды огромных театров. Особый стиль барочного пения, построенный на тончайших нюансах человеческого голоса и эмоций, предполагает особую сосредоточенность восприятия. Отсюда родилась идея разместить артистов, музыкантов и зрителей всех вместе, в одном пространстве. А эпицентр спектакля, безусловно, выдающийся музыкант Эндрю Лоуренс-Кинг, чья уникальная барочная арфа своим тембром сопровождает все перипетии сюжета и переживаний героев».

29 октября на Малой сцене состоялась премьера камерного балета хореографа Н. Мадан и художника А. Гладковой «Лавка чудес» (музыка О. Респиги на темы фортепианных пьес Дж. Россини).

На 19 ноября (к 51‑му дню рождению театра) на Большой сцене прошла мировая премьера специально написанной для Театра им. Сац оперы М. Броннера «Гадкий утенок» (либретто Р. Сац). Над постановкой работали дирижер А. Иоффе, режиссер Г. Исаакян, художники С. Фесько (сценография) и Н. Осмоловская (костюмы). 3 декабря на Малой сцене — премьера камерной оперы Б. Бриттена «Ноев ковчег» (постановщики — молодые режиссеры М. Литвинова и С. Игнатов).

В гастрольные планы театра в текущем сезоне, помимо выступлений в городах России (включая полуостров Ямал), входят поездки в Дублин и Нью-Йорк.

Подготовил Андрей ХРИПИН