Переход длиною в жизнь

Министр культуры посоветовал музыкантам подумать о будущем
Переход длиною в жизнь
Уличные музыканты в подземном переходе Парижа. Фото: FranceWeb-3

«Мы перенасыщены гуманитарием. В этом отношении проблемы вузов в области культуры и искусства являются производными от общей проблемы всей системы образования страны. Как говорят: “Поступил в консерваторию, подумай о завтрашнем дне, арендуй место в подземном переходе”».

Так сказал 1 сентября министр культуры РФ В. Мединский на торжественном открытии нового учебного года в Московском государственном университете культуры и искусств.

Переход — прежде всего, этап жизни, переходный период, путь из одного пространства, времени, состояния в другое.

Подземный же переход был придуман для того, чтобы развести тех, кто едет, и тех, кто идет. Чтобы те, кто идет, не были сбиты и не мешали транспорту, магистральному движению. Сегодня подземный переход — это и ларьки, и цветы, и музыканты, и попрошайки, и вообще там многое происходит.

Кстати, самый известный подземный ПЕРЕХОД — путешествие Орфея в Аид во спасение Эвридики. Другой знаменитый переход — Суворова через Альпы (правда, не подземный).

Мы все живем, думая о завтрашнем дне. И студенты консерватории тоже. Напутствие министра им чрезвычайно полезно. Его можно воспринять и как совет, и как предостережение, и как предложение по возможному поиску места работы. Для музыканта это место, как показывает историческая практика, не самое плохое.

«Ничего на свете лучше нету…»

Еще за много веков до появления подземных переходов уличные, странствующие музыканты были востребованы, в т.ч. и в лучших домах: труверы, трубадуры, миннезингеры. «Бременские музыканты», столь славно воспетые юбиляром будущего года Геннадием Гладковым, на многие годы стали любимой музыкальной сказкой всех советских и российских детей. Так что дух странствующего музыканта прочно осел и живет в нашем сознании.

Московские переходы заполнены персонажами с музыкальными инструментами. Выглядит это по большей части чудовищно. Флегматично-маргинальная, сиротливо-убогая, неестественно-веселая публика, фактически вынуждающая прохожих расставаться с деньгами. По всей видимости, бизнес людей, контролирующих это пространство, развивается вполне успешно.

В Москве есть и «напетые», и «наигранные» места: к примеру, переход между Манежной площадью и Тверской улицей, многочисленные переходы под Тверской. Где-то к «переходной музыке» относишься спокойно, но вот в переходе напротив Московской филармонии она особенно раздражает. Прослушав симфонию Малера или концерт Моцарта, вы спускаетесь в переход, и ваши уши и мозг наполняются чем-то диким, ужасающим, вступающим в неописуемый диссонанс с божественной музыкой, только что услышанной в КЗЧ.

В некоторых случаях подземный переход можно рассматривать не только как место работы, но и как стартовую площадку, продвижение на более высокий профессиональный уровень. В переходах и на улицах играли и некоторые известные ныне музыканты, там начиналась их карьера.

Веселый пиар

Вскоре после 1 сентября и речи министра в переходе станции метро «Улица 1905 года» был замечен с баяном Айдар Гайнуллин. За полчаса он заработал 2178 руб., по курсу на тот момент $55,13.

Эта был запоздалый ответ «Московского комсомольца» на акцию газеты «Вашингтон пост», которая привлекла знаменитого скрипача Джошуа Белла для участия в акции в вашингтонском метро, цель которой — определить, способен ли современный, вечно спешащий человек, чтобы оценить красоту искусства? Ответ был получен отрицательный: никто не остановился и не узнал маэстро. (Кстати, заработок Белла составил $32 за 45 минут).

Конечно, это не более чем пиар. Но подземный переход как средство пиара для артистов просто необходимо взять на вооружение!

«Съездить на штырку»

Для России странствующий, вольный музыкант — совершенно привычное явление. И заработать можно неплохо: пара тысяч рублей уж точно набежит, а если повезет — то и больше. Далеко не во всех оркестрах России музыканты столько получают.

Есть особый вид заработка, называемый среди музыкантов «штырка»: особенно он прижился среди оркестрантов и был популярен в перестроечное время, когда наши музыканты массово выезжали в Европу и играли в переходах, в метро, на улицах европейских столиц. Своеобразные «стройотряды» для оркестрантов, из которых многие привозили хорошие деньги для семьи. Тогда и родилось популярное слэнговое выражение «съездить на штырку».

В последние годы «на штырку» зачастили и музыканты из других республик бывшего СССР.

Талантливым музыкантам работа в переходах и на улицах может и не понадобиться, поскольку дефицит оркестрантов в России так велик, что уже приглашают «гастарбайтеров» из-за рубежа. Например, Т. Курентзис — в Пермь. В Брянск переехали две супружеские пары из Донецкого симфонического оркестра им. Прокофьева. Очевиден кризис с приемом в музыкальные вузы…

Тенденция, однако…

Тем временем Министерство науки и образования объявило о сокращении приема в 2015 на обучение в области гуманитарных наук, культуры и искусства. Гуманитарные профессии все меньше востребованы обществом — таков один из трендов времени.

Видимо, сегодня не очень-то нужны интеллектуалы-гуманитарии. Та же ситуация и в Европе. Массы ориентированы на развлечение, не предполагающее потребления интеллектуальной продукции: литературы, кино, академической музыки. Моду и вкусы диктует ТВ.

Когда в одном российском городе вдруг образовался огромный конкурс на вокальное отделение колледжа, оказалось, что молодежь ринулась учиться пению под влиянием популярной телепередачи, где обещали из кого угодно сделать звезду. Абсурд!

Так что музыкантам о переходах все-таки не стоит забывать. Как и о шутках, ходивших лет 20–25 назад. Вопрос: что можно попросить у человека с двумя высшими гуманитарными образованиями? — Ответ: будьте добры, чизбургер, картошку фри и колу. Или: какое самое ходовое обращение к гуманитарию? — Два латте, пожалуйста.

Уж лучше быть свободным и играть в подземном переходе.

P.S.

«Мы свое призванье не забудем,
Смех и радость мы приносим людям,
Нам дворцов заманчивые своды
Не заменят никогда свободы!
Ла-ла-ла-ла-ла-ла,
Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла,
Е-е-е-е-е!!!»