Опережая время

Библиотека «Музыкального обозрения»
Опережая время
Фото Андрей Устинов

Отмечая свое 25-летие, «Музыкальное обозрение» запускает новый масштабный проект — многотомную библиотеку газеты.

Библиотека собирает и по-новому презентирует накопленный за четверть века уникальный исторический материал издания. Это рецензии, аналитические статьи, информационные публикации, отражающие все стороны существования, развития и изменений в отечественной музыкальной культуры.

Старт дан. Летом 2014 вышел первый том серии. Он посвящен знаковому явлению отечественной музыкальной культуры – Международному конкурсу им. П. И. Чайковского, являющемуся проекцией, знаком всех процессов в нашей стране.

Начало

Идея превратить разножанровый, многотематический и всеохватный архив «МО» в книги существует уже давно. Юбилейный год стал толчком к реальному воплощению этой идеи на практике.

Для ее воплощения было несколько предпосылок, и не только та, что круглые даты принято отмечать громкими проектами. Библиотека «МО» — это результат воздействия и центробежных и центростремительных сил.

Во-первых, изменения в современной культуре и масс-медиа диктуют изменения в формах потребления и восприятия информации. Огромный поток новостей, социальные сети, распространение планшетов и смартфонов – все это огромным потоком обрушивается на сознание человека, который уже не способен критически и аналитически оценивать окружающую ситуацию. Мы живем в эпоху потребления килобитов и пикселов информации, которые сразу же уходят и на смену им приходят новые.

Газета «Музыкальное обозрение» в последние годы взяла на себя функцию «собирания камней». Мы пишем современную историю музыкальной культуры, собираем ее по крупицам в связную системно-опосредованную картину мира. Даем оценки, критически осмысливаем, реферируем неоформленный поток информации, высвечивая наиболее важное и игнорируя второстепенное.

Раньше история писалась по прошествии значительной временной дистанции – как минимум полвека. Теперь – история уходит от нас буквально через полгода, год. Чтобы не потерять связь времен, увидеть новые тенденции, процессы созидания или наоборот разрушения в культуре, мы создаем эту библиотеку.

.
Если раньше история писалась по прошествии значительной временной дистанции – как минимум полвека. То теперь – история уходит от нас буквально через полгода, год. Чтобы не потерять связь времен, увидеть новые тенденции, процессы созидания или наоборот разрушения в культуре, мы создаем эту библиотеку. Опережая время, мы пишем летопись «здесь и сейчас». Формат книги позволяет увидеть перспективу, динамику, сложить разбросанный пазл в единую картину 25-летнего существования музыкальной системы в России.

Во-вторых, накопленный нами за 25 лет материал — это уникальный багаж газеты. Серьезные, глубокие, объемные, многоуровневые статьи, в которых привлекаются различные оптики рассмотрения музыкальных проблем – философия культуры, социология, филология, литературоведение, статистика, религиоведение, музыковедение, теории политики и экономики. И все это облекается в традиционные журналистские жанры, например, расследования, эссе, интервью, дискуссий, стенограмм и т. д. В «МО» образовался, таким образом, жанровый микст: с одной стороны, газетная подача материала, связанная с самыми актуальными, злободневными вопросами культуры, с другой — научный подход, взвешенный, многосторонний анализ.

«МО» занимает на рынке периодической печатной продукции уникальное место — это и толстый журнал, предназначенный для долгого чтения (не случайно периодичность выхода — раз в месяц), и информационное агентство, собирающее информацию о музыкальной академической культуре. Процесс сбора и отбора теперь становится все актуальнее, так как информация о классической музыке и музыкантах «вымывается» из информационных лент, разделы в непрофильных изданиях становятся все меньше, а интернет-ресурсы чаще всего фокусируются на одной какой-то теме. Или они «грешат» всеядностью.

Благодаря этому многостороннему подходу все тексты прошли отбор временем, и в то же время, они сами — знаки времени, по которым можно будет судить о прошлом. Двойная оптика становится еще одним аргументов в том, что тексты газеты возможны для публикации именно в книжном формате.

В фокусе

Итак, предполагается, что все рубрики газеты, в каждой из которых есть своя концепция, формат и стиль, будут опубликованы в виде книги. Всего складывается более 10 томов. Среди них: «Конфликты», «Оркестры», «Власть», «Опера», «Конкурсы», «Памятные даты», «Персоны. Интервью», «Композиторское творчество» и др. Отдельными томами выйдут книги, посвященные основателям газеты: воспоминания о Петре Меркурьеве и мемуары Бориса Диментмана «Записки и выписки».

Собранные по ключевым темам музыкальной культуры сборники станут главным материалом для исследователей культуры рубежа XX –XXI веков. Они сделаны в удобном формате, где интересуемые персоны и события собраны в одном месте. Библиотека предстанет и как материал для учебного процесса, заменяющая собой ненаписанный учебник по актуальной музыке сегодняшнего времени. И на волне сегодняшнего интереса к постсоветской истории, к всякого рода non-fiction наши издания оказываются в тренде общего читательского спроса, попадая на полки книжных магазинов и в рубрику история, и искусство, и альбомы по искусству. Ведь каждая наша книга получает особое художественное оформления, превращаясь, по сути, в альбом.

Материалы по теме