Вышел в свет № 2 (409) национальной газеты «Музыкальное обозрение» за 2017 год

Вышел в свет № 2 (409)  национальной газеты «Музыкальное обозрение» за 2017 год
В номере:
Итоги 2016 года. Лауреаты Премии «МО».
Владимир Урин: «Театр — искусство сегодняшнего дня». Генеральный директор Большого театра дал эксклюзивное интервью газете «Музыкальное обозрение».
Дмитрий Шостакович. Новый взгляд. Вышел в свет первый том самого полного «Нотографического справочника», посвященного великому композитору ХХ века.
Триумф театра, музыки и танца. С 24 мая по 20 июля в Москве пройдет XIII Международный театральный фестиваль им. А.П. Чехова.
Премьеры, премьеры… В Мариинском театре — «Саломея» Марата Гацалова, в МАМТе — «Точка пересечения»: балеты молодых хореографов.

Итоги 2016 года. Лауреаты Премии «МО»

Газета «Музыкальное обозрение» подводит итоги прошедшего года, публикует рейтинг «События и персоны» и присуждает Премию «МО».

Премия «МО» — главная профессиональная награда в России в области академической музыки. За два десятилетия лауреатами «МО» стали более 300 музыкантов и музыкально-общественных деятелей.

Лауреаты газеты — элита музыкальной России: исполнители и композиторы, дирижеры и музыковеды. Музыкальные коллективы — театры, симфонические и камерные оркестры, ансамбли.

Премии «МО» удостоены крупные музыкальные проекты: оперные и балетные спектакли, фестивали. Проекты в области концертной, издательской деятельности, звукозаписи, строительство концертных залов. Музыкальные издательства, книги о музыке и музыкантах. Директора и художественные руководители театров оперы и балета, филармоний, ректоры вузов, продюсеры.

События, организации, проекты, отмеченные в рейтинге «МО» — история российской музыки, золотой фонд нашей культуры.

Владимир Урин: «Театр — искусство сегодняшнего дня»

Исполнилось 70 лет Генеральному директору Большого театра России Владимиру Урину.

Выдающийся деятель отечественного театра, элитный менеджер, Музыкальный директор № 1. Он был назначен на должность гендиректора Большого театра в очень тяжелый момент для главного музыкального театра страны. Большой театр, раздираемый противоречиями, конфликтами, скандалами, которые «усилиями» некоторых сотрудников превратились в публичные выяснения отношений, театр нес огромные имиджевые, репутационные потери, что и привело в конце концов к смене руководства.

И, безусловно, В. Урину надо было найти в себе мужество, чтобы покинуть фактически воссозданный им и находившийся на подъеме МАМТ и занять кресло директора Большого театра, тем более в такой непростой ситуации.

На первой же встрече с коллективом Урин проявил исключительное благородство, такт, порядочность, прежде всего, по отношению к предшественнику — Анатолию Иксанову.

Ему удалось за недолгое время погасить самые конфликтные ситуации. С кем-то пришлось расстаться: что важно — также спокойно, без конфликтов. По инициативе Урина был принят новый Коллективный договор и Приложение к нему — Правила внутреннего трудового распорядка для сотрудников Большого Театра. Это уникальные документы, в которых прописаны буквально все детали и нюансы взаимоотношений сотрудников и администрации.

Постепенно Урин собрал свою команду — команду единомышленников. Выстроил репертуарную политику так, что к ней нет претензий даже у самой искушенной публики и критики.

Вскоре после назначения в Большой театр В. Урин сказал в одном из интервью: «Моя должность — это ровно две минуты тщеславия, остальное время — работа».

Накануне юбилея Владимир Урин дал эксклюзивное интервью главному редактору «МО» Андрею Устинову. Вот некоторые выдержки из интервью:

«Придя в театр почти четыре года назад, я никаких революций не устраивал. Тем не менее, за эти годы осуществлены серьезные творческие и кадровые изменения. Целый ряд изменений произошел и в творческом, и в административном составе. И это были осознанные шаги по формированию команды. <…>

Все, что происходит в Большом театре, определяется только командой, которая им руководит. <…> Решения здесь, в Большом театре, принимает один-единственный человек — Генеральный директор. Но важно то, с кем, принимая решения, ты обсуждаешь эти вопросы, с кем советуешься, кто и что оказывает на тебя влияние.

Для меня крайне важно, чтобы персоны, влияющие на мои решения, были креативными и понимали, как сегодня живет музыкальный мир. Мы ведь существуем в очень серьезном контексте: речь идет об осознании роли и места Большого театра как в российском, так и в мировом музыкально-театральном процессе и пространстве. <…> Очень существенно, кто рядом с руководителем, с кем он обсуждает идеи, прежде чем принять решения; важно и то, чьи это идеи. Ведь часто та или иная выдающаяся идея исходит от «персон влияния», людей из «ближнего круга». [Это] Музыкальный руководитель Туган Сохиев, руководитель балета Махар Вазиев, начальник отдела перспективного планирования Ирина Черномурова.

А что касается сезонов, репертуара, планов и так далее — то этот вопрос, может быть, один из тех, которые отнимают больше всего времени. <…>

Театр — это не технологии, которые развиваются и завтра будут совершенно иными, нежели сегодня. Театр живет человеческим чувством, сиюминутной эмоцией и соединением того, что происходит на сцене, с тем, что происходит со зрительным залом. И это не вопрос завтрашнего дня и завтрашних технологий. Театр за много тысяч лет своего существования завоевал мир совсем другим: именно этим живым человеческим контактом. Тот, кто выходит на сцену, должен все время что-то очень важное адресовать зрительному залу, а зрительный зал либо будет ловить этот посыл, либо нет».

Дмитрий Шостакович. Новый взгляд

Вышел в свет первый том самого полного «Нотографического справочника», посвященного великому композитору ХХ века. Авторы «Справочника» — Ольга Дигонская и Галина Копытова, кандидаты искусствоведения, исследователи творчества Шостаковича.

«Новое издание, посвященное Д.Д. Шостаковичу — результат многолетней работы, предполагавшей как освоение всего ценного, что накоплено к настоящему времени в мировой литературе о Шостаковиче, так и исправление некоторых ошибок и неточностей, закрепившиеся в исследовательской и исполнительской практике, — пишет «МО». — В последние годы внимание многих ведущих ученых-музыковедов России и других стран концентрируется на исследовании жизни и творчества Шостаковича. Одно за другим выходят фундаментальные исследования, посвященные композитору.

Дмитрий Шостакович с Всеволодом Мейерхольдом в его квартире в Брюсовом переулке, 1936. Фото Константин Есенин.

Особая роль в этом процессе принадлежит Ирине Антоновне Шостакович, чью многолетнюю работу можно назвать истинным подвижничеством.

В настоящее время деятельность издательства DSCH и Архива Д.Д. Шостаковича под руководством И.А. Шостакович ведется по нескольким основным направлениям:

1) Выпуск Полного собрания сочинений композитора (с 2000 выпущено 86 томов из запланированных 150).

2) «Летопись жизни и творчества Д.Д. Шостаковича» в пяти томах (первый том вышел в 2016, см. «МО», 2017, № 1).

3) «Д.Д. Шостакович. Нотографический справочник» в трех томах, авторы Ольга Дигонская и Галина Копытова».

Газета публикует (с некоторыми сокращениями) предисловие авторов к «Нотографическому справочнику», а также отзывы ведущих музыковедов России и других стран о новом издании.

«Нотографический справочник произведений Д.Д. Шостаковича (вып. 1-й) бесценен

для тех исполнителей-исследователей и музыковедов-исследователей, кто живет в мире Шостаковича и шостаковичеведения, и для тех, кто работает в сфере создания жанрово подобных изданий. Он — своевременен и современен во всех отношениях. На сегодняшнем уровне и в нынешнем огромном масштабе изучения наследия Шостаковича он остро необходим — именно в таком профессионально детализированном и искусном выполнении» (Людмила Ковнацкая).

«Первый выпуск “Нотографического справочника” полон новой, новейшей и подчас

неожиданной информации. Его хочется просто читать и перелистывать, то и дело застревая на подробностях самого разного рода и наслаждаясь филигранной работой авторов» (Светлана Савенко).

Свои отзывы прислали Аркадий Климовицкий, Наталья Брагинская, Екатерина Власова, Юрий Кружнов, Штефан Вайс, Элизабет Уилсон.

Выпуск 2 и 3 томов «Нотографического справочника» запланирован на ближайшее время.

Веское слово президента

Состоялась встреча Владимира Путина с министром культуры Владимиром Мединским и генеральным директором Большого театра Владимиром Уриным. В. Урин подробно проинформировал президента о состоянии дел в Большом театре, финансовой и творческой составляющей жизни главного музыкального театра страны. Президент поддержал предложение министра культуры о пролонгировании контракта с В. Уриным еще на 5 лет.

Встреча с Министром культуры Владимиром Мединским (слева) и генеральным директором Государственного академического Большого театра России Владимиром Уриным 17 февраля 2017. Фото www.kremlin.ru

В тот же день В. Путин посетил спектакль «Маленький принц» на Х Международном фестивале искусств Юрия Башмета в Сочи. Президент пообщался с Ю. Башметом и актером Константином Хабенским.

Газета рассказывает о Х фестивале Юрия Башмета, который состоялся с 15 по 26 февраля; его программе и участниках; наиболее заметных и оригинальных проектах и премьерах; публикует любопытные отклики прессы.

Вице-премьер Ольга Голодец возглавила Попечительский совет Транссибирского арт-фестиваля Вадима Репина. Газета информирует о первом заседании Попечительского совета, о планах по проведению фестиваля в 2017 и в последующие годы. (Программу IV фестиваля, проходящего с 15 марта по 3 апреля, см. в № 1 «МО»).

Информация

«МО» подробно знакомит читателей с новыми руководителями учреждений культуры России. И.о. министра культуры Пермского края назначена Галина Кокоулина, с 2005 года работавшая директором Пермской филармонии.

Галина КОКОУЛИНА

В Калининградской области распоряжением нового губернатора произошло слияние министерств культуры и туризма Обязанности министра исполняет Андрей Ермак.

Ректором Красноярского института искусств (ранее — Академия музыки и театра) избрана известный искусствовед Марина Москалюк.

Чеховский фестиваль

С 24 мая по 20 июля 2017 года в Москве состоится XIII Международный театральный фестиваль имени А.П. Чехова. Обозреватель «МО» Екатерина Беляева подробно рассказывает обо всех 22 спектаклях предстоящего фестиваля, подавляющее большинство из которых связаны с музыкой и танцем.

«“Переформатирование” феста в форум с танцевальным и музыкальным уклоном шло постепенно, — пишет рецензент “МО”, — параллельно с отказом от остро социального и политического театра, которым занимаются в Москве фестивали “Территория” и “NET”. В сегодняшней афише нет ни одного чисто драматического спектакля, построенного на одних словах, без саунда, пластики и сложноустроенной картинки. В 2017 по-прежнему в центре внимания будут компании-друзья, которые не раз выступали на гастролях в Москве и даже ездили по городам России (в этом году 4 спектакля “съездят” в Воронеж и Екатеринбург). Это ведущие театры из Франции и Англии, привычно усиленный восточный блок: Китай, Тайвань, Корея, Япония. Украсят афишу и несколько гастролеров-новичков, чьи имена зрителям только предстоит узнать».

В 2017 г. Чеховский фестиваль отмечает 25-летие. Один из спектаклей — «Старик и море» (режиссер Анатолий Васильев, композитор Владимир Мартынов» — будет посвящен 100-летию со дня рождения Ю.П. Любимова.

Сны о чем-то большем

«МО» публикует рецензию на премьеру оперы Р. Штрауса «Саломея» в Мариинском театре. Постановщик — Марат Гацалов, музыкальный руководитель и дирижер — Валерий Гергиев. Новая «Саломея» — уже третья в репертуаре Мариинки в «эпоху Гергиева»: предыдущие — американки Джули Теймор (1995) и англичанина Дэвида Фримана (2000) — недолго удерживались в репертуаре. Ждет ли подобная судьба спектакль М. Гацалова? Ответ на этот и другие вопросы — в рецензии обозревателя «МО» Аи Макаровой.

Сцена из спектакля "Саломея" Р. Штрауса, Мариинский театр. Фото Валентин Барановский.

В комнате наверху

На сцене МАМТа прошел второй проект «Точка пересечения», в рамках которого молодые хореографы представляют свои работы. Как отмечает балетный обозреватель «МО» Екатерина Беляева, идея «Точки пересечения» возникла в Музыкальном театре  в прошлом году. Прошлая «Точка пересечения» открыла нам русского австрийца Андрея Кайдановского. Его работа в жанре танц-театра (направление, которое развивала в Вуппертале Пина Бауш) «Чай или кофе?» была отмечена критиками и номинирована на «Золотую маску».

Х 2 . Хореограф Дастин Кляйн. Фото Олег Черноус

В этом году, для участия во втором «забеге» были приглашены четыре малоизвестных в Европе и совсем неизвестных в России хореографа. Дмитрий Хамзин, с 2004 по 2011 служивший в МАМТе, ныне танцует в Цюрихском балете. Немецкий танцовщик Дастин Кляйн представлял Баварский балет, албанец Эно Печи — Венский балет и израильтянин Эяль Дадон — компанию Киббуц.

«Сон разума рождает чудовищ»

Под таким заголовком «МО», с разрешения автора, печатает статью профессора Саратовского университета Веры Афанасьевой «Пять причин, по которым не следует становиться профессором». Статья, опубликованная в ЖЖ, стала необычайно популярной (около 100 000 просмотров!). Автор называет причины, которые ведут и к падению престижа звания профессора вуза, и к деградации российского высшего образования в целом. Вот некоторые из названных причин:

Уильям Хогарт (1697-1764). «Ученые на лекции»

«…Профессором теперь совсем неинтересно, потому что отныне не интеллектуал он, а клерк, бумагомаратель. <…> Горам макулатуры, которые выходят из-под пера нынешнего профессора, может позавидовать любой параноик-графоман. Любая кафедра, всякий вуз – давно уже контора, которая все пишет и пишет…

Профессоров больше не уважают, и на это есть веские причины. Народ, и не без основания, убежден, что докторский диплом, как и любой другой, сегодня можно купить или добыть его каким-то иным способом, далеким от научных изысканий. <…> После того, как образование на государственном уровне было объявлено услугой, сеятели разумного, доброго, вечного уравнялись с официантами, таксистами, портье и разносчиками пиццы…

Профессором быть невыгодно, даже накладно. Профессорские зарплаты сегодня сравнимы с пособиями мексиканских безработных, а работает современный вузовский профессор как пресловутая русская лошадь. <…> А тем временем число вузов растет быстрее, чем колония бактерий, абитуриентов от этого на каждый приходится все меньше и меньше, отсюда непременные сокращения преподавательских штатов. В результате многие работают на кусочек ставки — а это за порогом черты бедности уже не в Мексике, а в Конго…».

Об этом и о многом другом — в статье «Сон разума рождает чудовищ» на страницах нового номера «МО».

Сто лет назад

В рубрике «Рифма в 100 лет» «МО» начинает публикацию статей и материалов из «Российской музыкальной газеты» 1917 года.

Вместе с «РМГ» «МО» подводит итоги музыкального 1916-го — итоги, по мнению авторов статьи, неутешительные:

«Немного достойного и художественно-ценного можно отметить в музыкальной жизни минувшего года. Зато, напротив, 1916-й год – переживший вторую половину 2-го и начало 3-го года всемирной войны – показал немало явлений печального или неприглядного свойства. В то время, как на Западе в тылу кипит общественная работа на пользу родины, когда оставлены многие заботы о художественных развлечениях и сохранились лишь наиболее разумные и нужные из них, <…> у нас, исключая немногих отдельных выдающихся личностей и некоторых общественных организаций, разыгрывается обычная вакханалия тыла. Увы, последняя коснулась и русской музыкальной жизни. В петроградском «тылу» никогда не наблюдалось такого обилия концертных и театральных развлечений, как в минувшем 1916 г. <…> Порой кажется, что Москва волнуется и скорбит за тяжелую годину родины, а Петроград все развлекается!?..»

Также «МО» публикует статью о «скрипаче-крестьянке» Софье Нетребиной, самостоятельно выучившейся игре на скрипке, и мини-фельетон о критике Л. Сабанееве, умудрившемся нраписать рецензию на несостоявшийся концерт из произведений С. Прокофьева.

Конкурсы

«МО» представляет молодых российских музыкантов, удостоенных высоких наград на престижных международных конкурсах.

Валентин Урюпин — лауреат первой премии Восьмого международного конкурса дирижеров имени сэра Георга Шолти во Франкфурте

Валентин УРЮПИН
Валентин УРЮПИН

Леонид Железный — лауреат второй премии XI международного конкурса скрипачей имени Вацлава Хумла в Загребе.

Елена Безгодкова — лауреат четвертой премии 54-го международного конкурса вокалистов имени Франсиско Виньяса в Барселоне.

Газета печатает информацию о II Всероссийском музыкальном конкурсе, заключительный этап которого пройдет в 2017 году;

об очередном успехе Детского хора «Весна», завоевавшего Гран-при XII Международного фестиваля духовной музыки «Серебряные колокола» в Риге;

об условиях Х международного юношеского конкурса им. П.И. Чайковского.

Газета — информационный партнер Ассоциации музыкальных конкурсов России, объединяющей 170 конкурсов из 60 городов страны.

На страницах № 1 публикуются итоги конкурсов, прошедших в России в конце 2016 – начале 2017 гг., и условия всероссийских и международных состязаний, которые пройдут в 2017 году под эгидой АМКР.

In Memoriam

Газета публикует некрологи солиста Большого театра, народного артиста РСФСР Алексея Масленникова, солиста Мариинского театра Эдуарда Цанги, композиторов Зинаиды Хабаловой, Юрия Баранова, Владимира Бояшова, певицы, солистки Пермского театра оперы и балета Ольги Захаровой, пианиста, художественного руководителя Саратовской филармонии Анатолия Катца, профессора Красноярской академии музыки и театра Екатерины Иофель, воспитавшей Дмитрия Хворостовского.

Steinway & Sons

В традиционной рубрике «МО» — статья «Стейнвей Первый», посвященная 220-летию со дня рождения Генри Энгельгарда Стейнвея, основателя самой известной и почитаемой в мире фирмы пианино и роялей.

Официальный представитель Steinway & Sons в России
ООО «Старт-Вест-94» — STEINWAY & SONS, BOSTON, ESSEX

121170, Москва, Кутузовский пр-т, д. 41, стр. 1
Тел./факс (495) 780-05-96, e-mail: sw7800596@yandex.ru
Гамбург, Ронденбарг 10, Д 22525, Германия, тел. +49-40-85-39-11-07 www.steinwaysons.ru
Гарантия фабрики-изготовителя, выбор концертных роялей D-274 на фабрике