Вышел № 6 (427, 428) газеты «Музыкальное обозрение» за 2018 год

Вышел № 6 (427, 428) газеты «Музыкальное обозрение» за 2018 год
Фото Андрей Устинов

Тема номера

Музыкальные театры России. Оперы, балет, премьеры, сезоны, памятные даты, отставки, назначения.

Персоны номера

Петипа, Гуно, Тальони, Бурлака, Хворостовский.

Спецпроект номера

«Персона – композитор: 10-й сезон»

В номере:

Книга памяти

«Всех поименно назвать». Газета «Музыкальное обозрение» совместно с обществом «Мемориал» продолжает публиковать имена музыкантов, репрессированных в годы советской власти.

музыкальный театр

«Что нам сезон грядущий…»

Текст: Екатерина Бабурина

«Большой театр России, не дожидаясь окончания 242-го сезона, объявил планы на следующий, 243-й. Опера, балет, премьеры, гастроли, выставки, концерты, трансляции — всё, как всегда. И как всегда — то уникальное, что отличает новый сезон от всех предыдущих».

Зрителей ждут 4 оперные и 4 балетные премьеры, концерты, выставки. Спектакли театра увидят в шести странах. Читать материал на сайте «МО»

музыкальный театр

«Сто лет неодиночества»

Текст: Екатерина Бабурина

«30 декабря 1918 в торжественной обстановке открылась Оперная студия Константина Сергеевича Станиславского, которая в 1928 получила статус театра его имени. Студия существовала при Большом театре СССР — так что при желании ГАБТ, руководить которым МАМТ пять лет назад отправил своего бывшего директора Владимира Урина и откуда получил себе нынешнего директора Антона Гетьмана, имеет полное право присоединиться к празднованию столетия».

Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко в сезоне 2018/2019 отметит 100-летие. Все события сезона будут посвящены этой дате. Читать материал на сайте «МО»

мамт

опера

«Прощание с “Билли Баддом”»

Текст: Екатерина Бабурина

«Совместные постановки, которые Большой театр делает в последние годы, хороши всем — режиссурой, музыкой, составами, — и на несколько голов превосходят остальные спектакли театра. Недостаток у них один и существенный: строго ограниченный срок жизни».

В Большом театре прошли последние спектакли оперы «Билли Бадд» — копродукции с Английской национальной оперой и берлинской Дойче Опер.

Сцена из спектакля "Билли Бад". Фото Дамир Юсупов

памятные даты / балет

Роковое наследство

Текст: Богдан Королек

В России проходит Год Мариуса Петипа, к 200-летию великого балетмейстера.

«Год Петипа достиг середины, — но, кажется, его итоги подвести можно уже сейчас. Праздничные премьеры и гала-концерты в отечественных театрах (весьма, нужно отметить, немногочисленные) большей частью состоялись, а выставки, лучшая из которых до 10 июня работала в Бахрушинском музее, открылись. Интрига себя исчерпала — и трудно сказать, что юбилейная программа содержала нечто небывалое и соразмерное внушающей трепет цифре «200» и фигуре «создателя русского классического балета», каким принято считать Петипа». Читать материал на сайте «МО».

памятные даты / опера

«В Фуле жил да был король…»

Текст: Екатерина Бабурина

«2018 — год двойного юбилея композитора Шарля Гуно (1818–1893): 200 лет со дня рождения, 125 лет со дня смерти. Можно не знать ничего о его опере «Фауст», но нельзя не узнать музыку куплетов Мефистофеля и строчку «Люди гибнут за металл…».

Московская филармония отметила 200-летие со дня рождения Шарля Гуно исполнением его лучшей оперы «Фауст». Читать материал на сайте «МО»

Шарль Гуно, архивное фото XIX в. (фрагмент)

oпера / премьера

«Виндзорские синие чулки»

Текст: Екатерина Бабурина

«Коллекция постановок вердиевских опер у Мариинского театра колоссальна и для России уникальна абсолютно, да и в мире аналогов ей найдется немного (только сложно сравнивать нашу репертуарную систему и повсеместно приходящую ей на смену систему stagione).

В активном репертуаре театра — примерно половина сочиненных Верди сценических произведений, и все их театр успевает прокатывать, воспитывая все новых и новых отличных вердиевских певцов. Вот только «Фальстаф» типичному вердиевскому репертуару соответствует не слишком». Читать материал на сайте «МО»

in memoriam

Первый русский баритон: Памяти Дмитрия Хворостовского

Текст: Екатерина Бабурина

«Хворостовский умирал больше двух лет. И, как герои Верди, все это время он, даже если не выступал, не сходил со сцены информационного поля. В конце июня 2015 певец объявил о том, что приостанавливает выступления, чтобы пройти курс лечения от опухоли головного мозга. Он быстро вернулся к работе, но отмены в его графике стали следовать одна за другой. Последние его концерты прошли в июне 2017: в родном Красноярске и на австрийском музыкальном фестивале в Графенегге». Читать материал на сайте «МО»

музыкальный театр

«Денег нет, но вы танцуйте»

Текст: Екатерина Бабурина

«В Самарский академический театр оперы и балета на должность главного балетмейстера в августе 2017 пришел человек с мировым именем — Юрий Бурлака. Он известен как специалист по старинной хореографии; восстановленные им балеты Петипа шли и идут в Большом и Мариинском театрах. В 2009–2011 он возглавлял балетную труппу Большого театра. После работы с лучшими российскими балетными коллективами, после берлинского Штаатсбалета и Национальной танцевальной компании Мексики в распоряжении Бурлаки оказалась труппа очень скромного уровня. Сможет ли Самара с приходом нового балетмейстера громко заявить о себе в балетном мире?» Читать материал на сайте «МО»

Фото Антон Сенько

музыкальный театр

«Мячом по верхнему “до”»

Текст: Екатерина Бабурина

«Самарский оперный театр в этом году закончил сезон досрочно, 31 мая — как и все города, где проводится чемпионат мира по футболу, Самара этим летом переходит на осадное положение. Чего же Самарский театр успел добиться перед тем, как отправиться на вынужденные каникулы?» Читать материал на сайте «МО»

балет

«Душа танца»

«30 апреля 2018 на сцене Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко прошла XXIV церемония вручения премии «Душа танца» деятелям отечественной культуры за большие заслуги в развитии хореографического искусства страны. Этот почетный приз был учрежден Министерством культуры и журналом «Балет» в 1994. Ежегодно он вручается мастерам хореографии, дирижерам, композиторам, художникам, педагогам, журналистам, освещающим достижения в искусстве танца».

Прима-балерина и премьер балета Большого театра Анастасия Сташкевич и Вячеслав Лопатин

книги

Инна Скляревская. «Тальони. Феномен и миф».

Автор: Екатерина Беляева

«Книга Скляревской вышла в серии «Очерки визуальности» не случайно: автор известна также как художник, и в книге есть глава, посвященная анализу литографических изображений Тальони — и она центральная в исследовании. Этот анализ настолько точен и построен на дотошном сопоставлении поз, положений рук и ног, сравнении деталей, что автору пришлось заказывать специальный макет своего издания».

рифма в 100 лет

«Несколько концертов и тянущиеся строй избитой чередой оперные спектакли, — в Мариинском театре прерывающиеся отсутствием топлива или забастовками и полемикой артистов с местным «комиссаром», а в частных идущие в полутемном и полупустом зале, — последние остатки прежней широко налаженной музыкальной жизни».

Страницы «Русской музыкальной газеты» Николая Финдейзена 1918 года

in memoriam

Памяти Дмитрия Шульгина

Автор: Ренат Шибаев

«Один из крупнейших музыковедов последней трети XX – начала XXI веков. Дмитрий Шульгин (1944–2017) останется в памяти как яркая, неординарная личность, научное творчество и личностные качества которой повлияли на многих его учеников, коллег и современников».

in memoriam

Памяти Инны Прусс

Автор: Павел Райгородский

«Один из старейших сотрудников Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, она отдала Музею 60 лет. Почти четыре десятилетия ее жизни были связаны с Международным музыкальным фестивалем «Декабрьские вечера Святослава Рихтера». С самого первого фестиваля, прошедшего в 1981, она была исполнительным и программным директором «Декабрьских вечеров», работая в тесном сотрудничестве с Ириной Александровной Антоновой».

in memoriam

Памяти Аллы Васильевой

Автор: Мария Зуева

«Разносторонне одаренный музыкант, она была первым концертмейстером легендарного «баршаевского» оркестра, в котором проработала 40 лет».

информация

Отставки и назначения

Автор: Павел Райгородский

«Музыкальное обозрение» представляет недавно назначенных министров и руководителей Департаментов культуры регионов: Хабаровского края, Республики Алтай, Бурятии, Белгородской, Омской, Ростовской, Ульяновской областей.

конкурсы

Конкурсы: условия, итоги

Автор: Ангелина Паудяль

Итоги и условия конкурсов, проводимых в 2018-2019 гг. под эгидой Ассоциации (Объединения) музыкальных конкурсов России

Специальный номер «МО»: «Персона — композитор» (№ 6 / 428)

«Персона – композитор»: десять лет

Текст: Андрей Устинов

«Абонемент Московской филармонии «Персона — композитор. Представление и интервью Андрей Устинов» 10 октября — так совпало, что именно 10-го числа 10-го месяца 2018 года — откроет свой юбилейный сезон в Камерном зале Московской филармонии».

Официальный представитель Steinway & Sons в России
ООО «Старт-Вест-94» — STEINWAY & SONS, BOSTON, ESSEX

121170, Москва, Кутузовский пр-т, д. 41, стр. 1
Тел./факс (495) 280-72-74, 780-05-96, e-mail: sw7800596@yandex.ru
Гамбург, Ронденбарг 10, Д 22525, Германия, тел. +49-40-85-39-11-07 www.steinwaysons.ru
Гарантия фабрики-изготовителя, выбор концертных роялей D-274 на фабрике