Самарский оперный: итоги сезона и планы на будущее

Время перемен и надежд
Самарский оперный: итоги сезона и планы на будущее

Самарский оперный театр в этом году заканчивает сезон досрочно, 31 мая — как и все города, где проводится чемпионат мира по футболу, Самара этим летом переходит на осадное положение. Уже в апреле на площади перед театром начали монтировать сцену и трибуны, которые сначала послужили параду в честь Дня Победы, а потом, после перемонтажа, превратились в фан-зону для футбольных болельщиков. Сам театр на лето спрячется за огромным экраном, на котором будут смотреть матчи те, кто не смог попасть на стадион. Чего же Самарский театр успел добиться перед тем, как отправиться на вынужденные каникулы?

En pointe

Сезон 2017/18 балетная труппа провела с новым главным балетмейстером. Юрий Бурлака решил расстаться с частью репертуара, успевшего изрядно обветшать;


остающиеся в театре балеты, демонстрирующие влияние разных поколений хореографов, он шлифует до стилистического единства.


В качестве балетной премьеры сезона Бурлака 9 декабря 2017 года представил в Самаре «Эсмеральду» на музыку Цезаря Пуни (и, строго говоря, не его одного — в музыкальной редакции, сделанной самим Бурлакой, использована музыка Риккардо Дриго и Антона Симона). Кроме того, балетная труппа театра теперь танцует и дивертисментную программу номеров из балетов Петипа — от «Пахиты» и «Раймонды» до «Талисмана» и «Арлекинады» (премьера состоялась 9 ноября 2017).

Тореадор, смелее в бой!

В руководстве оперной труппы тоже произошли перестановки. Во-первых, Михаил Панджавидзе покинул пост главного режиссера театра, и с сезона 2017/18 он вакантен, а спектакли в театре выпускают приглашенные постановщики. Во-вторых, с поста главного дирижера ушел Александр Анисимов, занимавший его с 2011 по 2017 год. Анисимов, отметивший в октябре 2017 года 70-летний юбилей, продолжит руководить Национальным симфоническим оркестром республики Беларусь, который возглавляет с 2002 года. Связи с Самарой Анисимов тоже не рвет: в театре прошел юбилейный концерт маэстро, а 20 апреля 2018 года Анисимов подготовил премьеру новой постановки оперы «Кармен» (режиссер Георгий Исаакян).

Новым главным дирижером Самарского оперного стал Евгений Хохлов, работавший под началом Анисимова все время, пока тот находился в руководстве театра. Хохлов окончил Санкт-Петербургскую консерваторию, а профессиональную деятельность начал в качестве ассистента Анисимова в Национальном оркестре Беларуси, где является приглашенным дирижером с 2003 года. Сменив Анисимова на посту в Самарском оперном театре, Хохлов выпустил как дирижер-постановщик премьеру балета «Эсмеральда» и весной 2018 года запустил в театре молодежную оперную программу. Пока в России такие программы организовали только Большой, Мариинский и Ростовский музыкальные театры.

Евгений ХОХЛОВ

Взрослым и детям

Оперный репертуар театра тоже изменился: из него ушел противоречиво принятый самарской публикой «Риголетто» в современной постановке Михаила Кислярова, бывшего главного режиссера театра им. Покровского. Зато в афише появился новый вполне концептуальный спектакль — «Кармен» Георгия Исаакяна. До этого Исаакян уже работал в Самаре — поставил в 2016 году «Леди Макбет Мценского уезда» (спустя всего несколько месяцев после того, как в Большом театре появилась кастрированная версия оперы Шостаковича — «Катерина Измайлова» Римаса Туминаса). В ноябре 2017 года театр по личному приглашению Валерия Гергиева привез «Леди Макбет» в Санкт-Петербург — это были первые в истории гастроли Самарского оперного в Мариинском театре.

Кроме того, репертуар театра успел пополниться бодрой «музыкальной комедией» для детей под названием «Волшебная лампа Аладдина» (премьера состоялась 4 ноября 2017) на оригинальную музыку местного композитора Ивана Пилюкшина (он поет в группе басов хора Самарского театра, сочинял и музыку для спектаклей Омского ТЮЗа). Придумана и поставлена «Волшебная лампа» была местным же драматургом и режиссером детских спектаклей Оксаной Штаниной.

Фестивальная осень

Новый сезон 2018/19 театр откроет в сентябре оперной и балетной премьерами сезона минувшего – «»Кармен» и «Эсмеральдой». Затем с 19 по 28 октября на его сцене в восемнадцатый раз пройдет фестиваль классического балета имени Аллы Шелест (легендарная балерина была главным балетмейстером Самарского театра в 1970-1973 годах). Как и в прошлом году, он посвящен главному балетному юбиляру страны и называется «Эпоха Петипа. После Петипа». В рамках фестиваля будут показаны два гала-концерта и три репертуарных спектакля. Открывает фестиваль «Шелест-гала», закрывает – «Гала-концерт». В открытии примут участие артисты Большого театра Владислав Лантратов, Мария Александрова, Денис Родькин, Элеонора Севенард; на закрытии станцуют солисты Мариинского Кристина Шапран и Тимур Аскеров. Родькин и Севенард, кроме того, выступят в фестивальном показе репертуарной «Баядерки», поставленной еще одной легендарной артисткой, – Габриэлой Комлевой, а в ее же «Спящей красавице» станцуют мариинцы — Владимир Шкляров и Мария Ширинкина. В фестивальной «Эсмеральде» Юрия Бурлаки выступят премьеры Большого Нина Капцова и Руслан Скворцов.


Музыкальный фестиваль «Мстиславу Ростроповичу», который проходил в Самаре последние десять лет, сменился «Мариинским», с прежними участниками: оркестром Мариинского театра под управлением маэстро Валерия Гергиева.


Фестиваль продлится всего два дня — 10 и 11 ноября 2018 — и сменится еще одним: с 15 по 22 ноября пройдет фестиваль оперного искусства, посвященный 160-летию со дня рождения Джакомо Пуччини. Ожидается премьера одноактной оперы «Джанни Скикки» (режиссер-постановщик будет объявлен в июне), фрагменты оперы «Богема» и репертуарные спектакли театра: «Мадам Баттерфляй» (2012 год, режиссер — швейцарец Дитер Кэги) и «Тоска» (2014 год, режиссер Юрий Александров; идет в театре под названием «Флория Тоска»).

Три маски Чиполлино

Первой балетной премьерой станет детский спектакль «Чиполлино» на музыку Хачатуряна 8 и 9 декабря 2018 года. Балетмейстер-постановщик — Генрих Майоров, ставивший этот балет повсюду, от Москвы до Улан-Удэ. Дирижировать будет Андрей Данилов, который после Новосибирского и Пермского театров оперы и балета перешел в 2017 году в штат самарского театра.

Вторая балетная премьера состоится после Нового года. Это будет уже не проверенная временем классика, а новый балет «Три маски короля» на музыку петербургского композитора Михаила Крылова. Крылов известен как автор балета под названием «Орр и Ора» о любви орлов, который был поставлен в Большом театре Беларуси балетмейстером Александрой Тихомировой в 2017 году. «Три маски короля», видимо, в прошлой жизни были «Тремя масками Юлия» — под таким названием композитор презентовал их публике Капеллы Санкт-Петербурга в 2014 году в формате оркестровой премьеры. Исполнил музыку балета Оркестр Государственного Эрмитажа «Санкт-Петербург Камерата» под управлением Фабио Мастранджело. Автор либретто «Трех масок Юлия» — петербургский бизнесмен, писатель, художник и меценат Вячеслав Заренков, президент строительного холдинга Etalon Group; в 2017 году занимал 177 место в рейтинге 200 богатейших бизнесменов России по версии Forbes. Балет рассказывает историю сказочного короля Юлия — итого в новом сезоне самарские зрители получат целых две новых балетных сказки.

Постановщиком «Трех масок» будет Юрий Смекалов, чьи работы входят в репертуар Мариинского театра: там идет «Медный всадник» 2016 года, сохранивший оригинальную хореографическую канву Ростислава Захарова, и «Пахита», созданная в соавторстве с Юрием Бурлакой в 2017 году.

Запланирована на вторую половину сезона и еще одна оперная премьера, но что это будет за название и кто возьмется за постановку — пока держат в секрете.

Екатерина БАБУРИНА