Вышел № 4—5 (425—426) газеты «Музыкальное обозрение» за 2018 год

Вышел № 4—5 (425—426) газеты «Музыкальное обозрение» за 2018 год
Фото Андрей Устинов

Тема номера

События и персоны 2017 — Премия «Музыкального обозрения»

Личности номера

Галилей, Грибоедов, Чаадаев, Шостакович, Вайнберг, Нуреев, Серебренников

В номере:

итоги 2017 года
События и персоны 2017
Присуждена Премия «МО» по итогам 2017 года. «МО» представляет лауреатов — персоны, оперные и балетные спектакли, музыкальные и театральные фестивали, проекты, книги — и их авторов.

история
Книга Памяти
Газета «Музыкальное обозрение» совместно с обществом «Мемориал» продолжает публиковать имена музыкантов, репрессированных в годы советской власти.

события и персоны 2017 – опера
Опера-зеркало
«Чаадский» — опера Александра Маноцкова в постановке Кирилла Серебренникова — как отражение сегодняшней российской действительности в сюжете комедии Александра Грибоедова, написанной почти два века тому назад. Страницы «Апологии сумасшедшего» Петра Чаадаева: многое ли изменилось в России за 200 лет?

события и персоны 2017 – опера
«А все-таки она вертится!»
Пять эпизодов из жизни великого ученого Галилео Галилея. Пять современных композиторов стали соавторами спектакля, который придумала скрипачка Елена Ревич, а поставил в Электротеатре Борис Юхананов.

события и персоны 2017 – опера
У истоков русской оперы
Путешествие из Петербурга в Москву, на Новую сцену Большого театра, совершил спектакль ансамбля «Солисты Екатерины Великой»: первая русская опера Франческо Арайи на либретто Александра Сумарокова.

события и персоны 2017 – балет
Больше, чем балет
«Молодцы, ребята!». Спектакль Кирилла Серебренникова – Ильи Демуцкого – Юрия Посохова пережил многое: множество слухов, отмену накануне премьеры и перенос на неопределенный срок, домашний арест режиссера. И все-таки состоялся.

события и персоны 2017 – фестиваль
«В Москву! В Москву!! В Москву!!!»
От Шекспира и Моцарта до Хемингуэя и Лепажа. Заметки о Театральном фестивале имени А.П. Чехова, прошедшем в юбилейный для Форума год.

проект
Вайнберг. Возвращение
Итоги Международного форума, посвященного выдающемуся композитору ХХ века. Конференция, творческие встречи, круглые столы. Концерты, спектакли, мировые премьеры. «Пятилетка Вайнберга» продолжается, впереди — 100-летие со дня рождения композитора.

книги
Италия – Россия: 400 лет музыки
Путешествие по волнам музыки и истории. Посольство Италии в России выпустило уникальное подарочное издание, а исследованием взаимосвязей двух стран на ниве музыкальной культуры занялась группа российских и итальянских ученых во главе с профессором московской консерватории Ларисой Кириллиной.

книги
Территория свободы
Дмитрий Шостакович — футбольный болельщик, журналист, арбитр. О значении этой игры в жизни великого композитора поведал в своей книге, вышедшей в издательстве DSCH, и на страницах «МО» санкт-петербургский музыковед Дмитрий Брагинский.

специальный номер
«Музыкально-футбольное обозрение»
Специальный номер «МО», посвященный Чемпионату мира по футболу в России. Газета рассказывает о знаменитых музыкантах — заядлых футбольных болельщиках. Герои публикации — автор знаменитого «Футбольного марша» Матвей Блантер, Майя Плисецкая и Родион Щедрин, Зураб Соткилава, «Три тенора», Хулио Иглесиас, Денис Мацуев…

Чемпионат мира по футболу 2018 года в России:
месяц и вся жизнь

Специальный номер «МО»

книги

Дмитрий Шостакович. Территория свободы

Д.Д. шостакович с М. И. Блантером на трибуне стадиона «Динамо». Начало июля 1947

Шостакович — футбольный болельщик, журналист, арбитр. О значении футбола в жизни великого композитора поведал в своей книге, вышедшей в издательстве DSCH, и на страницах «МО» санкт-петербургский музыковед Дмитрий Брагинский. Подробнее

футбол

Полетели

Идея Андрей Устинов. Фотоколлаж Александр Чалдрян

Газета рассказывает о знаменитых музыкантах — заядлых футбольных болельщиках. Герои публикации — автор знаменитого «Футбольного марша» Матвей Блантер, Майя Плисецкая и Родион Щедрин, Зураб Соткилава, «Три тенора», Хулио Иглесиас, Денис Мацуев…  Все это — заметные, яркие страницы истории и музыкальной культуры России. Подробнее

история

«…Всех поименно назвать…»

«Музыкальное обозрение» продолжает публиковать имена музыкантов, репрессированных в годы советской власти.

Списки предоставлены обществом «Мемориал».

Музыканты домов культуры и кинотеатров, артисты филармоний, ансамблей, оркестров, студенты и преподаватели консерваторий, артисты Большого театра…

Банович Леонид Моисеевич
Родился в 1880 г., Польша, г. Сувалки; еврей; образование домашнее; б/п;
руководитель оркестра гармонистов.
Проживал: Москва, Красно-Пролетарская ул., д. 23, кв. 3.
Арестован 5 октября 1937 г.
Приговорен: тройкой при УНКВД по Московской обл. 29 ноября 1937 г., обв.: контрреволюционной террористической деятельности.
Расстрелян 10 декабря 1937 г.
Место захоронения — Московская обл., Бутово.
Реабилитирован в октябре 1956 г.
Источник: Москва, расстрельные списки — Бутовский полигон
Номер дела: том II, стр.82, место хранения дела — ГА РФ.
Реабилитирован 1967 г. Военным трибуналом ПриВО
Источник: Книга памяти Самарской обл.

***
Батуев Николай Николаевич
Родился в 1896 г.
Пианист Дом пионеров.
Проживал: г. Оренбург.
Приговорен: тройка при УНКВД по Оренб. обл. 25 октября 1937 г.
Приговор: ВМН
Реабилитирован в марте 1957 г.
Источник: Книга памяти Оренбургской обл.

***
Бектабеков Николай Георгиевич
Родился 06.09.1893, г. Тифлис.
Оперная студия Государственной Консерватории Ленинграда, балетмейстер.
Проживал: г. Ленинград, пр. 25 Октября, 27, кв. 14.
Арестован 27 февраля 1935 г.
Приговорен: ОС НКВД СССР 4 марта 1935 г., обв.: СОЭ.
Приговор: Сослать на 5 лет в Саратов.
Реабилитирован 28 июня 1989 г.
Источник: Архив НИЦ «Мемориал» (Санкт-Петербург).

***
Белопухова Анфия Николаевна
Родилась в 1912 г., Татарстан, г. Елабуга;
Ярославская филармонии, артистка.
Проживала: Ярославская обл., Ярославский р-н, г. Ярославль.
Арестована 15 декабря 1950 г.
Приговорена: Яроблсуд 26 февраля 1951 г., обв.: 58-10 ч.1.
Приговор: 10 л. л/с
Реабилитирована 27 июля 1992 г.
Источник: Книга памяти Ярославской обл.
Номер дела: 13332

***
Белоусов Константин Михайлович
Родился в 1892 г., г. Ставрополь; русский; образование низшее; б/п;
художественный руководитель филармонии.
Проживал: г. Ставрополь.
Арестован 30 сентября 1944 г.
Приговор: 10 лет лагерей
Источник: Книга памяти Ставропольского края

***
Бем Федор Изидорович
Родился в 1892 г.
Музыкант, играл за плату слушателей в пивных и проходных завода.
Проживал: г. Оренбург.
Приговорен: тройка при УНКВД по Оренб. обл. 21 октября 1938 г.
Приговор: ВМН
Реабилитирован в октябре 1989 г.
Источник: Книга памяти Оренбургской обл.

***
Беме Оскар Вильгельмович
Родился 24.02.1870, Дрезден.
Государственный театр оперы и балета, музыкант, преподаватель музыкального техникума.
Проживал: г. Ленинград, Васильевский остров, 3 линия, 26, кв.1.
Арестован 13 апреля 1935 г.
Приговорен: ОС НКВД СССР 20 июня 1935 г., обв.: 58-10.
Приговор: Сослать на 3 года в Оренбург
Реабилитирован 20 сентября 1989 г.
Источник: Архив НИЦ «Мемориал» (Санкт-Петербург)

опера

«Чаадский»
Спектакль театра «Геликон-опера»
Композитор Александр Маноцков
Режиссер Кирилл Серебренников
Дирижер Феликс Коробов
Художник Алексей Трегубов
Продюсер Павел Каплевич

Опера-зеркало

Когда-то Белинский назвал «Горе от ума» «протестом свободной личности против гнусной российской действительности». Русские писатели — Радищев, Грибоедов, Гоголь, Салтыков-Щедрин, Чехов, Булгаков… — на протяжении столетий с великим талантом, но и с великой горечью, высмеивали и оплакивали гнусности, мерзости и пошлости российской «правды жизни». Но не затем, чтобы глумиться над своей Россией, а пытаясь как-то обустроить ее, вывести на нормальную дорогу, к нормальной жизни.

Фото Антон Дубровский

«Сизифов труд»

«Чаадский» Серебренникова – Маноцкова — портрет, констатация окружающей нас действительности. А дорога, да и дороги за 200 лет мало изменились.

Режиссер спектакля Кирилл Серебренников незадолго до премьеры говорил, что «Чаадский» — «очень важное человеческое и гражданское высказывание о том, что сейчас происходит в России, в Москве, с человеком определенных взглядов, определенного направления мысли, сознания, это слепок наших сегодняшних настроений, чувств, сомнений».

Эти слова оказались чуть ли не пророческими: талантливому художнику присущ дар провидца. За неделю до премьеры прошли обыски в «Гоголь-центре» Серебренникова и дома у режиссера, в рамках «дела» «Седьмой студии», по которому он проходил поначалу свидетелем, а затем — фигурантом. Все же премьера на сцене «Геликон-оперы» прошла в намеченные сроки.

Грибоедов не случайно наделил главного героя комедии фамилией, созвучной Чаадаеву. Объявление же Чацкого безумным — еще одно поразительное предвидение, свойственное гениям: спустя более 10 лет после написания «Горя от ума» и через 7 лет после гибели самого Грибоедова Чаадаев, вслед за опубликованием «Философических писем», был объявлен умалишенным и посажен под домашний арест.

А фамилия героя оперы Маноцкова — «Чаадский» — звучит как символ, объединяя фамилии персонажа Грибоедова и его прототипа. Так же как в оперном Чаадском объединены литературный Чацкий (в первоначальной рукописи — Чадский) и реальный Чаадаев.

Параллели между «веком нынешним и веком минувшим очевидны. Как «оттепель» эпохи Александра I, послевоенного десятилетия сменилась николаевскими «заморозками» и утверждением триады «Православие – Самодержавие – Народность», так и кратковременный поворот лицом к Западу в конце ХХ века сменился идеологией «духовных скреп» и «возвращения к традиционным ценностям».

Как в зеркале, на расстоянии 200 лет, смотрят друг на друга, отражаются друг в друге две России: «найдите 10 отличий». Кто кого «зеркалит» и проецирует? Прошлая Россия сегодняшнюю или наоборот? Пройдя двухвековой путь, полагая, что преобразились и изменились, мы подошли к тому же порогу, и прошлое сомкнулось с настоящим. Недаром бытует мнение: весь мир развивается по спирали, а Россия движется по кругу.

О спектакле — Серебренников, Каплевич, Маноцков, Коробов

балет

«Нуреев». Спектакль Большого театра России
Режиссер и сценограф Кирилл Серебренников
Композитор Илья Демуцкий
Балетмейстер Юрий Посохов
Дирижер Антон Гришанин

…Больше, чем балет

Кирилл Серебреников — безусловный герой 2017 года. Каждый его спектакль вызывал небывалый резонанс: «Чаадский» в «Геликоне», «Маленькие трагедии» в «Гоголь-центре», «Нуреев» в Большом театре, «Гензель и Гретель» в Штутгартской опере. Резонанс, который многократно усиливался практически ежедневной информацией о тех испытаниях, которые ему выпали.

Фото Сергей Рычков

Каждый спектакль Серебренникова в России — проекция на сегодняшний день, предвестие и предсказание. «Зеркало» нашего общества.

Путь «Нуреева» к зрителю оказался тернистым. Одна из причин — сам герой балета: Рудольф Нуреев, артист и человек. Невозвращенец. Открытый гей. Личность, сотканная из одних противоречий. Человек, в чьей жизни, биографии, карьере, поведении уживались, казалось бы, несовместимые вещи: нищета и роскошь, неукротимый, порой неуправляемый нрав и изысканность, искренность и эпатаж, непредсказуемость и холодный расчет, «волна и камень, лед и пламень»…

За три дня до назначенной на 11 июля премьеры гендиректор Большого театра объявил, что премьера переносится. Тогда еще Серебренников не находился под домашним арестом. Позже Урин озвучил новые даты: 9 и 10 декабря. В эти дни в Большом театре собрался весь столичный бомонд, такое здесь вряд ли когда-либо видели. «Молодцы, ребята!» — сказал в кулуарах Дмитрий Песков.

«Это спектакль Кирилла Серебренникова, и было бы верно на афише написать:
Спектакль Кирилла Серебренникова “Нуреев”.
Композитор Илья Демуцкий.
Хореограф Юрий Посохов.

Спасибо всем, кто сделал этот спектакль: авторам, исполнителям, Большому театру. И сейчас не время обсуждать решение о переносе премьеры. Думаю, это было очень непростое, но верное решение.

А спектакль действительно сложный. Это не балет — это ТЕАТР с несколькими сотнями участников спектакля.

Это спектакль об огромной личности, самородке уникального дара. О таланте и его пути среди нищеты, тоталитаризма, пошлости, глупости о судьбе артиста — где всегда побеждает свобода и любовь — но какою ценой иногда! Где художник несет в себе боли, пороки и гнусности мира, прожигая талантом, любовью и свободой свой путь к сердцам людей. А толпы обывателей, зрителей на галерке и в партере, в ложах и амфитеатре, получают наслаждение от силы и красоты таланта, рукоплещут гению и в одно мгновение готовы его предать.

Подходит к концу год. Это год Кирилла Серебренникова. Потрясающие премьеры — “Чаадский” в Геликоне, “Маленькие трагедии” в Гоголь-центре, “Нуреев” в Большом. Хочется верить, что чувства всех, кто был и будет в зале и на сцене, дойдут до тех, кто не был, не видел и не увидит» (Андрей Устинов, главный редактор газеты «Музыкальное обозрение»).

опера

«Цефал и Прокрис». Спектакль ансамбля «Солисты Екатерины Великой» на сцене ГАБТ
Музыкальный руководитель и дирижер Андрей Решетин
Режиссер Данила Ведерников
Балетмейстер Клаус Абромайт

Лариса Кириллина. «У истоков русской оперы»

Расхожее мнение, будто русская опера началась с Глинки, давно опровергнуто. Однако шедевры, созданные в XVIII веке, звучат у нас крайне редко. В сравнении с современной западной оперной практикой эта ситуация выглядит явно ненормальной. Тем важнее оказывается каждое обращение к сокровищам отечественной музыкальной «Атлантиды», о существовании которых известно всем, но созерцать которые наяву дано не каждому.

Первой в истории оперой на русском языке стало удивительное произведение: «Цефал и Прокрис» императорского капельмейстера ФранческоАрайя (1709 – после 1775) на либретто выдающегося поэта и драматурга Александра Петровича Сумарокова (1717–1777). Опера, заказанная императрицей Елизаветой Петровной, была поставлена 27 февраля 1755 в Петербурге, во временном деревянном театре на Царицыном лугу (ныне — Марсово поле). Этот спектакль был своего рода сенсацией: на сцене выступали не просто сплошь русские певцы, а фактически дети, старшим из которых было по 14 лет. Великолепие зрелищу придавали роскошные декорации и сценические машины, а также участие хора придворной капеллы и артистов балета. Затем опера в гораздо более камерном варианте неоднократно игралась в царской летней резиденции в Ораниенбауме, в уютном домашнем театрике при Картинном доме.

Именно этот камерный вариант реконструировали музыканты петербургского ансамбля «Солисты Екатерины Великой» во главе с художественным руководителем, скрипачом и дирижером Андреем Решетиным.

опера

«Galileo. Опера для скрипки и ученого». Спектакль Электротеатра «Станиславский»
Автор идеи и солистка Елена Ревич
Режиссер Борис Юхананов
Композиторы Кузьма Бодров, Павел Карманов, Дмитрий Курляндский, Сергей Невский, Кирилл Чернегин
Дирижер Филипп Чижевский
Художник Степан Лукьянов

«И все-таки она вертится!»

«Galileo» в постановке художественного руководителя Электротеатра «Станиславский» Бориса Юхананова — первый совместный проект театра и Политехнического музея и первое событие, состоявшееся в новом пространстве театра — Театральном дворе (амфитеатр на 150 зрителей плюс галереи со стоячими местами), построенном по проекту московского архитектурного бюро Wowhous: эта же команда построила Основную сцену, перестроив помещение Драмтеатра им. Станиславского.

Фото пресс-служба Электротеатра Станиславский

Опера состоит из пяти частей, написанных пятью композиторами и посвященных разным аспектам деятельности Галилео Галилея. Авторы литературного текста, построенного как воспоминания великого ученого — доктор физико-математических наук Григорий Амосов и директор образовательных программ Политехнического музея Иван Боганцев.

«Мы называем спектакль оперой для скрипки и ученого. Хотя многие люди думают, что в опере обязательно кто-то должен петь. На самом деле это, конечно, не так, опера — это синтетический спектакль. Я давно хотел сжечь какого-нибудь великого ученого, и, наконец, это удается сделать с участием гениев современной музыки. И поэтому лекция, превращенная в потрясающий сжатый драматический текст, вся пылает в огне» (Борис Юхананов).

фестиваль

XIII Международный театральный фестиваль имени А.П. Чехова
Генеральный директор фестиваля Валерий Шадрин

«В Москву! В Москву!! В Москву!!!»

Чеховский театральный фестиваль отметил в прошлом году четвертьвековой юбилей. Учрежденный в 1992 Международной конфедерацией театральных союзов, фестиваль обозначил вхождение новой России в мировое театральное пространство и сообщество. Его называли одним из самых ярких свидетельств падения железного занавеса на культурном пространстве, равным конкурсу Чайковского или Московскому кинофестивалю — «детям» оттепели.

За 25 лет прошло 13 фестивалей, в ходе которых зрители увидели более 500 спектаклей — драматических, кукольных, оперных, балетных, цирковых, хореографических, музыкальных, представленных труппами и исполнителями из 52 стран. Показов же было намного больше: ведь каждый спектакль идет по несколько раз. Так что на одном фестивале может быть до 150 и более показов — и всегда при аншлаге.

«Мы решили свою основную задачу: регулярно знакомить зрителей Москвы и России с достижениями мировой театральной культуры в разных направлениях. Мы стали органичной, естественной частью мировой театральной культуры. Мы заполнили тот пробел, который существовал в советское время, и дали возможность любителям сценического искусства познакомиться с традиционными постановками крупных театров мира и с работами молодых талантливых режиссеров.

Чеховский фестиваль внес свою лепту в общемировой театральный процесс, став одним из крупнейших мировых театральных форумов» (Валерий Шадрин).

проект

Международный форум «Мечислав Вайнберг (1919–1996). Возвращение»
Организаторы: Большой театр России, газета «Музыкальное обозрение»
Директор – куратор Форума Андрей Устинов

Вайнберг. Возвращение

С 15 по 20 февраля 2017 в Москве, в Большом театре и Государственном институте искусствознания, прошел Международный форум «Мечислав Вайнберг (1919–1996). Возвращение».

«Наша работа началась в 2014, когда впервые в истории российского оперного театра о премьере — а речь шла о первой сценической постановке в России оперы Вайнберга «Пассажирка» — было объявлено за два года до нее. Уже тогда мы начали создавать информационный, партнерский, творческий, художественный, событийный контент, рассчитанный на весь предпремьерный период.

Фактически сразу же после того, как была объявлена премьера «Пассажирки», началось планирование послепремьерного периода, дальнейшей жизни «Вайнберг-проекта». Возникла идея масштабного Форума, посвященного Вайнбергу.

И когда мы в ноябре 2015 подписали с нашими партнерами — Большим театром, ГИИ, Екатеринбургским театром, Институтом Адама Мицкевича — Меморандум о проведении Форума, посвященного Вайнбергу, мы уже знали, каким он должен быть.

Сегодня «Вайнберг-проект» продолжает свою жизнь. Продолжается выпуск Собрания сочинений. И мы готовимся к 100-летию Вайнберга» (Андрей Устинов).

Форум стал кульминацией, вершиной процесса возрождения и возвращения творчества Вайнберга — процесса, который идет в России в последние годы.

Заранее было спланировано, что Форум пройдет в дни премьерных показов в Большом театре одной из опер Вайнберга. В мае 2016 стало известно, что этой премьерой будет «Идиот». Программа Форума тщательно планировалась более года. В нее вошли оперные спектакли, концерты камерной музыки Вайнберга, творческие встречи, официальные торжественные приемы, фотовыставки, кинопоказ и немало других событий.

Организаторы Форума — Большой театр России, газета «Музыкальное обозрение», Государственный институт искусствознания, Институт Адама Мицкевича в Варшаве, оказавший существенную помощь в приезде иностранных участников.

фестиваль

XIX международный фестиваль современного танца OPEN LOOK
Директор фестиваля Вадим Каспаров
Художественный руководитель Наталья Каспарова

Взгляд, открытый миру

«Уже почти 20 лет фестиваль OPEN LOOK, ломая стереотипы и раздвигая границы восприятия танцевального искусства, становится центром европейского современного танца и проводником новых веяний. Темы мужского и брутального начала в танце, темы веры, религии и ложного миссии, жизнь болезненного поэтического гения, взаимоотношения отцов и детей. Широта трактовки затрагиваемых тем с каждым годом расширяет концепцию самого фестиваля.

Наталья и Вадим Каспаровы (художественный руководитель и директор фестиваля) стоят у истоков отечественного contemporary dance в его питерском направлении. Совсем не случайно именно они возглавляют этот фестиваль, расцветающий на глазах» (Екатерина Беляева, балетный обозреватель «МО»).

проект

«КоOPERAция»: лаборатория молодых композиторов и драматургов
Кураторы проекта Екатерина Василева, Наталья Сурнина

Восемь на восемь

«Сегодня опера считается достаточно сложным, архаичным и поэтому не очень востребованным среди молодежи жанром. Мы хотим кардинальным образом изменить ситуацию и даем возможность молодым авторам погрузиться в мир современной оперы, создать что-то свое, новое, а главное — увидеть это на сцене!» (Екатерина Василева).

«Проблема разобщенности миров молодых драматургов и молодых композиторов очевидна. Объединить их призвана «КоOPERAция» — творческий и образовательный проект. Его цель — привлечь внимание композиторов и драматургов, уже начавших профессиональную деятельность, к современному оперному театру, объединить их на этой территории

и инициировать появление новых сочинений. Кроме того, важная задача лаборатории — привлечь внимание профессионального сообщества (в том числе художественного руководства российских оперных театров) к работе молодых авторов и расширить дискуссионное поле в этой сфере» (Наталья Сурнина).

проект

«Опера HD»: фестиваль «Лучшие театры мира в кинотеатрах»
Генеральный директор Светлана Едемская

Кинопривет из Лондона и Парижа

Компания Opera HD — официальный дистрибьютор спектаклей двух ведущих европейских музыкальных театров: лондонского Royal Opera House и Opera National de Paris в кинотеатрах России. Opera HD показывает в прямой трансляции и в записи оперные и балетные постановки из Ковент Гарден и Гранд Опера.

«Есть мнение, что балет, да и оперу, можно оценить только “вживую”. Когда речь идет о Большом театре, или Мариинском, возможно, это так, хотя и тут можно поспорить. Но все же не каждый раз так легко слетать в Лондон или Париж. А трансляции спектаклей лучших театров мира в кинотеатрах открывают зрителям неограниченные возможности. И как мы считаем, подтягивает и наши театры, поскольку теперь они вынужденыучитывать и реальность трансляций мировых театров и стремиться к их уровню» (Светлана Едемская).

проект

«Theatre HD»: театр, опера и балет на большом экране
Генеральный директор Надежда Котова

«Нью-Йоркские» и «Русские» сезоны

«В 2013 появился проект TheatreHD, в котором мы объединили трансляции и показы в записи спектаклей сильнейших театров мира в кинотеатрах России. В настоящее время TheatreHD организует показы в 150 кинотеатрах России и стран СНГ. Проект задумывался как нишевый, он давал возможность заинтересованной публике смотреть в кинотеатрах спектакли ведущих театров мира в хорошем качестве. Сегодня задача TheatreHD шире — благодаря нашим показам многие зрители открывают для себя театр и имеют возможность смотреть лучшие драматические и музыкальные спектакли, не покидая своего города.

Так мы формируем новую зрительскую театральную аудиторию: это наше главное достижение» (Надежда Котова).

книги

«Италия-Россия: четыре века музыки»
Автор-составитель Лариса Кириллина

По волнам музыкальной истории

История взаимодействия двух великих музыкальных культур, итальянской и русской, на протяжении четырех столетий — сквозная тема книги, созданной по инициативе Посольства Италии в России в сотрудничестве с Московской консерваторией.

Взаимная любовь к музыке — одна из самых характерных особенностей двусторонних отношений между Италией и Россией, которые в этой сфере насчитывают четыре столетия.

Книга вышла на итальянском и русском языках. Издана при содействии более 30 музыкальных организаций Италии и России. Среди них Большой и Мариинский театры, МАМТ им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Детский музыкальный театр им. Н.И. Сац, Камерный музыкальный театр им. Б.А. Покровского, театры Ла Скала (Милан), Ла Фениче (Венеция), Римская опера, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Эрмитаж, Театральный музей им. Бахрушина, ВМОМК им. Глинки (ныне Национальный музей музыки), российские и итальянские музеи, архивы, библиотеки…

Книгу «Италия-Россия: четыре века музыки» представляет ее автор-составитель, профессор Московской консерватории, доктор искусствоведения Лариса Кириллина.

фестиваль

XXIX международный фестиваль новой музыки «Звуковые пути»
Художественный руководитель Александр Радвилович

Звуковые пути авангарда

«Звуковые пути» стали одним из первых в СССР форумов, открывших доступ к мировому современному музыкальному авангарду. И сегодня они сохраняют репутацию «фестиваля премьер». Ежегодно в концертах фестиваля с пометкой «мировая премьера» звучит от 10 до 20 сочинений, еще больше исполняется впервые в России. За 29 лет на «Звуковых путях» прозвучало около 1000 новых сочинений!

«Фестиваль ставит перед собой задачу дать возможность композиторам быть исполненными и услышанными, а публике — сохранить право выбора.

Специально для исполнения на “Звуковых путях” свои произведения пишут и российские, и зарубежные композиторы. В афише фестиваля соседствуют имена известных и молодых авторов, в том числе студентов и аспирантов консерваторий: их творчеству уже несколько лет посвящается отдельный концерт» (Александр Радвилович).

конкурсы

Газета публикует материалы о Первом этапе Третьего Всероссийского музыкального конкурса и о Всероссийском балетном конкурсе, а также о состязаниях, которые проходят в России под эгидой Ассоциации музыкальных конкурсов (АМКР). В этом номере — итоги конкурсов, прошедших в начале 2018 г., и условия конкурсов, которые пройдут во второй половине 2018 г. в городах России.

Официальный представитель Steinway & Sons в России
ООО «Старт-Вест-94» — STEINWAY & SONS, BOSTON, ESSEX

121170, Москва, Кутузовский пр-т, д. 41, стр. 1
Тел./факс (495) 280-72-74, 780-05-96, e-mail: sw7800596@yandex.ru
Гамбург, Ронденбарг 10, Д 22525, Германия, тел. +49-40-85-39-11-07 www.steinwaysons.ru
Гарантия фабрики-изготовителя, выбор концертных роялей D-274 на фабрике