«Возвращение. Мечислав Вайнберг (К 100-летию со дня рождения)»: абонемент Московской филармонии и газеты «Музыкальное обозрение» сезона 2019/20

«Возвращение. Мечислав Вайнберг (К 100-летию со дня рождения)»: абонемент Московской филармонии и газеты «Музыкальное обозрение» сезона 2019/20
Мечислав Вайнберг. Фото из архива Ольги Рахальской
8 декабря 2019 исполнится 100 лет со дня рождения выдающегося композитора Мечислава Вайнберга.
Сегодня Вайнберг – один из самых исполняемых композиторов в Европе, США и в России. Его оперы ставятся по всему миру, его произведения играют симфонические оркестры, камерные ансамбли, лучшие солисты и дирижеры. Его творчество пристально изучают крупнейшие музыковеды Европы и Америки.

Создан Оргкомитет по проведению Года Вайнберга в России. Куратор Года – газета «Музыкальное обозрение», отмечающая 30-летие в 2019 году. Пройдет конференция в ГИИ, продолжится выпуск Собрания сочинений композитора, планируется выпуск мемориальных сборников. Во Всероссийском фестивале музыки Вайнберга примут участие Большой и Мариинский театры, Урал Опера Балет, театр «Новая опера», БСО им. Чайковского, НФОР, оркестры Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, Казани, Омска, Томска, Волгограда и многих других городов.

Три концерта абонемента «Вайнберг. Возвращение»: сочинения Вайнберга, музыка Шостаковича, Шопена, Баха и Брамса – композиторов, с которыми Вайнберг всю свою жизнь вел художественный диалог.

Андрей УСТИНОВ

Абонемент № 150 «Возвращение.  Мечислав Вайнберг»
(к 100-летию со дня рождения)
Московская государственная академическая филармония
К 30-летию национальной газеты «Музыкальное обозрение»
Всероссийский фестиваль “Музыкальное обозрение” — Оpus 30

4 ноября 2019. Вайнберг – Шопен
22 января 2020. Вайнберг – Брамс
17 марта 2020. Вайнберг – Бах – Шостакович

Камерный зал Московской филармонии, начало концертов в 19:00

4 ноября 2019
Вайнберг – Шопен

Сергей Каспров (фортепиано)
Андрей Устинов (слово о композиторе)
Солисты Open Sound Orchestra:
Станислав Малышев (скрипка)
Инна Зильберман (скрипка)
Дарья Филиппенко (альт)
Ольга Калинова (виолончель)
Николай Горшков (контрабас)

В ПРОГРАММЕ:

Шопен (1810—1849)
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром ми минор, соч. 11
(авторская версия для фортепиано и струнного квинтета)
Вайнберг  (1919—1996)
Квинтет для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели, соч. 18

Сергей КАСПРОВ

Сергей Каспров – пианист, клавесинист и органист, один из самых неординарных музыкантов нового поколения. Он обладает уникальной способностью вжиться в атмосферу творчества и возникновения сочинений, передать тончайшие стилевые градации пианизма разных времен.

Сергей Каспров родился в Москве в 1979 году. Окончил Московскую консерваторию по специальностям «фортепиано и исторические клавишные инструменты» (класс профессора А.Любимова) и «орган» (класс профессора А.Паршина). Впоследствии обучался в аспирантуре Московской консерватории как пианист, а также проходил стажировку в Schola Cantorum в Париже под руководством профессора И.Лазько. Принимал участие в фортепианных мастер-классах А.Любимова (Вена, 2001), в творческих мастерских по игре на старинных клавишных инструментах  М. Шпаньи (Шопрон, Венгрия, 2005), а также в цикле фортепианных семинаров консерватории Мангейма (2006).

В 2005-2007 годах музыкант был удостоен специального приза Международного конкурса пианистов им. В. Горовица, Гран-при Международного конкурса им. М.Юдиной, Первой премии на Международном конкурсе им. Н.Рубинштейна в Париже и Первой премии на Международном конкурсе им. А.Скрябина в Париже (2007). В 2008 году на конкурсе им. С.Рихтера в Москве Сергею Каспрову была присуждена Премия Правительства Москвы.

Записи музыканта транслировались на волнах радиостанций «Орфей»,  France Musique, BBC, Radio Klara.

Исполнительская карьера С. Каспрова развивается не только на сценах залов Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России, но и на крупнейших концертных площадках Европы. Он является участником таких всемирно известных фестивалей, как La Roque d’Anthéron (Франция), Klara Festival  (Бельгия),  Klavier-Festival Ruhr (Германия) , Chopin and his Europe (Польша), «Ogrody Muzyczne» (Польша), Schloss Grafenegg (Австрия), St.Gallen Steiermark (Австрия),  Schoenberg Festival (Австрия),  Musicales Internationales Guil Durance (Франция),  «Площадь искусств» (Санкт-Петербург),  «Декабрьские вечера», «Московская Осень», «Антиквариум».

С успехом выступал с такими оркестрами, как Государственный академический симфонический оркестр России им. Е.Ф.Светланова, Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, «La Chambre Philharmonique». Среди дирижеров, с которыми сотрудничал пианист, В. Альтшулер, А. Штейнлухт, В.Вербицкий, Д.Рустиони, Э.Кривин.

Концертную деятельность на современном фортепиано Сергей Каспров успешно сочетает с исполнительством на исторических клавишных инструментах – хаммерклавире и романтическом фортепиано.

Андрей УСТИНОВ, исполнительный директор Года Вайнберга в России

Андрей Устинов (род. 1959).

Музыкальный и общественный деятель, музыковед, художник, журналист, критик, издатель, продюсер.

Один из основателей (1989) и с 1991 года, главный редактор национальной газеты «Музыкальное обозрение».

Инициатор, куратор, художественный руководитель, арт-директор, автор более 100 фестивальных, концертных, конкурсных, выставочных, композиторских проектов, филармонических абонементов.

Среди них — «Мир музыки Всеволода Мейерхольда» в Пензе и в Москве, «Кружева» в Вологде и первый в России фестиваль  документальных фильмов о музыке «MusicDocFest»,  “Opus MO” и др.

Фестивали, концерты, выставки, лекции, Дни газеты “Музыкальное обозрение”, музыкально- информационные форумы Устинова проходили в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Екатеринбурге, Иваново, Казани, Костомукше, Краснодаре, Красноярске, Курске, Магадане, Магинтогорске, Мурманске, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Петрозаводске, Петропавловске-Камчатском, Ростове на Дону, Ростове-Великом, Салавате, Самаре, Саратове, Воронеже, Сургуте, Томске, Уфе, Ханты-Мансийске, Якутске.

Автор и ведущий Абонементов в Московской филармонии: «Персона-композитор», «Музыка войны. Сталинские премии. Камерная музыка 1941–1945 (к 70-летию Великой Победы)», «www.баян.ru», «Альт.Арфа.Контрабас», «Вайнберг. Возвращение», “Мир музыки Вс. Мейерхольда”, “MusicDocFest  Рихтер и Мравинский, Шостакович и Свиридов в фильмах Андрея Золотова ”

Организатор, куратор и ведущий круглых столов, научных конференций.

Создатель Ассоциации музыкальных конкурсов (2000) и Председатель Совета АМКР.

Руководитель Пресс-центров международного конкурса П.И.Чайковского.

Работал жюри 40 всероссийских и международных конкурсов по разным специальностям.

Выступает с мастер-классами и лекциями по музыкальной журналистике.

Заслуженный деятель искусств России.

22 января 2020
Вайнберг – Брамс

Елизавета Миллер (фортепиано)
Станислав Малышев (скрипка)
Ольга Калинова (виолончель)
Андрей Устинов (слово о композиторе)

В ПРОГРАММЕ:

Брамс (1833—1897)
Трио № 1 для фортепиано, скрипки и виолончели си мажор, соч. 8
Вайнберг  (1919—1996)
Трио для фортепиано, скрипки и виолончели, соч. 24

Елизавета Миллер (фортепиано, клавир) – первый музыкант из России, который выиграл престижный конкурс старинной музыки MusicaAntiqua в Брюгге по специальности хаммерклавир (2013). Миллер – лауреат международного конкурса PremioFerrari в Роверетто (Италия), победительница конкурса Николая Рубинштейна в Париже (2012).

Елизавета Миллер постоянно выступает в России, Италии США, Германии и Франции, регулярно сотрудничает с ансамблем Марка Пекарского, Студией новой музыки при Московской консерватории. Она принимала участие в международных фестивалях, среди которых Beethovenfest в Бонне, MusicaAntiquaв Брюгге, фестиваль памяти Джона Кейджа в Москве и Нижнем Новгороде.

Московская консерватория выпустила два CDдиска с записями Елизаветы: André VolkonskyEarlyWorks(2011) и JohnCageк 100-летию со дня рождения композитора (2012), а компания Wergo– DVDдиск ThePreciseMusicofGalinaUstvolskaya – theSixPianoSonatas(2015).

Елизавета Миллер с отличием окончила факультет исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории и аспирантуры; преподаватели — профессор Алексей Любимов (фортепиано) и профессор Ольга Мартынова (клавесин, хаммерклавир). Затем Елизавета получила диплом магистра в Йельском университете (2011), где обучалась у Бориса Бермана и Хун-Куана Чена. С 2013 Е. Миллер – ассистент профессора Алексея Любимова, с 2014 ведет свой класс камерного ансамбля и хаммерклавира.

Станислав МАЛЫШЕВ

Станислав Малышев (р. 1980) окончил школу-десятилетку при Уральской государственной консерватории. Продолжил образование в Московской консерватории и ассистентуре-стажировке по классам скрипки (у профессора Игоря Фролова) и камерного ансамбля (у профессора Нины Коган). Лауреат и дипломант Всероссийских и международных конкурсов.

В качестве солиста выступал с отечественными и зарубежными оркестрами, среди которых камерный оркестр Musica Viva, Азербайджанский филармонический оркестр, симфонический оркестр оперного театра Ниццы, Ensemble Modern (Германия). С 2008 года — солист и концертмейстер Ансамбля солистов «Студия новой музыки» Московской консерватории. Играет также в составе струнного квартета «Студия новой музыки».

В 2014 году Станислав Малышев прошёл стажировку по дирижированию у профессора Московской консерватории Игоря Дронова и с 2016 года выступает как второй дирижер ансамбля «Студия новой музыки». В качестве дирижера сотрудничал с Камерным хором Московской консерватории, Казанским камерным оркестром «Новая музыка». Многие современные композиторы доверяют Станиславу исполнение своих сочинений – Валентин Сильвестров, Гия Канчели, Кирилл Уманский. Он является дирижером-постановщиком спектаклей на музыку опер Моцарта «Волшебная флейта» и «Дон Жуан» (совместный проект ансамбля «Студия новой музыки» и ГИТИСа), а также постоянным участником проекта.

Музыкант много гастролирует. Постоянный участник международных фестивалей: La Biennale di Venezia (Италия), Beethoven Fest (Германия), Nice Manca Music Festival (Франция), St. Gallen (Австрия), «Евразия» (Екатеринбург), «Московская осень», фестивалей Софии Губайдулиной в Казани и Эдисона Денисова в Томске.

Станислав Малышев также ведёт педагогическую деятельность, с 2016 года – доцент Московской консерватории на кафедре современной музыки.

Ольга КАЛИНОВА

Ольга Калинова окончила Московскую государственную консерваторию и аспирантуру МГК. В числе ее наставников – Кирилл Родин, Александр Бондурянский, Татьяна Гайдамович, Александр Корчагин.

Лауреат всероссийских и международных конкурсов камерных ансамблей.

Ольга Калинова окончила Московскую государственную консерваторию и аспирантуру МГК. В числе ее наставников – Кирилл Родин, Александр Бондурянский, Татьяна Гайдамович, Александр Корчагин.

Лауреат всероссийских и международных конкурсов камерных ансамблей.

С 2005 года – участница квартета «Студия новой музыки», в составе которого представила множество мировых и российских премьер сочинений современных композиторов – Тиграна Мансуряна, Валентина Сильвестрова, Кшиштофа Пендерецкого, Кирилла Уманского, Алена Госсена и других. Квартет сотрудничает с Центром современной музыки Московской консерватории, участвует в фестивалях «Московская осень», «Варшавская осень», «Московский форум» и других, гастролирует за рубежом.

С 2004 года – артистка Московского камерного оркестра MusicaViva под руководством Александра Рудина (в настоящее время – концертмейстер группы виолончелей). Сотрудничает с оркестром MusicAeterna под руководством Теодора Курентзиса.

17 марта 2020
Вайнберг – Бах – Шостакович

Андрей Устинов (слово о композиторе)
Квартет «Студия новой музыки»
Станислав Малышев (скрипка)
Инна Зильберман (скрипка)
Анна Бурчук (альт)
Ольга Калинова (виолончель)

В ПРОГРАММЕ:

И. С. Бах (1685—1750)
Тема из «Гольдберг-вариации», BWV 988
Вайнберг  (1919—1996)
Струнный квартет № 6, соч. 35 (посвящен Г. В. Свиридову)
Шостакович  (1896—1975)
Струнный квартет № 10 ля-бемоль мажор, соч. 118 (посвящен М. С. Вайнбергу)
Вайнберг  (1919—1996)
Ария для струнного квартета, соч. 9
И. С. Бах (1685—1750)
Тема из «Искусства фуги», BWV 1080

Ансамбль «Студия новой музыки»

Квартет «Студия новой музыки» создан в 2004 году выпускниками Московской консерватории, которые обучались ансамблевому мастерству у таких известных профессоров, как А. Бондурянский, А. Корчагин, Н. Коган, А. Рудин, Т. Алиханов, А. Шишлов.

За время учебы участники квартета неоднократно становились лауреатами международных конкурсов камерной музыки имени С. И. Танеева в Калуге, имени В. Беллини в Италии и призерами музыкальных фестивалей «Молодёжные академии России», «60 лет памяти», Узедомского музыкального фестиваля, фестиваля русской культуры в Каннах.

Репертуар ансамбля представлен как классикой квартетного жанра (произведениями Моцарта, Брамса, Бетховена, Чайковского, Шостаковича), так и сочинениями ХХ – ХХI вв. С 2005 года квартет выступает в составе ансамбля «Студия новой музыки» Московской консерватории. За это время квартет с успехом исполнил произведения А. Берга, А. Мосолова, Н. Рославца, Ж. Цинстага, Д. Лигети, С. Райха, В. Лютославского и других авторов. Многие произведения прозвучали в России впервые. Коллектив заслужил самые лестные отзывов от известных композиторов современности, среди которых А. Госсен, В. Сильвестров, Кш. Пендерецкий.

Музыканты квартета с энтузиазмом исполняют и музыку эпохи барокко. В 2007 году квартет представил на сцене Рахманиновского зала консерватории Прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха в переложении И. Стравинского для струнного квартета. Ансамбль много концертирует в России и за рубежом, принимает участие в музыкальных фестивалях – таких, как фестиваль И. С. Баха в Стамбуле, международный фестиваль в Эль-Джеме (Тунис), «Московская осень», «Московский форум» и других.