Возобновленная «Любовь к трем апельсинам» в Мариинском (15 и 16 октября 2022)

Возобновленная «Любовь к трем апельсинам» в Мариинском (15 и 16 октября 2022)

Первой премьерой сезона в Мариинском театре станет опера Сергея Прокофьева «Любовь к трем апельсинам». Постановку режиссера Александра Петрова и художника Вячеслава Окунева 1991 года возобновят на Исторической сцене. За 2 дня – 15 и 16 октября 2022 – состоятся четыре показа. 15 октября за дирижерским пультом – Валерий Гергиев.

«Любовь к трем апельсинам» – первая опера Прокофьева, поставленная на сцене Мариинского театра (1926), и веха творческого пути Валерия Гергиева, дирижировавшего постановкой в 1991 (уже в статусе музыкального руководителя театра, но еще не в статусе худрука). В том году к 100-летию со дня рождения композитора в Мариинском театре проводился прокофьевский фестиваль. К тому моменту в репертуаре уже была масштабная постановка «Войны и мира», готовились премьеры «Игрока» и «Огненного ангела» (обе представлены в декабре 1991).

Мировая премьера оперы – 30 декабря 1921 в Чикаго – прошла при полном зале и с большим успехом, но только «внешне», как отмечал Прокофьев. На следующий год оперу увидели в Нью-Йорке. Если в Чикаго не понимали «Апельсины», но гордились ими как своей мировой «модернистской премьерой», то в Нью-Йорке их не понимали и не защищали, спектакль провалился. Премьера на сцене Ленинградского ГАТОБа – Государственного академического театра оперы и балета, как назывался тогда Мариинский – дала композитору возможность увидеть «Апельсины» прекрасно поставленными и принятыми публикой. Однако в репертуаре театра опера надолго не задержалась. Для американской и европейской публики музыка Прокофьева была «большевистской», для советских критиков – «зарубежной новинкой», «блюдом с другого стола». Композитор вспоминал: «Старались установить, над кем я смеюсь: над публикой, над Гоцци, над оперной формой или над не умеющими смеяться. Находили в “Апельсинах” и смешок, и вызов, и гротеск, между тем как я просто сочинял веселый спектакль».

«Я очень любил и люблю “Апельсины”, – говорит режиссер Александр Петров. – Прелесть в том, что в них язык театра открытого, где ломается, крушится “четвертая стена”. Это объяснение в любви к театру и театра к зрителю».

По словам художника Вячеслава Окунева, спектакль был свежим обращением к традициям старинной итальянской народной комедии масок: шутливо-сказочный сюжет, яркость, стремительность и поэтичность, праздничность и нарядность, увлекательность и веселье, где соединяются вымысел и правда, фантазия и жизнь. Этим театр масок привлекал Гоцци, Мейерхольда, затем Прокофьева и всех постановщиков «Апельсинов».

Сегодня над спектаклем работает та же команда, что и в 1991-м: музыкальный руководитель – Валерий Гергиев, режиссер-постановщик – Александр Петров, художник-сценограф и художник по костюмам – Вячеслав Окунев.

«В спектакле, который мы восстанавливаем, есть мое внутреннее воспоминание о том, как он создавался, сочинялся вместе с артистами: Ириной Богачёвой, Евгенией Целовальник, Андреем Храмцовым. Огромное количество приспособлений, шуток и сценического текста рождалось прямо на сцене. И я счел бы своим долгом всё, что было этими артистами придумано вместе со мной, вернуть в Мариинский, – рассказывает Александр Петров. – Но, конечно, нельзя войти в одну реку дважды. В спектакле новые солисты, миманс, артисты хора, а значит, новые реакции, много нового балета (хореограф Илья Устьянцев). Все это вместе предрасполагает к тому, чтобы 15 и 16 октября получилась отличная премьера».

Партии в спектакле готовят:

Принц – Евгений Ахмедов, Денис Закиров, Александр Михайлов, Антон Халанский, Роман Широких
Труффальдино – Олег Балашов, Андрей Попов, Сергей Семишкур, Клим Тихонов, Александр Трофимов, Роман Широких
Фата Моргана – Ольга Бараненко, Анна Маркарова, Анжелика Минасова, Ольга Савова, Екатерина Шиманович, Оксана Янушкевич
Король – Геннадий Беззубенков, Александр Морозов, Андрей Серов, Олег Сычёв
Панталон – Виктор Коротич, Анатолий Михайлов, Ярослав Петряник, Григорий Чернецов

Челий – Илья Банник, Александр Морозов, Яков Стрижак, Павел Шмулевич

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм