Вольфганг Амадей Моцарт – 265 лет со дня рождения

Вольфганг Амадей Моцарт – 265 лет со дня рождения
Jean-Baptiste Delahaye Portrait of Mozart. 1772

27 января 1756 в Зальцбурге родился Вольфганг Амадей Моцарт. Дата, 265, может быть, не самая круглая, но все же заметная, не останемся в стороне. За десятилетия и даже столетия об именитом венском классике наговорено и написано столько, что хватит еще не на один век. Множество высказываний не просто восторженных, а буквально елейных, их мы и сегодня решительно отметаем и сосредоточимся на высказываниях отчасти даже критических: от Моцарта не убудет, а мыслящему читателю прибудет.

***
«На мой взгляд, Моцарт ничему не удивлялся, в этом он был подобен ребенку. Неожиданного в нем мало. В отличие от Бетховена, он и сам не старался никого удивить. Когда Бетховен вводит какую-нибудь внезапную модуляцию, он рассчитывает на эффект, пытается внести в произведение новое содержание, отметить его печатью своей индивидуальности. Моцарт другой: он похож на капризного ребенка, который топает ногами и кричит, что ужинать непременно хочет в постели. Все его сюрпризы такого рода. Время от времени, конечно, и у него встречаются удивительные вещи, но это совершенно не вяжется со всем остальным: в этом-то и состоит его противоположность Бетховену. Моцарт без труда импровизировал, делал все с легкостью, шутя. Он как будто говорил: “Мне кажется, здесь подойдет такая вот маленькая гамма, а там – арпеджио, и, черт побери, плевать, если через них я не перейду к следующей идее”.

Поэтому у Моцарта через каждые тридцать пять секунд напряжение спадает. Он мечется от идеи к идее, и идеи эти, как правило, блестящие – только между ними много лишнего».

(Глен Гульд. Из книги «Нет, я не эксцентрик!», издательство «Классика-XXI», 2003, перевод с французского Марии Ивановой-Аннинской)

***
«Надо научиться выполнять заказы так же легко и хорошо, как Моцарт».

(Эдисон Денисов. Записные книжки. Тетрадь I)

***
«У Моцарта надрыва нет, потому что он выше надрыва. В то время как у Бетховена или Шопена все на нем держится».
(И. Бродский. Из книги Соломона Волкова «Диалоги с Иосифом Бродским»)

***
«Моцарт действительно один из самых популярных композиторов в силу того, что он писал во всех жанрах. Я думаю, что с очень маленьким отрывом от него исполняются Бетховен, Бах, Чайковский. Но ведь есть совершенно потрясающая музыка – тех же современников Моцарта, Бетховена, которая неизвестна».

(Алексей Любимов. Из интервью Елене Фоминой, Культура ВРН, 06.02.2014)

А из лучших стихов со строкой или строками о Моцарте мы выбрали стихотворение Елены Шварц (1948-2010).

Белле Магид

Кровью Моцарта атласной,
Фраком ласточки прекрасной,
Растворимым и сладимым
Родником неутолимым
Мир пронизан. Хаос страстный
Держится рукою властной
На растяжках жил богов.
Аполлона это жилы, это вены Диониса,
Вживе вживленные в жизнь.
Аполлон натерся маслом, Дионис натерся соком,
И схватили человека – тот за шею, тот за мозг,
Оборвали третье ухо, вырезали третье око,
Плавят, рвут его как воск.
Но сияющий, нетленный,
Равноденственный, блаженный –
Где же Моцарт? Силой чар
В хрустале звезды Мицар.

1978

«МО»