«Мясковский. Диалоги». Фестиваль к 130-летию композитора в Свердловской филармонии

«Мясковский. Диалоги». Фестиваль к 130-летию композитора в Свердловской филармонии

С 9 по 13 марта в Свердловской филармонии ¬состоится фестиваль, посвященный личности и творчеству Николая Мясковского. В диалоге с эпохой, с судьбой, через личные письма раскрывается личность этого человека, которого современники называли «художественной совестью музыки».

Воспитанный на идеалах русской культуры романтического века, Мясковский творил в реалиях советской эпохи. Он был близким другом Сергея Прокофьева, и, по мнению Дмитрия Шостаковича, являлся крупнейшим симфонистом ХХ века. Профессор Московской консерватории, обладатель пяти сталинских премий, член нескольких художественных советов, он пропагандировал творчество своих коллег и выступал в их защиту, однако сам оказался в числе неугодных власти художников. В конце 1940-х годов Мясковский, наряду с другими авторами, был обвинен формализме и внесен в антирепертуарные списки.

Проект Свердловской филармонии, в истории которой есть памятные страницы, связанные с именем Николая Мясковского, призван дать представление о композиторе, чье 140-летие со дня рождения приходится на юбилейный для филармонии 2021 год. Фестиваль откроет череду событий, посвящённых празднованию 85-летия одной из старейших филармоний страны.

В течение трёх фестивальных дней публике будут представлены симфонические, кантатно-ораториальные, камерные инструментальные и вокальные сочинения Мясковского, относящиеся к 1920-1940 годам.

9 марта. Диалог с эпохой

В концерте прозвучит Кантата-ноктюрн «Кремль ночью» – произведение, включённое в «чёрный» антирепертуарный список, Тринадцатый струнный квартет, за который композитор был посмертно удостоен пятой Сталинской премии, и 17 симфония, признанная исследователями творчества композитора наиболее «классической» в его наследии.

Исполнители: Симфонический хор Свердловской филармонии, Уральский молодёжный симфонический оркестр, дирижер Александр Рудин; Струнный квартет Свердловской филармонии

11 марта. Диалог длиною в жизнь. Мясковский vs Прокофьев

Литературно-музыкальная композиция, основанная на музыке и письмах Николая Мясковского и Сергея Прокофьева. Друзей со студенческих лет не смогли разделить континенты, политические системы, жизненные перипетии. Их переписка длилась 43 года, сохранив для потомков 450 писем, фрагменты которых прозвучат в программе, наряду с созвучными им музыкальными произведениями.

Исполнители: Мария Остроухова (меццо-сопрано), Юрий Фаворин и Константин Тюлькин (фортепиано), Александр Борисов и Ильдар Гарифуллин (художественное слово).

13 марта. Диалог с судьбой

Фестиваль завершат трагически-экспрессивная Шестая симфония (1923 г.) и Концерт для виолончели с оркестром, созданный в 1944 году (солист – Александр Рамм).

В симфонии-трагедии Мясковский выразил мысли голосом русской интеллигенции, попавшей под безжалостный «каток истории». Сочинение стало таким же подлинным документом исторической катастрофы, как «Доктор Живаго» Пастернака или «Белая гвардия» Булгакова. На фестивале произведение исполнит Уральский филармонический оркестр и симфонический хор под управлением Дмитрия Лисса. Симфония была записана  оркестром для Warner Classics (2006) и представлена на II Фестивале оркестров мира в Москве (2007). В 1930-40 годах это сочинение несколько раз звучало в Свердловской филармонии под управлением основателей оркестра Марка Павермана и Александра Фридлендера.

Офф-программа фестиваля дополнит музыкальные впечатления публики тремя выставочными проектами:

  • Экспозицией Российского национального Музея музыки, посвящённой творчеству Николая Мясковского.
  • Архивной виртуальной выставкой «Музыка советских и российских композиторов в программах Свердловской филармонии» на сайте sgaf.ru.
  • Супрематической выставкой современного художника Антона Таксиса.

Концептуальность проекта Свердловской филармонии оказывается в русле актуальных тенденций настоящего времени. Новый взгляд на музыку советского времени и возвращение ее в широкую концертную практику – одно из приоритетных направлений отечественной музыкальной истории. Оно продиктовано стремлением к объективному и комплексному изучению сохранившихся свидетельств, ведущему к переосмыслению отечественной истории ХХ века.

«МО»