Владимир Толстой: «Рассчитываем в 2019 году принять Закон о культуре»

Владимир Толстой: «Рассчитываем в 2019 году принять Закон о культуре»
Владимир Толстой. Фото Виктор Весенин / Российская газета

Советник Президента РФ по культуре Владимир Толстой провел в конце 2018 года итоговую пресс-конференцию в пресс-центре РИА «Новости». В числе затронутых вопросов — заседание Совета по культуре и искусству при Президенте РФ, перспективы принятия Закона о культуре, проведение в 2019 Года театра в России, ситуация с отменами и запретами концертов реперов, «дело Седьмой студии».

А. Устинов, газета «Музыкальное обозрение»: Владимир Ильич! Как продвигается работа над Законом о культуре? Он ведь сейчас в ведении вашего аппарата. Какие проблемы вы видите? Процесс работы над Законом длится уже давно, вокруг него шли битвы между разными ведомствами…

В. Толстой: Вы совершенно правы: процесс тянется давно. Назову основные его этапы, не говоря уж о том, что ныне действующий закон был принят еще в 1992, до принятия Конституции. И, конечно, нуждается в серьезной корректировке, потому что за эти годы он претерпел довольно много серьезных изменений, явно не улучшающих положение дел в культуре… Сейчас он носит больше декларативный характер, хотя для своего времени это был прекрасный, очень важный и во многом спасший культуру закон.

За это время предпринималось несколько попыток, разрабатывались несколько проектов закона, которые, к сожалению, не удовлетворяли либо культурную общественность в широком смысле слова, либо правительственные структуры. Консенсуса здесь достичь довольно сложно, будет сложно и сейчас. Пожалуй, отправной точкой стало принятие Указом Президента «Основ государственной культурной политики» в декабре 2014. Основные параметры этого документа легли в основу концепции того закона, который сейчас разрабатывается в администрации. Очень долго мы не могли подобрать такие слова, которые убедили бы все стороны, участвующие в этом процессе.

Несколько недель назад состоялась первая встреча рабочей группы под руководством главы администрации Президента Антона Эдуардовича Вайно, на которой это концептуальное видение было представлено и одобрено большинством членов рабочей группы. Мы попросили членов рабочей группы — а в нее вошли практически все руководители крупнейших профильных профессиональных союзов и ассоциаций — провести широкое обсуждение в профессиональной среде. Оно сейчас идет. На 19 марта назначены парламентские слушания, обсуждение в Государственной Думе.

Параллельно пишутся отдельные главы закона, вырабатывается его структура. Сразу скажу, что будут два законопроекта: базовый законопроект о культуре и второй, который будет включать поправки в действующее законодательство. Потому что те подходы, которые предлагаются, во многом входят в противоречие с отдельными позициями действующего законодательства. Возможно, будут предложены поправки и в Налоговый кодекс, и в ряд других ключевых законов. Мы надеемся, что в марте концепция будет одобрена, и после этого написание Закона пойдет полным ходом. Рассчитываем в 2019 году все-таки его наконец принять. Важно, чтобы не пришлось идти на какие-то радикальные уступки финансовому блоку Правительства, юридическим службам правительственных ведомств. Потому что, действительно, есть моменты, новые для законодательства. Нужны компромиссы.

Отвечая на вопрос, какие меры господдержки возможны для реперов (в свете высказывания В. Путина о том, что если нельзя их остановить, то необходимо возглавить, и что он обсудит эту проблему с министром культуры В. Мединским), В. Толстой сказал:  

Реперы не особо нуждаются в государственной поддержке. Они нашли такие формы своего существования, которые позволяют им становиться популярными, зарабатывать теми способами, которыми они научились это делать. Но речь шла о том, что поскольку это касается огромного количества молодых граждан нашей страны, оставаться совсем безучастным, в стороне от этого процесса неправильно и странно. На заседании Совета по культуре говорилось, что ключевым моментом является некая протестная составляющая, но это свойственно молодым людям, и это нормально. Если же речь идет о распространении наркотиков или пропаганде подобного образа жизни — это, наверное, входит в противоречия с действующим законодательством. Надо подходить к этому вопросу деликатно и аккуратно. Президент прямо сказал, что ничего хуже, чем «хватать и не пущать», в данном случае трудно придумать. Но, видимо, будут поиски диалога и взаимодействия с наиболее популярными исполнителями, собирающими многомиллионные аудитории.

А. Голубева, ВВС: В продолжение темы: в чем причина ситуации с реперами? Почему именно этой зимой стали запрещать реп-концерты в России? Мы видели, что концерты отменялись по инициативе местных властей в регионах, а федеральные власти стали поддерживать реперов, выступали против запретов. Откуда такое противоречие?

В. Толстой: Мне кажется, что власти на местах перестраховываются. Они почувствовали какую-то угрозу, потому что здесь участвуют трудноуправляемые большие массы людей… И чаще всего именно от осознания собственного бессилия начинают приниматься какие-то запретительные меры. Но совершенно ясно, что запреты — это не метод: на эту тему неоднократно высказывался и Сергей Владиленович Кириенко (зам. главы администрации Президента. — «МО»), и сейчас Президент. Я думаю, что сигнал местным властям прозвучал абсолютно убедительный и однозначный. Другое дело, что это пока не решение проблемы. Решение проблемы поручено министру культуры, нам, администрации. И решать ее нужно с тем условием, чтобы популярность этих исполнителей не входила в противоречие с действующим законодательством, не провоцировала беспорядки, угрозы детского суицида. Есть проблемы, с которыми невозможно не считаться, и государство должно защитить своих граждан, в том числе юных граждан, от каких-то необдуманных поступков, находящихся в противоречии с законом.

А. Устинов: Владимир Ильич, вы на встрече с деятелями театра говорили, что уже много лет, чуть ли не с первого срока Президента В.В. Путина, ведется разговор по поводу 44-ФЗ, который не дает возможности творческим организациям развиваться и продвигаться. Это говорится каждый год, каждый месяц. В связи с этим еще один вопрос: начало Года театра омрачено так называемым «театральным делом». Безусловно, это в голове у каждого театрального деятеля. На мой взгляд, эти темы — несовершенство 44-ФЗ и «театральное дело» — отчасти взаимосвязаны. Что вы думаете об этой ситуации и как, по-вашему, она может развиваться?

В. Толстой. Наверное, неслучайно, как вы говорите, этот вопрос поднимается из года в год, из раза в раз. Были попытки усовершенствовать закон. Ровно год назад, в декабре 2017, состоялось заседание Президентского совета по культуре и искусству, и в перечне поручений по его итогам стоял вопрос и по 44-ФЗ. Совместно с профильным комитетом Государственной Думы мы внесли предложения, которые были направлены в государственно-правовое управление. Там нам разъяснили, что внесение этих законодательных поправок не требуется. Нужны практические решения Правительства, направленные на облегчение определенных видов деятельности… Но мы понимаем, что таким образом проблему не решить. Правительство не предпринимает необходимых действий, и мы оказываемся в этой «вилке», в тупике.

Дело в том, что ведение творческой деятельности — театральной, музейной, любой другой — с трудом подходит под регламент 44-ФЗ. И единственное, что мы сейчас можем сделать — предусмотреть внесение необходимых изменений в тех проектах Закона о культуре, о которых я говорил.

Очевидно, что среди наиболее пострадавших от несовершенства 44-ФЗ являются люди, которые проходят по «театральному делу». Но в нем есть один нюанс, который меняет ситуацию: ключевая проблема «дела Седьмой студии» в том, что были уничтожены первичные документы, и это является отягчающим обстоятельством конкретно в этом деле. Если бы первичные документы не были уничтожены, думаю, что оно давно могло бы принять другой оборот.

К сожалению, обратного хода ни история, ни закон не имеет, поэтому сейчас судебные дела рассматриваются именно в рамках действующего законодательства.

«МО»