Виктория Постникова – к 90-летию со дня рождения Геннадия Рождественского (БЗК, 1 июня 2021)

Виктория Постникова – к 90-летию со дня рождения Геннадия Рождественского (БЗК, 1 июня 2021)
Фото Gábor F. Tóth, https://concertobudapest.hu

Первый фортепианный Шопена, а также Брамс – Вариации на тему Гайдна: Виктория Постникова выступит 1 июня в Большом зале консерватории на концерте к 90-летию со дня рождения Геннадия Рождественского. Концертным симфоническим оркестром Московской консерватории продирижирует Анатолий Левин. В одной программе с Шопеном и Брамсом – Девятая симфония Дмитрия Шостаковича.

Геннадий Николаевич Рождественский скончался 16 июня 2018 на 88-м году жизни. В 2016 он дирижировал своим юбилейным (85) концертом на исторической сцене Большого театра. Дирижировал и в 80, также в ГАБТе.

«И приходит ужаснейшая мысль, в то же время и спасительная. Скажем, естественное волнение перед концертом: откуда оно возникает? Существуют три слоя людей, реакции которых дирижер может опасаться. Оркестр. Публика. Критика. Но, если вдуматься, ведь за редчайшим исключением никто ничего не понимает! Возьмем любой лучший оркестр – Чикагский, Венский, любой: человек, сидящий за последним пультом первых скрипок, просто не слышит того, что играет человек в другом конце оркестра. Объединяющий центр находится посередине – это дирижер. В лучшем случае от оркестра можно ожидать сдержанно-положительной оценки. Ведь никто не любит руководителя в принципе. Да ведь он получает в 10 раз больше! “А почему, а за что? И я так могу!” Многие исполнители решают переменить профессию исключительно из-за того, что думают: чем я хуже такого-то? Большинство музыкантов оркестра, когда за пульт встает этот некто, делают все, чтобы исключить его из поля зрения. Помимо того, что от него ничего не исходит, он физически мешает играть.

Возьмем публику. Ладно, аплодисменты между частями. Она часто не знает, когда музыка заканчивается и когда нужно хлопать. Я проводил массу экспериментов. Можно ли не почувствовать, где заканчивается произведение, когда долго-долго звучит аккорд? Нет! Нельзя тихо и спокойно снять аккорд, никто не будет аплодировать. А вдруг это еще не все? Поэтому я делаю вот так (делает эффектный жест завершения. – «РГ»), а еще делаю пируэт, оборачиваюсь и иногда даже говорю: конец!»

(Из интервью Геннадия Рождественского «РГ», 2009)

«МО»