В Зальцбурге открылся летний фестивальный сезон

В Зальцбурге открылся летний фестивальный сезон
Фото DPA / Zalcburg Festival

Малый Зальцбургский Троицкий фестиваль

Преддверием главного европейского фестиваля – Зальцбургского – является “малый” Троицкий фестиваль, созданный Гербертом фон Караяном. В этом году Зальцбургский Троицкий фестиваль представил в своей афише две оперных премьеры с участием Чечилии Бартоли, обе – на литературные сюжеты: “Ариодант” Георга Фридриха Генделя по поэме Лудовико Ариосто “Неистовый Роланд” и “Дева озера” Джоаккино Россини, либретто которой основано на одноименной поэме Вальтера Скотта. В афише также – спектакль Мариинского театра “Сильфида” в хореографии Августа Бурнонвиля (в партии Сильфиды – Олеся Новикова).

Троицкий фестиваль не случайно считается “увертюрой” к большому летнему фестивалю: Чечилия Бартоли, возглавившая фестиваль в 2014 году, установила новый регламент: одна из оперных премьер Троицкого фестиваля переходит в афишу главного фестиваля. В этом году в летний фестиваль попадет генделевский “Ариодант”, где Бартоли выступает в своей любимой – “брючной” партии, исполняя партию Ариоданта, возлюбленного шотландской принцессы Гиневры. Одной из тем поэмы Лудовико Ариосто является борьба нарождающегося христианства и испанских мусульман и включение ее в летнюю афишу не случайно. На московской презентации Зальцбургского фестиваля, проходившей прошлой осенью в посольстве Австрии, руководители фестиваля и его новый интендант Маркус Хинтерхойзер объявили, что главной темой  сезона станет “власть – ее проявления и влияние на человека”. “Мы живем в не самой удобной политической ситуации, – заметил Хинтерхойзер, – которая довольно непредсказуема и очень быстро меняется. Благодаря искусству у нас есть редкая возможность “прочитать” мир и понять, откуда мы взялись и куда мы идем”. На составление этой программы ушло два с половиной года.

Зальцбургский фестиваль

Среди премьер Зальцбургского фестиваля – “Милосердие Тита” Моцарта и “Леди Макбет Мценского уезда” Дмитрия Шостаковича, “Аида” Джузеппе Верди и “Воццек” Альбана Берга, “Лир” Ариберта Раймана (1978). Кроме того, в афише четко обозначились контуры “русского сезона”: практически все оперные постановки связаны с российскими именами.

Оперную программу фестиваля откроет “Милосердие Тита” Моцарта в постановке Питера Селларса и худрука Пермской оперы дирижера Теодора Курентзиса с участием пермского хора и оркестра MusicAeterna. Напомним, что в этом составе создавался и знаменитый пермский спектакль “Королева индейцев” Генри Перселла. “Мы начнем с оперы о всепрощении, – сказал Маркус Хинтерхойзер. – Сострадание, примирение – это важнейшие мысли и этой оперы, и нашего времени”. Премьера спектакля состоится 27 июля в зале Фельзенрайтшуле (Школа верховой езды). Постановка примечательна и тем, что впервые после своих прежних зальцбургских спектаклей “Святой Франциск Ассизский” Оливье Мессиана (1992 и 1998) и L’Amour de loin (“Любовь издалека”) Кайи Саариахо (2000) специалист по Моцарту Питер Селларс вновь возвращается на Зальцбургский фестиваль. Опера, написанная Моцартом в конце жизни, в 1789-м, может считаться завещанием гения, родившегося в Зальцбурге: содержание ее выходит далеко за пределы исторического контекста и представляет моцартовское видение мирного сосуществования народов на земле. “Как мы живем все вместе в век конфликта?” – задает вопрос Селларс. – И какой исцеляющий жест возможен в то время, когда в людях столько злобы?” На этот вопрос, по его мнению, отвечает опера Моцарта.

Другой значимой “русской” премьерой фестиваля станет “Леди Макбет Мценского уезда” Дмитрия Шостаковича. Музыкальным руководителем постановки впервые на фестивале выступит Марис Янсонс. В главных партиях – Ферруччо Фурланетто (Борис Тимофеевич Измайлов), Максим Пастер (Зиновий Борисович), Нина Штемме (Катерина Львовна), Максим Аксенов (Сергей). В других ролях заняты солисты ведущих столичных театров – Василий Ефимов (Геликон-опера), Андрей Попов (Мариинский театр), Дмитрий Ульянов (Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко). Шостаковичу будут посвящены также концертные программы фестиваля, в том числе, программы Венского филармонического оркестра (дирижер Андрис Нельсонс), “Западно-Восточного дивана” под управлением Даниэля Баренбойма, Берлинского филармонического оркестра под управлением Симона Рэттла.

Два крупных события в оперной программе связаны с современным арт-искусством b тоже пройдут с участием российских артистов. Это опера “Воццек” Албана Берга, написанная по драме Георга Бюхнера “Войцек” и повествующая о простом солдате времен Первой мировой войны, над которым издевается его окружение, пока Воццек не сходит с ума и не становится убийцей. Музыкальный руководитель постановки – российский дирижер Владимир Юровский, режиссер-постановщик – южноафриканский художник Уильям Кентридж (выступавший, кстати, в качестве постановщика оперы “Нос” Шостаковича в Метрополитен-опера с Валерием Гергиевым). “Воццек” будет сопровождается выставкой Кентриджа, которую перевезут из лондонской галереи Whitechapel в Музей современного искусства в Зальцбурге.

Среда актуального арт-искусства станет доминантой и в спектакле “Аида” Верди, который поставит известная иранская художница, кинематографист и фотограф Ширин Нешат. В этом спектакле дебютирует в роли Аиды Анна Нетребко, а партию Радамеса исполнит Франческо Мели и Юсиф Эйвазов. Амнерис – солистка Мариинского театра Екатерина Семенчук. Надо заметить, что, хотя “Аида” и является одной из самых исполняемых опер в мире, на Зальцбургском фестивале она появится только во второй раз со времен постановки Караяна в 1979-80 годах. Музыкальный руководитель спектакля – Риккардо Мути. В этой опере также проступает главная тема фестиваля – война и человек, хрупкость жизни на земле, где одна война следует за другой и где войны между государствами, между властными элитами требуют от человека жертвы его личных интересов, его чувств, его этики. Здесь человек оказывается раздавленным жерновами разных политических интересов. И именно этой своей темой постановка “Аиды” оказывается актуальной для нынешнего фестиваля.

Как заметила на московской презентации президент Зальцбургского фестиваля Хельга Рабл-Штадлер: “Зальцбургский фестиваль создавался в один из самых мрачных периодов истории – после Первой мировой войны, и его задачей было вылечить израненные души и призвать к миру воевавшие народы”. Спустя почти сто лет его задача остается прежней.

Источник публикации Российская газета, 05.06.2017