В Театре Сац состоялась премьера балета «Двухсотлетний человек»

В Театре Сац состоялась премьера балета «Двухсотлетний человек»

В Детском музыкальном театре имени Н. И. Сац состоялись премьерные показы балета-голограммы «Двухсотлетний человек», завершившего трилогию «Я, робот», где живой театр сочетается с новейшими технологиями, достижениями науки и IT.

Полижанровая трилогия Георгия Исаакяна создавалась на протяжении года. 29 июня 2022 театр выпустил премьеру AR оперы Константина Комольцева «Любовь к трем цукербринам» по роману Виктора Пелевина. Вторая часть – драматический спектакль «ОНА» по мотивам сценария Спайка Джонса – была показана 2 декабря 2022. Третья часть, балет «Двухсотлетний человек», вышла 25 июня 2023.

Фото Елена Лапина | Театр им. Н.И. Сац

«Миссия уникального, единственного в мире музыкального театра для детей и юношества, Театра имени Наталии Сац, заставляет нас все время обращаться к большим и сложным темам современности. В футуристической трилогии “Я, робот” мы обратились к чрезвычайно важной теме: взаимоотношения человека и искусственного интеллекта, разные аспекты столкновения человека и машины. В этом контексте, конечно же, мы просто обязаны были взять повесть Айзека Азимова “Двухсотлетний человек”, где едва ли не впервые в мировой литературе эта тема была поднята и осмыслена так глубоко и талантливо. Мы считаем, что настоящий сегодняшний большой академический театр не должен бояться больших и сложных разговоров с публикой, а как раз должен их инициировать», – говорил перед премьерой Георгий Исаакян.

В 2023-м году проблемы искусственного интеллекта (ИИ) стали бурно и остро обсуждаться обществом, СМИ, экспертами, юристами. Сгенерированная нейросетью Midjourney живопись заполонила соцсети. Не сходила с первых полос новостей нейросеть Chat GPT, умеющая отвечать на вопросы, создавать код, писать сочинения и статьи.

В ноябре 2022 группа американских художников подала первый судебный иск против нейронных сетей, незаконно использующих чужие картины для создания изображений. Истцы требовали возмещения ущерба от компаний Stability AI, DeviantArt и Midjourney.

В мае 2023 Гильдия сценаристов Америки начала бессрочную забастовку, одно из требований: регламентировать использование ИИ (того же ChatGPT) в написании сценариев, чтобы он применялся только как инструмент, могущий помочь в исследованиях или облегчить техническую работу, а не как замена людей-сценаристов.

В июне 2023 в СМИ появилась информация: дрон ВВС США, оснащенный технологиями искусственного интеллекта, во время симуляции выполнения боевой задачи решил атаковать своего оператора (чтобы тот не мешал ему), а затем попытался разрушить вышку связи, которую оператор использовал для управления дроном.

В спектакле Электротеатра «Нонсенсорики Дримса» (реж. Борис Юхананов, 2022) видеооформление спектакля было создано при помощи ИИ. Буклет к «Двухсотлетнему человеку» содержит тексты и изображения, сгенерированные нейросетью. Действительно есть о чем задуматься.

Фото Елена Лапина | Театр им. Н.И. Сац

Либретто балета за авторством Георгия Исаакяна построено по мотивам источника почти полувековой давности – повести Айзека Азимова «Двухсотлетний человек». Время действия охватывает период с конца XIX по начало XXII века. В эпоху Жюля Верна семейство заводит первого неуклюжего робота-дворецкого, похожего на жестяное ведро, затем появляется более совершенная модель, у которой пробуждаются эмоции, способность к творчеству и чувство юмора. Чем дальше, тем больше антропоморфного в роботе – одежда, замена механических частей органическими протезами – и тем меньше человеческого в людях, срастающихся с техникой. Спектакль обрамлен видеофрагментами: интервью с робопсихологом Сьюзен Кэлвин и заседаниями суда, где в течение нескольких десятилетий решается вопрос, признавать ли робота Эндрю человеком.

Художники-постановщики спектакля – Анна Кострикова и Денис Сазонов, оформившие предыдущие части трилогии – поместили действие в гостиную богатого дома, чудом уместив и декорации, и танцующих на Малой сцене театра (Большая все еще находится на реконструкции).

Хореограф – Кирилл Симонов, художественный руководитель балетной труппы Театра Сац – в первом действии обыгрывает различные танцевальные стили, характерные для того или иного времени: элементы чарльстона, рок-н-ролла и т.д. Во втором действии и музыка, и танец решены в духе электроминимализма.

Фото Елена Лапина / Театр им. Н.И. Сац

Композитор – Габриэль Прокофьев – внук Сергея Прокофьева. Ранее он работал с Георгием Исаакяном над спектаклем «Орландо, Орландо» (премьера на сцене Геликон-оперы, 2018), где сделал электронную обработку музыки Генделя. Поначалу кажется, что музыка «Двухсотлетнего человека» в чем-то наследует ПРКФВ, но затем «псевдопрокофьев» уступает место хаотичному, будто бы нейросетевому, техно.

В «Двухсотлетнем человеке» применяется технология фотограмметрии, позволяющая перевести множество фотографий одного объекта в 3D-модель и анимировать ее (художник визуальных эффектов – Илья Шушаров). С помощью голограммы решена трогательная сцена в финале спектакля.

Постаревший робот Эндрю в проникновенном исполнении педагога-репетитора театра Олега Кожанова танцует с правнучкой своих бывших хозяев, а на заднем плане кружится голографическая картинка его танца с Маленькой Мисс в день ее совершеннолетия полтора века назад. Это последний танец Эндрю – робот умирает, а в это время по телевизору идет трансляция заседания Совета Земли, где его наконец признают человеком.

Нынешний сезон для Георгия Исаакяна ознаменовался личным достижением в Большом театре. 25 мая 2023 он представил на Новой сцене премьеру оперы Верди «Луиза Миллер». Это первая постановка худрука Театра им. Сац на большой сцене ГАБТа, прежние работы относились к Камерному музыкальному театру им. Б. А. Покровского (с 2018 – Камерная сцена Большого театра им. Б. А. Покровского): в 2015 это был «Мелкий бес» А. Журбина (мировая премьера), в 2018 – «Один день Ивана Денисовича» А. Чайковского (перенос пермской постановки Исаакяна).

В следующем сезоне ожидается радостное событие у самого Театра имени Сац – в октябре 2023 премьерой оперы Глинки «Руслан и Людмила» откроется наконец основная сцена театра, и коллектив сможет работать без пространственных ограничений.

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях