В Камерном музыкальном театре им. Б.А. Покровского с большим успехом прошли премьерные спектакли единственной оперы Бетховена

В Камерном музыкальном театре им. Б.А. Покровского с большим успехом прошли премьерные спектакли единственной оперы Бетховена
Фото Игорь Захаркин

Свою единственную оперу, известную по названию ее третьей редакции — «Фиделио» – Бетховен писал более 10-ти лет. Идея обратиться к первой редакции 1805 года, когда опера еще называлась «Леонора», принадлежит художественному руководителю Камерного музыкального театра Геннадию Николаевичу Рождественскому. Поставил оперу режиссер Михаил Кисляров, дирижер и хормейстер — Алексей Верещагин. В главных партиях Игорь Вялых (Флорестан), Татьяна Федотова (Леонора) и Алексей Морозов (Пизарро).

Первая постановка оперы (под названием «Леонора») 20 ноября 1805 года в Вене успеха не имела: за неделю до премьеры наполеоновская армия без сопротивления заняла город и публика в зале состояла в-основном из французских военных. Им был непонятен немецкий язык оперы. Обстановка в Вене не располагала к театральным премьерам, и постановка успеха не имела. В 1806 Бетховен сделал вторую редакцию оперы, названную уже «Фиделио», которая выдержала лишь два представления. Третья, значительно переработанная редакция «Фиделио» была поставлена только 10 лет спустя — 22 мая 1814 года в Венском Кертнертон-театре. И обрела заслуженный успех. Опера стала короче, динамичнее, образы — яснее. Но вместе с длиннотами ушли многие красоты, а с ясностью пришла большая однозначность и плакатность.

В Камерном музыкальном театре опера предстает в своем первозданном виде — без компромиссов и уступок, которых потребовали от самобытного бетховенского гения условности жанра и сцены той эпохи. Ближайшие премьерные спектакли — 26, 27, 28 ноября.

Подробная рецензия на постановку «Леоноры» и комментарий профессора Московской консерватории, доктора искусствоведения Л.В. Кириллиной читайте в № 8-9 (371) 2014 газеты «Музыкальное обозрение».