В царстве славного Салтана

Первая премьера Большого театра в новом сезоне — десятая опера Римского-Корсакова
В царстве славного Салтана
Фото Дамир Юсупов

Что за прелесть эти сказки

Сказочный мир пленяет и манит к себе Большой театр. В сезоне 2018-2019 состоялись премьеры «Зимней сказки» Кристофера Уилдона и «Русалки» Тимофея Кулябина и Айнарса Рубикиса. Сейчас все в ожидании «Садко» Дмитрия Чернякова в феврале 2020. Есть надежда, что на сцену вернется «Снегурочка» Тителя, поскольку она заявлена в репертуаре. Складывается ощущение, что вообще вся классическая опера сегодня, в XXI веке напоминает мир сказок. Сезон 2019-2020 открылся серией показов «Евгения Онегин» Евгения Арье, который тоже поставлен как сказка. Пожалуй, только «Катерину Измайлову» и «Идиота» трудно отнести к этому списку.

По локоть руки в серебре

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» издана Пушкиным в 1832. В основе — народная сказка «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре», в которую Александр Сергеевич добавил персонажей из других сказок и соединил два фольклорных сюжета. Один — о невинно гонимой жене, другой — о вещей деве, помогающей суженому одержать победу. Пушкинский «Царь Салтан» — сказка вдвойне. Она рассказывает и о том, как царь Салтан потерял, а затем нашел жену и сына, и о том, как юный Гвидон встретил царевну-лебедь, свою суженую. В результате каждый из героев стал счастлив и «по горизонтали» (царь, несмотря на происки недругов, вновь обретает жену, князь Гвидон находит свою царевну), и «по вертикали» (отец и сын находят друг друга, царь и царица обретают невестку).

И с присвисточкой поет

Оперу «Сказка о царе Салтане» Римский-Корсаков закончил в 1900. Композитор описывал «Салтана» как «скерцо, сменяющее драматическое аллегро», то есть «Царскую невесту». После мрачной драмы он захотел создать чистую сказку, сохранив в ней пушкинскую прозрачность и легкость.

Попыткам либреттиста В.И. Бельского внедрить символический смысл в образ Царевны Лебеди и психологический реализм в поведение Гвидона Римский-Корсаков решительно воспротивился. «Нужно ли это подчеркивать? Если такое символическое значение есть, то читатель и слушатель сам его узрит, а о Коптяеве не стоит заботиться, пусть его опять скажет, что у русских композиторов не хватает философских идей. Так было у Вагнера, у Р. Штрауса, да и у Вейнгартнера, а у меня сказка — так сказка!..».

Николай Римский-Корсаков
«Сказка о царе Салтане»
Либретто Владимира Бельского по одноименной сказке А.С. Пушкина
Музыкальный руководитель и дирижер Туган Сохиев
Режиссер-постановщик Алексей Франдетти
Сценограф Зиновий Марголин
Художник по костюмам Виктория Севрюкова
Художник по свету Иван Виноградов
Хореограф и режиссер по пластике Ирина Кашуба
Главный хормейстер Валерий Борисов
Режиссер цирковых номеров Евгений Шевцов
В спектакле заняты: Царь Салтан — Денис Макаров; Царица Милитриса, младшая сестра — Мария Лобанова; Ткачиха, средняя сестра — Юлия Мазурова; Повариха, старшая сестра — Светлана Лачина; Сватья баба Бабариха — Ирина Долженко; Князь Гвидон — Бехзод Давронов; Царевна Лебедь — Анна Аглатова; Гонец — Андрей Потатурин; Скоморох — Николай Казанский; Первый корабельщик — Максим Пастер; Второй корабельщик — Николай Казанский; Третий корабельщик — Александр Бородин; Лебедь — Анастасия Бурдина; Коршун — Илья Салмов; Белка — Илья Салмов.
Текст от автора читает Чулпан Хаматова (в записи)
Мировая премьера: 21 октября (2 ноября) 1900 года на сцене московской частной оперы — Товарищества Солодовниковского театра, Москва.
Премьера новой постановки: 26, 27, 28, 30 сентября 2019

Бывают сказки со вторым планом. В «Снегурочку» Островский упаковал историю о расслоении общества. В «Зимней сказке» и «Русалке» есть притчевые намеки. У Пушкина и Римского-Корсакова настоящая волшебная сказка: белочка, богатыри, чудеса.

Фото Дамир Юсупов

С грустной думой на лице

Вышедшая в июне 2019 постановка Чернякова «Сказки о царе Салтане» в театре Ла Монне заставляет задуматься: стоит ли в произведение, которое создавалось и Пушкиным, и Римским-Корсаковым как «чистая сказка», вкладывать радикальный несказочный сюжет? У Чернякова князь Гвидон —мальчик-аутист, который живет с матерью-одиночкой. Отец бросил их, и ребенок убегает от реальности в сказочный мир. Кто бы ни писал о постановке Алексея Франдетти в Большом театре, ее неизбежно сравнивали со спектаклем Чернякова.

Но если серьезно, очень серьезно, господа, то «Салтан» — это криминальная драма. Папаша и муж недоглядел. Ткачиха с Поварихой и Бабарихой подстроили дворцовые интриги, совершив уголовное и государственное преступление. Сын в такой ситуации должен мстить за себя и за мать. Как и мать — за себя и за сына. В общем, вполне современная интрига. По крайней мере, такое идет по всем каналам ТВ. И для реалистической постановки режиссеру нужно вводить новое действующее лицо — хорошего следователя.

Вот что чудом-то зовут

Но Большой театр выбрал путь, заявленный самим Римским-Корсаковым: сказка так сказка!

Пышность заваливает зрителя со сцены: высокие парики, жемчуга, выплывающий сказочный город. Ледяной Леденец, холодный и манящий, как весенняя сосулька. Битва Лебеди и Чародея-коршуна как в спектаклях Цирка дю Солей или Финци Паска. Но как изобразить полет шмеля? Не пускать же его на веревке из левой кулисы в правую? Здесь выручили технические возможности театра — перелеты акробатов-шмелей показаны как вспыхивающие стоп-кадры под лучами прожекторов. В спектакле есть и наивный детский юмор с элементами арифметики: 33 богатыря показаны в виде 11 молодцев с тремя головами.

Фото Дамир Юсупов

Град на острове стоит

Построенный Гвидоном город Леденец — это Петербург. Родина Президента России и многих других слуг его двора. На сцене в виде ледяных скульптур все главные достопримечательности: Исаакиевский собор, Биржа, Спас-на-Крови, Александровская колонна. Из мрачного города «Петербургских повестей» Гоголя, «Преступления и наказания» Достоевского, города Мандельштама и Ахматовой в спектакле он превращается в сказочный, светлый город. Как всякая сказка, он далек от реальности. В реальном Петербурге стены падают на тебя и кружится голова во дворах-колодцах. Над Петербургом-Леденцем хочется летать волшебным шмелем.

Сказка ложь, да в ней намек

А петербургский царь без жены. Женить его надо.

А дети где-то далеко, за морем.

А вокруг царя интриганы, врут и морочат голову, лишь бы сохранить свое место и весь порядок.

А народ гадает, поймет царь или не поймет.

Добрый путь вам, господа

Оркестр Большого театра под управлением Тугана Сохиева справился с партитурой, освободился от сусальных штампов, с которыми играют музыку Римского-Корсакова. Сохиев выявил глубину этой партитуры, ее тембровые и симфонические прелести.

Новая «Сказка о царе Салтане» — цирковое сценическое чудо. К «Истории Кая и Герды», «Щелкунчику» и «Зимней сказке» добавилась еще одна предновогодняя сказка. Еще одна красивая иллюзия, заволакивающая реальность розовым облаком.

МО | МО № 9 (452) 2019