Ушел из жизни великий дирижер Бернард Хайтинк

Эта прекрасная жизнь
Ушел из жизни великий дирижер Бернард Хайтинк
Фото Ronald Knapp

Великий дирижер Бернард Хайтинк ушел из жизни 21 октября 2021 в Лондоне, у себя дома, в окружении близких. Из прожитых 92 лет Хайтинк 65 лет стоял за пультом лучших оркестров мира по обе стороны океана.

Хайтинк родился 4 марта 1929 в Амстердаме. Учился в Амстердамской консерватории как скрипач, затем в 1954–1955 изучал дирижирование под руководством Фердинанда Ляйтнера, у которого некоторое время был ассистентом в оркестре Штутгарта.

Начав самостоятельную дирижерскую практику в 25 лет вторым дирижером в оркестре Радио Нидерландов (где также играл в группе скрипок), два года спустя Хайтинк «проснулся знаменитым» — после того, как с успехом заменил заболевшего Карла Мария Джулини на исполнении Реквиема Л. Керубини.

Мировая слава

Уже в следующем году Хайтинк возглавил оркестр Радио Нидерландов, а в 1961 стал главным дирижером Королевского оркестра Концертгебау, которым руководил до 1988, а с 1999 является почетным дирижером этого коллектива.

Одновременно в 1967—1979 был главным дирижером Лондонского филармонического оркестра, в 1977—1988 — художественным руководителем Глайндборнского оперного фестиваля.

Последующие вехи его беспримерной карьеры — позиции  музыкального руководителя Королевской оперы Ковент Гарден (1987–2002), молодежного оркестра Европейского Союза (1994–2000), главного приглашенного дирижера Бостонского симфонического оркестра (1995–2004), руководителя Дрезденской капеллы (2002–2004), Чикагского симфонического оркестра (2006–2010).

В 1970-х годах Бернард Хайтинк — один из очень немногих европейских маэстро, гастролировавших в СССР. В 1975 он приезжал в Москву с

Лондонским филармоническим оркестром (запись этого концерта сохранилась в фондах ТВ и в 2016 была показана по каналу «Культура»).

В репертуаре Хайтинка были все симфонии Бетховена, Шумана, Брамса, Чайковского, Брукнера, Малера, Шостаковича, Воан-Уильямса; сочинения Гайдна, Шуберта, Прокофьева; оперы Моцарта, Бетховена, Верди, Вагнера, Дебюсси, Яначека, Р. Штрауса, Бартока, Бриттена.

В дискографии дирижера — более 450 пластинок и CD, записанных на лейблах Philips, EMI и Decca, на которых запечатлена огромная часть мировой оперной, кантатно-ораториальной, оперной музыки. Особое место среди записей маэстро занимают симфонии Брукнера и Малера, партитуры Р. Штрауса, Бартока, Яначека. Невозможно забыть исполнение Бернардом Хайтинком и Оркестром Концертгебау композиции Оливье Мессиана Et exspecto resurrectionem mortuorum (1964) для деревянных духовых, медных духовых и металлической перкуссии. Остались в записях и эталонно исполненные Клаудио Аррау и оркестром Концертгебау под руководством Хайтинка фортепианные концерты Бетховена и Брамса; 15 симфоний Шостаковича, записанных с оркестрами Концертгебау и Лондонской филармонии (1986, Decca). Остались и многочисленные видео.

Признание

В мае 2021 Бернард Хайтинк стал обладателем премии International Opera Awards за вклад в музыкальную культуру. Решение в высшей степени справедливое: с именем Хайтинка действительно связаны не только лучшие страницы дирижерской культуры XX–XXI веков. Он всегда был значительнее дирижерского ремесла как такового, хотя и был в этом плане высочайшим профессионалом. Когда в сентябре 2015 Хайтинк был введен в Зал славы журнала Gramophone, французский пианист Эммануэль Акс, поздравляя дирижера, назвал его «источником вдохновения для всех нас в мире музыки, объединившим в своем творчестве нескончаемый поиск истины со способностью сделать каждую интерпретацию абсолютно верной».

Хайтинк удостоен множества других наград. Среди них — Орден Нидерландского льва, британский Орден Кавалеров Чести, Орден Британской Империи, кавалер Ордена литературы и искусств Франции, Орден Короны (Бельгия).

В 2007 году он признан «музыкантом года» по версии Аассоциации профессиональных музыкантов «Musical America». В 2004 получил премию «Грэмми» за лучшую оперную запись («Енуфа» Яначека).

Финал прекрасной жизни

В июне 2018 Хайтинк, поднимаясь на подиум во время оваций зала в амстердамском Концертгебау после исполнения 9-й симфонии Малера, неожиданно споткнулся и упал. К счастью, ушибы оказались несерьезными, и уже в следующем сезоне маэстро продолжил выступления. Но по окончании сезона 2018–2019, в возрасте 90 лет, Хайтинк объявил о завершении карьеры. Свой последний концерт он дал в сентябре 2019 с Венским филармоническим оркестром. Последняя запись дирижера, выпущенная на Challenge Classics — Симфонии № 7 Брукнера с филармоническим оркестром Нидерландского радио — вышла 13 октября 2021. Через неделю Бернарда Хайтинка не стало.

In memoriam

Дань памяти и уважения выдающемуся дирижеру отдали многие коллеги, искренне любившие его.

Сэр Саймон Рэттл:

«Трудно представить, что Бернард оставил нас: он был постоянным источником вдохновения для всех своих коллег-музыкантов, и сегодня утром мир кажется менее щедрым.

Я видел и слышал его в подростковом возрасте, а первый раз мы встретились в 1975 в Глайндборне, где я был пианистом в легендарной постановке оперы «Похождения повесы» Хокни / Джона Кокса. Тогда я впервые ощутил громадное различие между ним и всем и другими дирижерами, которых я видел до этого. Всё, что и как он делал на протяжении всей своей карьеры — было квинтэссенцией, микрокосмом дирижерского искусства. Без суеты, совершенно не привлекая к себе внимания, он создал территорию, где каждый мог полностью выложиться, а типичные проблемы ансамбля или баланса просто исчезли. «Если мы не можем хорошо играть под руководством Бернарда, пора заняться другой профессией», — такие размышления стали обычными для музыкантов.

С самого начала нашего общения я ощутил его теплоту и доброжелательность. И хотя я старался не беспокоить его — если мне был нужен совет или я пребывал в кризисе, он всегда был рядом, щедро делясь временем, мудростью и сочувствием. Я в долгу перед ним больше, чем могу выразить словами: его невероятно трудно было поблагодарить или поздравить. Но я думаю, что он чувствовал всеобщую любовь и благодарность.

Мое сердце принадлежит Патриции, которая окружила его большей любовью и заботой, чем кто-либо мог бы пожелать, и была такой же самоотверженной и щедрой, как ее муж. Он был одним из редких гигантов нашего времени, и еще более редким и драгоценным великаном, полным смирения.

Мой дорогой Бернард, мы сохраним тебя в наших сердцах».

Сэр Андраш Шифф:

«Это действительно очень печальный день. Трудно писать о Бернарде в прошедшем времени. Поистине великий дирижер, замечательный музыкант, дорогой друг и настоящий Mensch. Исключительно скромный, он не знал или не хотел знать, насколько он особенный. Никогда не мешая музыкантам, он позволял им играть, а композиторам и их произведениям — говорить с нами. Он преподал нам урок смирения и честности, этики создания музыки. Бернард незаменим. Покойся с миром, дорогой друг».

Дэвид Афхам, главный дирижер Национального оркестра Испании:

«Я помню нашу первую встречу в Люцерне, как будто это было вчера — 3-я симфония Брамса, 2-я часть. Бернард спросил меня, может ли он взять мою палочку, и встал за пульт: звук изменился мгновенно. Энергия, воля и целеустремленность этого мастера были уникальны… Бернард действительно был одним из величайших дирижеров, музыкантов, художников и людей наших дней.  Я буду скучать по его руке на моем плече».

«Взгляд в бездну»

В интервью американскому журналисту Брюсу Даффи (1997) Бернард Хайтинк говорил, в частности, о том, как он проживает свои последние минуты перед выступлениями: «Не важно, как часто ты дирижируешь, ты всегда смотришь в бездну. Это мой личный опыт. Конечно, когда все идет хорошо, после концерта испытываешь колоссальное чувство удовлетворения, не стоит недооценивать этот момент. Когда я говорю “взгляд в бездну”, я имею в виду состояние, к которому нельзя привыкнуть. Я не знаю исполнителей, которые бы не чувствовали дрожь, в той или иной степени, перед выходом на сцену. Но, думаю, это прекрасная жизнь, во многих смыслах».

Антон ДУБИН, Павел РАЙГОРОДСКИЙ, «МО»

«МО» № 10 (485, 486) 2021