Ушел из жизни Сергей Слонимский

Ушел из жизни Сергей Слонимский
Сергей Слонимский. Фото tunnel.ru
9 февраля 2020 в Санкт-Петербурге на 88 году жизни скончался Народный артист России, композитор Сергей Слонимский. Церемония прощания известным композитором состоится 13 февраля в Санкт-Петербурге. Об этом сообщает агентство ТАСС.

Слонимский был профессором Санкт-Петербургской консерватории, лауреатом Государственной премии Российской Федерации имени М.И. Глинки, премии правительства Санкт-Петербурга, Академиком Российской академии образования, кавалером Командорского креста ордена “За заслуги” Республики Польша.

“Сергея Михайловича знали и любили все, он был почетным гражданином Петербурга. <…> Никакие важные вопросы, связанные с консерваторией, никогда не решались без учета его мнения. Сложно пока осознать всю тяжесть потери, но мы понимаем, что наследие, которое он оставил, всегда останется с нами и наши потомки всегда будут обращаться к его музыке как к образцам высокого мастерства”, – сказал ТАСС ректор Санкт-Петербургской государственной консерватории Алексей Васильев.

Источник публикации ТАСС, 09.02.2020

Сергей Слонимский (1932—2020) — композитор, пианист, окончил Ленинградскую консерваторию в 1955 году по классу композиции (у проф. О. А. Евлахова) и по классу фортепиано (у проф. В. В. Нильсена). С 1959 года педагог, с 1976 года профессор композиции Санкт-Петербургской консерватории.

В числе его учеников Т. Данн (США), А. Затин (Мексика), Е. Иготти, В. Кобекин, С. Левковская, В. Малаховская, А. Радвилович, В. Рывкин (США), В. Сапожников,М. Хоссейни (Иран) и многие другие известные композиторы.

Народный артист России (1987), Лауреат   Государственных премий (1983, 2002), премии Правительства Санкт-Петербурга (1996), Международной премии «Балтийская звезда» (2009), кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» ӀV степени и Командорского креста «За заслуги» Республики Польша.

Автор опер: «Виринея», «Мастер и Маргарита», «Мария Стюарт», «Гамлет», «Видения Иоанна Грозного», «Король Лир», «Антигона», балетов: «Икар» (Большой театр, 1971), «Волшебный орех» (либретто и постановка М. Шемякина, Мариинский театр, 2005), 30 симфоний, Реквиема, кантат «Песни вольницы», «Голос из хора» (на стихи А. Блока), 11 концертов для различных инструментов с оркестром, фортепианной, двух скрипичных и виолончельной сонат, трио, квартета «Антифоны», квинтета, 24 прелюдий и фуг, романсов и песен на стихи А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Цветаевой, А. Кушнера, Е. Рейна, И. Бродского, Б. Ахмадулиной, В. Соловьева и других поэтов, музыки к фильмам «Республика Шкид», «Интервенция», «Перед судом истории», «Моя жизнь», хоров, фортепианных пьес для детей и юношества и многих других сочинений (более двухсот).

Музыка Слонимского широко исполняется, издается и записывается на СД в России и за рубежом. В мае 2010 года в Нью-Йорке на фестивале музыки стран восточной Европы Слонимский был единственным приглашенным композитором. В числе дирижеров, исполнявших симфонические и музыкально-театральные сочинения Слонимского — Юрий Темирканов, Валерий Гергиев, Геннадий Рождественский, Василий Синайский, Арвид Янсонс, Владислав Чернушенко, Кирилл Кондрашин, Ян Крейн, Эри Клас, Джефри Майер, Михаил Юровский, Леонид Корчмар  и многие другие.

Удивительно разнообразно содержание творчества С.Слонимского.  По словам Ю. Холопова в творчестве Слонимского можно усмотреть какую-то «поли-арт’ную» концепцию «многих пространств». «Это не просто многообразие, носкрещение пространств нашего искусства, занятие расстояний между широко раскиданными полярностями».

Определяющей чертой творчества Сергея Слонимского является его универсализм. В. Н. Холопова считает, что серия сплошных творческих удач  –  оперы  Слонимского. «С. М. нашел такие свои, тайные ключи к музыкальной сцене, что у него не оказалось никаких продолжателей. Его сюжеты – это драмы и трагедии народов, царей, королей, Мастера, Маргариты, Иешуа. Главные действующие лица исключительны, высоки, предельны в несомой ими идее. Слонимский из энциклопедических запасов своих знаний подбирает для каждой оперы только ей присущий жанровый строй и непостижимым чутьем лепит ее неповторимую музыкально-интонационную индивидуальность».

Источник публикации tunnel.ru