Театральное сообщество потрясено задержанием Софьи Апфельбаум

Театральное сообщество потрясено задержанием Софьи Апфельбаум
Фото РИА Новости / Владимир Федоренко
В четверг, 26 октября, после допроса в Следственном комитете по делу «Седьмой студии» была задержана директор РАМТа Софья Апфельбаум. Бюджетные средства, в хищении которых подозревается руководство «Седьмой студии», выделялись в тот период, когда Апфельбаум возглавляла департамент государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры. Ранее Софья Апфельбаум проходила по делу как свидетель.

Театральное сообщество эмоционально отреагировало на задержание, в правомерность которого трудно поверить.

Александр КАЛЯГИН, художественный руководитель театра Et Cetera, председатель СТД:
– Сам по себе факт меня удручает… Почти убивает. Я пока ничего не знаю, кроме вашего сообщения. Вы первые, кто мне об этом сказал. Сейчас буду узнавать у театральных деятелей… Слова поддержки могут быть только одни: Софья Апфельбаум – чудный человек, добрая, чуткая и очень внимательная в работе с любыми документами и, в особенности, с тем, что касается выделения средств. Поэтому я в таком шоке. В это просто невозможно поверить!

Сергей ЖЕНОВАЧ, художественный руководитель «Студии театрального искусства»:
– Софью Михайловну я очень уважаю, ценю. Она одна из лучших театральных менеджеров и один из лучших деятелей сцены. И надеюсь, что это задержание – чистой воды недоразумение. Больше у меня комментариев никаких нет.

Римас ТУМИНАС, художественный руководитель Театра им. Вахтангова:
– Я думаю, что это задержание расценивается отдельно и не совсем связано с Кириллом Серебренниковым. Во всяком случае, лично я не могу связать это с «делом «Седьмой студии». Да, я знаю, что Софья Апфельбаум работала в Министерстве культуры, но я уверен, что она поступала честно. Я давно ее знаю. Это тончайший человек, заботливый менеджер. По-человечески это задержание меня очень обидело. Кого-кого, а не ее… Надо набраться воли, силы, терпения. Бог всё видит.

Алексей БОРОДИН, художественный руководитель РАМТа:
– Все мы, рамтовцы, шокированы, возмущены и озабочены происходящим с директором нашего театра Софьей Апфельбаум. Мы убеждены в беспочвенности обвинений в её адрес. Мы, как и всё театральное сообщество, уверены в безупречности репутации Софьи Михайловны. Ждём её на работе в самое ближайшее время.

Марина РАЙКИНА, обозреватель «МК»:
– Я считаю, что это ужасно. Софья очень приличный человек. Всегда была в Министерстве культуры одна из самых достойных, объективных чиновников. С моей точки зрения, это безобразие. Будем ее поддерживать.

Евгений ПИСАРЕВ, художественный руководитель Театра им. Пушкина:
– Я в шоке от того, что нет конца этому ужасу, непрекращающемуся. Это уже начинает напоминать «дело врачей». Только теперь это – «дело театральных работников». Я только что пришел с репетиции и узнал о случившемся. У меня нет слов. Я очень надеюсь, что Софью отпустят. Вообще, всё это производит очень тяжелое впечатление. Сейчас буду созваниваться с коллегами – думать, что делать.

Станислав БЕНЕДИКТОВ, главный художник РАМТа:
– Я только что пришел в театр, и мне сказали, что случилось. Для меня это – как гром среди ясного неба. Пока еще не могу сказать ничего конкретного, кроме того, что все очень взволнованы произошедшим. Пока в театре очень мало информации, в секретариате сказали, что узнали о случившемся из сообщений в интернете. А Алексей Владимирович [Бородин, художественный руководитель РАМТа], наверное, еще не знает, он же сейчас за границей.

Ксения ЛАРИНА, журналист: 
– Нет ни малейших оснований для обвинения в отношении Малобродского, Апфельбаум и Серебренникова. Потому что нет ни одного доказательства преступления кроме оговора госпожи Масляевой. И очень много вранья от группы следователей. Вранья, блефа, передергивания. Я говорю то, что знаю не из СМИ (вот так же и в годы большого террора сомневались – а вдруг и правда есть за что?).

Дмитрий МОЗГОВОЙ, зампредседателя СТД РФ: 
– Соня Апфельбаум для меня и, уверен, для многих людей и коллег – пример порядочности, профессионализма, честности. Таких людей надо оберегать и гордиться ими! То, что происходит сегодня, это какой-то апофеоз несправедливости…

Наталия КАМИНСКАЯ, театральный критик: 
– Я абсолютно верю в честность и порядочность Сони, в ее высокий интеллект и потрясающее умение работать. В должности, за которую ей сейчас треплют нервы, она поднимала театральное искусство по всей стране. Не было ни одного театра, который не был бы ей благодарен, который не состоял бы с ней в творческом и деловом контакте. У нее безупречная репутация.

Все происходящее нарастает, как снежный ком. Думаю, правоохранительные органы просто не желают давать задний ход, притом что у них своеобразное представление о той сфере, в которую они вторглись. Можно ведь прийти с лопатой в консерваторию и думать, что это тот самый инструмент, из которого там можно извлечь пользу.

Я опускаю мотивы их действий – абсолютно темная история, почему они действуют так агрессивно, почему все это длится так долго. Не буду говорить об этом, потому что это не более чем домыслы. Но то, что на театр катится снежный ком, это факт. Люди уперто гнут свою линию, невзирая на обстоятельства – репутацию, поручительства; не принимая во внимание механизма театральной работы, который им неизвестен.

Для меня все это настолько ужасно, что невозможно представить. Я желаю Софье мужества и скорейшего избавления от этой чудовищной истории.

Владимир ПАНКОВ, художественный руководитель Центра драматургии и режиссуры:
– Новость, которую я сегодня услышал, меня потрясла. Соня –
благородный, честный человек. В любом деле, и особенно в нашем театральном деле, на нее всегда можно положиться, она надежный, искренний и трогательный человек. Я это знаю и буду продолжать верить только в это.

Елена ГРЕМИНА, директор «Театра.doc»: 
– Софья Апфельбаум знакома нам всем. Сначала она работала в Министерстве культуры, теперь работает в детском театре. Все, кто ее знает, могут сказать о ней только самое хорошее. Я общалась с ней в то время, когда она возглавляла департамент господдержки искусства и народного творчества при Министерстве культуры; можно сказать, это был чиновник нового типа – очень открытый и бескорыстный. Было такое ощущение, что человек делает с тобой общее дело. Замечательные инициативы, многие из которых продолжаются и по сей день, были заложены именно в то время. Я посылаю ей слова моей глубокой поддержки.

На самом деле мне кажется, что против государственных театров развязана целая кампания. Хотя это одна из немногих по-настоящему эффективно работающих отраслей в стране. Невзирая ни на какие катаклизмы, театр сохранился, в том числе сохранилась система государственных театров. Они работают во всех крупных городах. Меня совершенно поражает эта кампания, и я не знаю, с какой целью она развязана и кто несет за нее ответственность. Однако совершенно очевидно, что все это – звенья одной цепи.

Публикуются какие-то сомнительные расследования, которые были бы просто смешны, поскольку очевидно, что они выполнены непрофессиональными людьми, но эти невежественные публикации почему-то всплывают в нужный момент. Обществу транслируется мысль, что, во-первых, в театре крутятся огромные «отнятые у народа» деньги, что само по себе неправда – в театре работают люди, для которых материальное как раз не является главной мотивацией.  А во-вторых, в театре страшно воруют. А кто-то даже специально организовывает театр с этой целью!

Человек, который хоть немного в курсе, понимает, что все это неправда. Но обществу впаривают эту историю. Хотя коррупцию у нас, в общем-то, есть где поискать.

Для меня история с Соней – это звено той же самой цепи. Я понимаю, что существует теория хаоса, все это может быть случайностью, но это не выглядит как случайность. Это выглядит как желание погубить театр. Поскольку я человек со стороны, директор негосударственного театра, где вообще нет бюджетных денег, мне кажется, что я сейчас говорю объективно. Это какой-то заговор против театров. Не знаю, кому он нужен, но выглядит все именно так.

Источник публикации Театрал-online